html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Замглавы союза кинематографистов России – о Мединском, Михалкове и нашем кино


Владимир Астапкович/РИА Новости

Первый зампред Союза кинематографистов России Олег Иванов рассказал Znak.com о том, отличается ли Никита Михалков в прессе и в жизни, за что стоит ценить Владимира Мединского и какое кино является патриотическим.

— Сейчас на государственном уровне часто говорят, что надо возрождать патриотическое кино, снимать больше фильмов про любовь к Родине. Поддерживаете ли вы такую точку зрения, и что такое для вас лично патриотизм? 

— Что такое патриотизм и что такое патриотическое кино – это два совершенно разных вопроса. И по поводу патриотизма я бы не хотел уходить в различные сентенции, пусть это каждый решает для себя сам. Что же касается патриотического кино, мне кажется, что любое кино, сделанное для зрителя и принятое зрителем, можно считать патриотическим. 

У нас в России очень здоровая зрительская аудитория, она не принимает плохих фильмов. Если выходят какие-то сиюминутные картины, отсылающие к традициям Comedy Club и рассчитанные на неделю проката, такие как «Самый лучший фильм», например, то аудитория этих фильмов в итоге не принимает. Самыми массовыми оказываются, как это ни странно, драматические, а не комедийные фильмы: «Легенда №17», «Сталинград» – фильмы, которые превысили отметку в 4 миллиона зрителей в кинотеатрах, – это драмы. Ну и, конечно, анимация, просто потому что туда ходят дети и их родители. Следом за этими категориями идут фильмы типа «Горько!» или «Горько – 2», которые, хотя и относятся к жанру комедии, не являются при этом плоско-комедийными. В них есть второй план, который в какой-то момент вызывает у зрителя слезу и мысли о чем-то более глубоком. То есть развлекательная функция кино не является главной для нашей зрительской аудитории. Развлекаться идут на голливудское кино, где есть драйв, спецэффекты, стрелялки и так далее, где захватывает дух от каких-то трюков. 

— Но ведь и в нашем кинематографе предпринимаются попытки идти в такую голливудскую историю, причем попытки обычно неудачные.

— Неудачные они именно потому, что мы не должны никого копировать. Сколько бы мы ни пытались сделать голливудское кино, мы никогда его не сделаем. Голливудское кино должно делаться в Голливуде. А у нас должно сниматься кино, отвечающие запросам нашей аудитории, потому что есть и комедии, и драмы, которые соответствую только нашей ментальности, нашим особенностям восприятия окружающего мира. Ведь многие из тех, кто приходит в кино, пытаются найти ответы на какие-то вопросы, которые лично их волнуют. И далее может возникнуть отождествление себя с героем, возможность понять что-то важное, новое, новое не обязательно с точки зрения знаний, а с точки зрения ощущения жизни. Именно поэтому российский зритель любит сильных режиссеров: сильный режиссер – это не тот, который хорошо владеет приемами компьютерной графики, а тот, кто может на экране создать авторское высказывание, сообщить зрителю что-то такое, что переживается как своеобразный момент истины.

— К вопросу о сильных режиссерах. Очень много шума наделал фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», а министр культуры назвал его фильмом про «Рашку-говняшку».

— Ну, во-первых, это высказывание Мединского не относилось впрямую к фильму «Левиафан», министр говорил о фильмах определенного рода вообще. А фильм «Левиафан» можно оценивать по-разному. Если говорить о его художественных качествах, то многие киноведы говорят о большом количестве изъянов этого фильма именно с точки зрения кинематографии, то есть актерской игры и так далее. Но если этот фильм вызвал огромный резонанс и об этом фильме много говорили, это значит, что это – фильм-событие, фильм, который был нужен обществу. Иначе про него просто не говорили бы. Звягинцев, со всей очевидностью, величайший режиссер, но многие при этом отмечают, что «Левиафан» – не лучшая его работа. Тем не менее, если после фильма нам не о чем поспорить и не о чем поговорить, значит, фильм вообще не заслуживает нашего внимания. 

— Касательно споров, что вы думаете о возможности или необходимости цензуры в кино?

— Я считаю, что должна быть этика. Цензура – это всегда запрет, а этика – это нормы и правила, которых люди придерживаются, исходя из собственных представлений об обществе, о своей роли в обществе, ввиду того, что кино – это средство, которое может оказать очень серьезное воздействие на людей. Я считаю, что у любого художника должна быть внутренняя гражданская ответственность за те последствия, к которым может привести его фильм. 

В России существует система возрастного ценза на просмотр, система предупреждений о вреде алкоголя и табака. Дополнительно можно заимствовать опыт Соединенных Штатов Америки, где есть практика рейтинга фильмов по мере потенциального негативного воздействия, оказываемого на зрителя, но у зрителя остается право решить самому, идти ему на просмотр или нет. Я против прямых запретов, каких-то экспертных советов, которые будут говорить, какое кино надо смотреть, а какое нет. Я считаю, что можно смотреть любое кино, но при этом детям не стоит позволять смотреть то, что предназначено для взрослых.

— Как вы оцениваете текущее финансирование кино? У меня оно вызывает огромные вопросы. К примеру, по всему миру очень популярно наше документальное кино, а деньги выделяются на не слишком удачные ремейки советских фильмов или копирование западных проектов. 

— Я бы этот вопрос переадресовал самим документалистам, чтобы они сказали – а сколько вообще в России должно в год производиться документальных фильмов и какие на это необходимы средства? Понятно, что мнение документалистов – чем больше, тем лучше, и поэтому они, к сожалению, на этот вопрос не отвечают. Мне кажется, что существует общественная потребность в документальном кино и, например, в кинохронике, потому что сейчас наша жизнь не фиксируется на кинопленку, как это было в течение всего прошлого века, и именно эта кинохроника сохранила для нас образ времени. А сегодня никакой кинолетописи не ведется, и что будут смотреть про 2016 год люди через 50 лет – это большой вопрос.

— Репортажи центрального телевидения?

— Нет, они же не хранятся. У нас есть Госфильмофонд, хранилище в Красногорске. Хранение происходит только в пленочном варианте, и единой системы кинофотодокументов, кроме той, которая существовала раньше, а теперь не поддерживается, не существует. И это открытый вопрос. И вопрос по поводу объема документальных фильмов я бы хотел в первую очередь задать документалистам, чтобы они сами проанализировали, сколько снималось в СССР, сколько нужно сейчас. Я же считаю, что обязательно нужно снимать полнометражное документальное кино, и эти фильмы, если они сняты хорошо, могут транслироваться на федеральных телеканалах. Я не уверен, что нужно увеличивать имеющуюся государственную поддержку, возможно, ее нужно перераспределить и выдавать ее тем студиям, которые являются лучшими. Это мое субъективное мнение: нужно поддерживать лучших, и только. Есть альтернативная точка зрения, что лучшие выживут сами, а поддерживать нужно слабых. Но я считаю, что нужно поддерживать сильнейших. Сейчас Союз кинематографистов совместно с представителями документального кино разработал и представил в Министерство культуры проект положения об экспертном совете по отбору фильмов неигрового кино, чтобы он был принят как внутренний документ, и если это произойдет, то мы по крайней мере будем знать, что отбор фильмов проходит по правилам, исключающим субсидирование потенциально некачественного продукта. 

— Мне лично просто очень обидно, что режиссер Елена Погребижская всем миром собирает деньги на свои фильмы, а в это же время выходит чудовищный ремейк «А зори здесь тихие», который смотреть дольше пяти минут невозможно.

— Я думаю, что это разные беговые дорожки, и одно другим не заменяется. Нужно поддерживать лучшее из игрового кино и лучшее из документального. 

— Вернусь к вопросу о ремейках, я не понимаю, зачем это переснимать? Это искусственная ностальгия по Советскому Союзу?

— Я к ремейкам отношусь хорошо. Например, сейчас в Академии Никиты Михалкова проходит фестиваль, где рассматривается театр, кино и литература, и в рамках этого фестиваля покажут все экранизации «Анны Карениной» в течение одного дня, от начала прошлого века и до сегодняшнего дня. И каждый из этих фильмов имеет право на жизнь. То, насколько литературная основа может быть экранизирована в тот или иной период истории, зависит от потребности в такой экранизации. Можно допустить и десять экранизаций одного и того же произведения, другое дело, как это будет сделано, насколько это отвечает духу времени и запросам зрителей. Потому что, к примеру, ремейк «Кавказской пленницы» вызывает у меня желание высказать много ругательных слов, ремейка «А зори здесь тихие» я не видел, но то, что его многие ругают, для меня не показатель. Мы очень подвержены ностальгии, и очень часто те или иные фильмы склонны ругать только потому, что картины прошлых лет уже проверены временем и представляют для нас очень высокую значимость, а новые априори воспринимаются нами как фильмы, которые мы забудем через неделю. Тем не менее опыт экранизаций «Анны Карениной» и попытка посмотреть все эти экранизации в течение одного дня вызывает у меня восторг, и в том, что если когда-нибудь через сто лет кто-то захочет посмотреть все экранизации «А зори здесь тихие», – не вижу ничего в этом плохого.

— Говоря о ностальгии, тот же Никита Михалков часто снимает фильмы о царской России, о той «России, которую мы потеряли». Как вы считаете, насколько сейчас это востребовано?

— Мне кажется, что здесь речь не о потере, скорее, а о том, что современная Россия представляет собой все то, что есть в ее истории. В этом смысле взгляд в историю – это попытка напомнить о том, что это и есть мы, это часть истории той страны, в которой мы живем. И как раз Никита Михалков больше, как мне всегда казалось, предлагает зрителю помнить историю и находить в ней определенные уроки и смыслы. И в целом обращение к периоду до 1917 года, до Октябрьской революции, позволяет открыть время, которое в Советский период мы напрочь забыли. В постсоветский период все заговорили про сталинизм, про ужасы 37-го года, и только сейчас мы вспоминаем о корнях, уходящих в XVII, XVIII, XIX век нашей истории.

— Я не могу вас не расспросить. Вы знакомы с Никитой Михалковым, чья фигура вызывает в прессе неоднозначную реакцию. Насколько он похож на свой медийный образ?

— Когда я вообще не был знаком с Михалковым, и я тоже воспринимал его по тем статьям или откликам, которые кто-то написал или сказал. Только сейчас я понимаю, откуда берется столь неоднозначная реакция. Это похоже на то, что я говорил о фильмах-событиях. На мой взгляд, личность Михалкова настолько мощная и значительная, что ее нельзя не замечать, обойти, и такая личность неминуемо вызывает и будет вызывать диаметрально противоположные реакции у разных людей. Кто-то пытается пропиарить себя, споря с Михалковым, кто-то критикует фильмы, кто-то выражает восторг, но именно из этого и складывается восприятие той самой масштабной личности и творчества Никиты Сергеевича. 

— Спрошу об еще одном нашем современнике, который тоже вызывает неоднозначную реакцию, о министре культуры Владимире Мединском, его вы как оцениваете?

— Я очень много общался с тремя его предшественниками, и могу сказать, если можно вообще проводить такие сравнения, что с нынешним министром культуры нам просто повезло, потому что до него вопросы кинематографии на уровне министра и министерства рассматривались крайне редко и решения принимались довольно слабые. Я не буду называть фамилии, но я знаю, что все изменения, которые начали происходить в кино, датируются концом 2009 – началом 2010 годов, и в этих изменениях самую активную роль играл Владимир Мединский. О других сферах культуры я профессионально судить не могу, но, начиная с 2009 года, на уровне Минкультуры было принято все, что предлагалось кинематографическим сообществом как адекватные меры регулирования и поддержки отечественной кинематографии. Хотя многие из идей до этого казались нереализуемыми.

— Например?

— Например чтобы деньги выдавались через процедуру отбора, предполагающую открытую прозрачную конкурсную систему финансирования, питчинги. Дальше, за это время в два раза было увеличено по объему само финансирование. Затем, что касается поддержки киносети, в течение 20 лет государство не выделяло денег на развитие киносети в малых и средних городах. Теперь же 143 кинозала в малых городах или населенных пунктах в регионах будут оснащены современным оборудованием за государственный счет. Я могу назвать еще целый ряд вопросов, и по конкретным мерам и механизмам за период работы Мединского было сделано очень многое. 

— Мне кажется, что министр культуры должен держаться менее идеологизировано.

— Я как раз говорю о мерах и механизмах работы, которые абсолютно деидеологизированы, и я не понимаю, в чем состоит упрек в идеологизации. Единственное, где можно увидеть идеологию, это в том, что министерство культуры ежегодно выбирает и рекомендует приоритетные темы для кино, но если вы посмотрите этот список, вам туда просто будет нечего добавить. Поэтому мне кажется, что это такой журналистский фетиш по отношению к министерству культуры сегодня, нежели чем реальная картина происходящего. Я лично не видел за время своей работы примеров жесткой идеологизации со стороны министерства, или был пример, вы можете рассказать?

— Нет, я имею в виду высказывания Мединского.

—  Одно дело, когда министр высказывает свою точку зрения как лицо, которое имеет право высказать таковую в публичном пространстве, а другое, что он создает реальные механизмы для регулирования и поддержки нашего кино, создает систему работы, которая исключает его участие, субъективный фактор первого лица. И это благо, потому что всегда в России вопросы лоббирования кинопроектов, телефонного права, носили разрушительный характер, и если бы телефонное право существовало сейчас в том объеме, в котором оно существовало до Мединского, мы бы сейчас имели совершенно другое кино.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с znak.com

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • znak.com
          • домен znak.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции