html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Юрий Сапрыкин о том, что стало с хипстерами, Москвой и городской журналистикой

"Те, о ком я думал, когда писал эти колонки, уехали за границу или, по крайней мере, пытаются это сделать"

Юрий Сапрыкин о том, что стало с хипстерами, Москвой и городской журналистикой
Накануне в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» стартовал авторский воркшоп Юрия Сапрыкина по городской журналистике. Мы встретились с Юрием, чтобы узнать, что он думает о происходящих с Москвой изменениях, как относится к мэру и чему будет учить участников воркшопа

Юрий Сапрыкин, как никто другой, умеет замечать, в какую сторону меняется город и что происходит с нами самими. Мы решили не упускать возможности и расспросить Юрия о том самом духе сегодняшнего дня, поймать который порой так непросто. 

Как вы думаете, что отличает Москву конца нулевых годов от Москвы сегодняшней, середины 10-х?
Применительно к Москве конец нулевых был временем надежд, каких-то новых веяний и многих возможностей. Я глубоко убежден, что ничего более чудовищного, чем в позднюю лужковскую эпоху, с городом не происходило за долгие-долгие годы и десятилетия. Это было абсолютно безжалостное, бесчеловечное время, когда вся столица была отдана на разграбление девелоперам, как правило, близким или родственным мэрии. И все, что здесь делалось, предназначалось не для людей, в Москве живущих, а для того чтобы эти девелоперы могли себе захапать как можно больше денег. И в это же время сформировавшийся внутри города средний класс в потоке бесконечных стенаний говорил о том, как здорово в Берлине и Париже и как ужасно, что в Москве такого никогда не будет. Речь шла не только о кофейнях или магазинах, а об ощущении города и о каком-то общем чувстве, что твои права, интересы и запросы здесь хотя бы теоретически могут учитываться.

В самом конце нулевых произошел слом бесчеловечной парадигмы, и этот запрос среднего класса был наконец услышан. В московской мэрии появились люди, которые очевидным образом хотели управлять городом более рационально, подходить к нему как к механизму, который можно починить, наладить и сделать так, чтобы мэрия работала грамотно и людям на эмоциональном уровне было приятно здесь жить. Все это выразилось в самых разных вещах, начиная от непопулярной платной парковки и заканчивая уже популярными реформами парков.

Юрий Сапрыкин о том, что стало с хипстерами, Москвой и городской журналистикой (фото 1)

То есть появились новые методы управления?
Да, конец нулевых был в этом смысле временем открытия новых приемов обращения с городом. Сейчас этот этап если не завершен, то заметны его логические пределы и видно, что можно еще построить сколько-то станций метро, отремонтировать сколько-то парков. Стало понятно, что с ними делать, и вот это: «Смотрите, можно там перестать брать плату за вход и сделать круглосуточный режим работы, и настелить деревянные набережные, и повесить Wi-Fi — и все заработает само» — уже не откровение. Сейчас все эти приемы довольно очевидны, дальше их можно распространять количественно, и это хорошо. Но при этом видны границы подобных реформ. Понятно, что на уровень того, насколько приятно и удобно заниматься здесь бизнесом, насколько хочется затевать новые проекты и насколько вообще ты чувствуешь здесь уверенность в завтрашнем дне, очередной отремонтированный парк не влияет. Плюс ко всему на каждый новый парк приходится какой-нибудь памятник князю Владимиру, который пытаются соорудить в самом его центре. Наверное, каких-то людей это радует, но меня огорчает. Поэтому я бы сказал, что по сравнению с концом нулевых сейчас заканчивается какой-то цикл такого качественного улучшения жизни в городе, и он, безусловно, принес свои результаты, но эта эпоха если не завершается окончательно, то выходит на ровное движение без особых потрясений и сюрпризов.

В 2011 году в одном из интервью вы говорили о том, что вы фанат мэра Собянина. Чувства за прошедшие четыре года не остыли?
Свои нынешние чувства фанатскими я бы называть не стал, но по-прежнему считаю, что под управлением новой администрации город значительно изменился, и явно в лучшую сторону.

«В московской мэрии появились люди, которые очевидным образом хотели управлять городом более рационально, подходить к нему как к механизму, который можно починить, наладить и сделать так, чтобы мэрия работала грамотно и людям на эмоциональном уровне было приятно здесь жить»

Вы работали над проектом развития ВДНХ. Есть ли, на ваш взгляд, у нее шанс стремительно стать таким же местом силы, каким оказался, например, парк Горького?
ВДНХ, по-моему, им уже стала. Сразу хочу сказать, что моей особой заслуги в этом нет, потому что мы в основном занимались теоретическими изысканиями, а руками все делали другие люди. Поразительно, насколько быстро гигантскую территорию удалось превратить из выжженной земли в пространство, где приятно находиться, где происходит много интересного и куда набивается огромное количество людей — особенно по праздникам, — которым раньше не приходило в голову даже поехать туда. Все это случилось меньше чем за год, и это совершенно потрясающе. Конечно, ВДНХ ни в коей мере не может являться копией или аналогом парка Горького, это просто разные масштабы, разные функции, аудитории — в общем, все разное. ВДНХ по природе своей гораздо более демократичное и менее модное место. Оно большое, и оно для всех. И именно поэтому, на нынешнем этапе по крайней мере, гораздо сложнее добиться какого-то стилистического единства, которое существует в парке Горького.

ВДНХ всегда выступала некой проекцией состояния страны на текущий момент. Оно, это состояние, удивительным образом отражалось на малом пространстве. И сейчас происходит ровно то же самое. Здесь искусственный пляж может соседствовать с выставкой ракетных установок или экспозициями про историю имени Мединского или архимандрита Тихона. А рядом еще и абсолютно прекрасный Политехнический музей, который занимается просветительскими программами и научно-образовательными проектами, сделанными невероятно качественно. Поэтому в каком-то смысле это закономерно: разные люди должны находить разное. Впрочем, легкий диссонанс от того, что православный форум соседствует с выставкой про то, что Бога нет и все состоит из молекул, все равно будет.

Юрий Сапрыкин о том, что стало с хипстерами, Москвой и городской журналистикой (фото 2)


Вспоминая вашу статью про хипстеров в журнале «Афиша», хочется спросить, замечали ли вы изменения, которые происходили с вашими героями за прошедшее время?
Главная перемена, произошедшая с моими героями, заключается в том, что все те, о ком я думал, когда писал эти колонки, уехали за границу или, по крайней мере, пытаются это сделать. Это основное изменение, которое с ними произошло. Если говорить о каких-то модных ребятах, то, во-первых, мне гораздо сложнее их сканировать, потому что я стал старше, а они такие же молодые и даже еще моложе. Во-вторых, понятно, что никакой единой модности, даже в пределах Центрального административного округа, нет. Ее стало еще меньше, чем в 2008 или 2009. Все разбилось на маленькие сообщества, субкультуры, которые в еще большей степени отличаются друг от друга.

«ВДНХ ВСЕГДА ВЫСТУПАЛА НЕКОЙ ПРОЕКЦИЕЙ СОСТОЯНИЯ СТРАНЫ НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ. ОНО, ЭТО СОСТОЯНИЕ, УДИВИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ОТРАЖАЛОСЬ НА МАЛОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Что касается каких-то общих тенденций, накрывающих волнами тех людей, о которых мы говорили семь лет назад, мне кажется, это очень ощутимая тяга к грубым, ручным, материальным вещам. То есть пять лет назад идеалом карьеры для такого человека было создать небольшую компанию, которая клепала бы приложения для айфонов. Сейчас, скорее, речь идет о том, чтобы организовать столярную мастерскую или даже такую, где делают каких-нибудь дронов или роботов, но тоже руками. Имеет место быть и стремление к гораздо большему аскетизму, которое проявляется в самых разных вещах, начиная от моды на нормкор и заканчивая всеобщей любовью к бегу и марафонам. То есть всем надо страшно себя истязать и максимально неброско выглядеть. С другой стороны, гедонизм в тех оазисах, в которых он остался, стал гораздо более свирепым, чем семь лет назад. Cейчас рейвы на несколько суток — это серьезное возвращение к лихим 90-м, я бы сказал. Вот, пожалуй, какие-то перемены, которые мне еще удается наблюдать.

Юрий Сапрыкин о том, что стало с хипстерами, Москвой и городской журналистикой (фото 3)

Юрий Сапрыкин о том, что стало с хипстерами, Москвой и городской журналистикой (фото 4)

Возвращаясь к вопросу об эмиграции: как вы сами относитесь к этой тенденции?
Я нормально к этому отношусь. Жалко, что многие хорошие друзья уже уехали и теперь с ними можно поговорить только по скайпу или, скорее, в чате Facebook. Но это закономерно, потому что если люди занимаются медийными делами или технологичным бизнесом, вполне логично, что у них именно сейчас возникает ощущение: они уперлись в потолок, и дальше на этом рынке и на этой территории ничего качественно нового с ними не произойдет. Поэтому хочется перепрыгнуть через границу и попытаться все это масштабировать до какого-то глобального успеха или, по крайней мере, научиться чему-то такому, чему здесь не научишься, приобрести совсем новый опыт. Все это абсолютно естественно.

А вы сами задумывались о том, чтобы куда-то переехать?
Я постоянно верчу в голове эту мысль, но при этом серьезного желания уехать или ощущения, что здесь так невыносимо, нечем дышать и нужно срочно бежать в сторону Шереметьево, у меня никогда не было. Возможно, это связано с тем, что моя работа всегда касалась в первую очередь языка — и русского языка, и умения болтать языком. Из-за границы почему-то заниматься этим сложнее, даже если делаешь какой-то ресурс, который все равно направлен на Россию или имеет в виду российского читателя. Так что мой дом — это русский язык, и где его больше, там я и чувствую себя лучше.

«ГЛАВНАЯ ПЕРЕМЕНА, ПРОИЗОШЕДШАЯ С МОИМИ ГЕРОЯМИ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ВСЕ ТЕ, О КОМ Я ДУМАЛ, КОГДА ПИСАЛ ЭТИ КОЛОНКИ, УЕХАЛИ ЗА ГРАНИЦУ ИЛИ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ПЫТАЮТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ»

Давайте поговорим о вашем авторском воркшопе в институте «Стрелка», который начался накануне. О чем пойдет речь?
На самом деле у этого воркшопа нет никакой особенной практической цели. Я не могу пообещать слушателям, что после него они сразу устроятся на выгодную, интересную и высокооплачиваемую работу или научатся всем журналистским приемам, которые помогут в дальнейшей карьере. Тут фокус немножко в другом. Когда его придумывали, мы разговаривали с коллегами из «Стрелки», и я поймал себя на мысли, что все, что называется сейчас городской журналистикой, свелось к набору понятных и предсказуемых приемов. К созданию этого джентльменского набора приложили руку и The Village, и «Афиша», и «Большой город», и много кто еще. В общем, если ты хочешь писать о городе, понятно, что тебе надо делать. Вот новости, вот места, которые открылись, вот смешной факт о том, сколько пластика уходит на печать проездных для метро, вести из мэрии, а вот острый социальный репортаж о каких-нибудь угнетаемых. Из этого можно, не приходя в сознание и не просыпаясь, делать городской ресурс, как у всех.

Понятно, что люди писали о городе задолго до возникновения «Афиши» и The Village, и во всех этих работах, литературных или журналистских, были свои способы смотреть на город, приемы, как о нем писать, собственные образы города или мифы о нем, которые из этих приемов возникали. И мне хочется их систематизировать и про них рассказать. В том числе и для себя. Мне кажется, если человек собирается дальше заниматься околомуниципальной журналистикой, то, может быть, все эти приемы ему пригодятся. И на тот угол, под которым смотрели на города, например, писатели начала XX века, или московские концептуалисты, или те люди, которые сейчас занимаются краеведением в Facebook, взглянуть тоже интересно, и мне кажется, что слушателям эти знания могут пригодиться. По крайней мере, жить в городе от всего этого наверняка станет интереснее.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с buro247.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • buro247
          • волны
          • успех
          • колонки
          • любовь
          • метро
          • москва
          • дом
          • facebook
          • бизнес
          • лето
          • друзья
          • праздник
          • памятники
          • музей
          • марафон
          • парк
          • россия
          • париж
          • пляж
          • языки
          • собянин
          • выставка
          • эмиграция
          • берлин
          • карьера
          • магазин
          • ребёнок
          • парковки
          • работа
          • руки
          • рынок
          • субкультура
          • хочу!
          • роман абрамович
          • деньги
          • приложения
          • писатель
          • интервью
          • роботы
          • домен buro247.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции