Последний крупный отечественный производитель сигарет, «Донской табак» Ивана Саввиди, будет продан за 90 млрд руб. ($1,6 млрд) Japan Tobacco Inc. (JT). Сделка позволит японской компании увеличить долю с 33% до 40%. Эксперты считают, что JT хочет укрепить с помощью «Донского табака» позиции в нижнем ценовом сегменте — только он растет на падающем рынке.
О намерении купить «Донской табак» JT (сигареты Winston, Sobranie, «Петр I») объявила 16 марта. Сделка оценена примерно в 90 млрд руб., или в $1,6 млрд: в нее войдут 100% АО «Донской табак» и АО «Переславль-табак» (табачные фабрики в Ростове-на-Дону и Переславле-Залесском), а также 94,97% в греческом производителе Sekap, совладельцем которого российская компания стала в 2013 году. У JT сейчас одна фабрика по выпуску сигарет в России — петербургская «Петро». Завершить приобретение «Донского табака» планируется в начале третьего квартала 2018 года после одобрения регуляторов. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) в пятницу сообщили, что еще не получали ходатайства от JT.
«Донской табак» входит в группу «Агроком» Ивана Саввиди. В 2014 году «Донской табак» обошел британскую Imperial Tobacco Group (ITG), став четвертой по величине табачной компанией в России: сейчас ее доля рынка составляет 6,7% в натуральном выражении. В портфель брендов «Донского табака» входят сигареты Kiss, Play, Richmond, Senator и др. Выручка «Донского табака» в 2017 году составила 15,83 млрд руб. ($278 млн), чистая прибыль — 1,9 млрд руб. ($33 млн).
Слухи о продаже «Донского табака» ходили последние десять лет, например, ITG и китайской Hongta Group. «Переговоры велись практически со всеми»,— подтверждает гендиректор «Агрокома» Сергей Сапотницкий. По его словам, с JT сделка обсуждалась больше года. Он объяснил решение продать «Донской табак» рыночными обстоятельствами — сокращением объемов, ужесточением регулирования и акцизной политики, ростом нелегального рынка. «Очевидно, что возможности для развития отдельного табачного предприятия, функционирующего вне крупной международной корпорации, сокращаются»,— сказал господин Сапотницкий. В ноябре директор по финансам «Агрокома» Дмитрий Горшков говорил “Ъ”, что в 2017 году «Донской табак» сильно пострадал от демпинга конкурентов и существенно сократил долю рынка: в начале прошлого года она была еще 8,5%.
Главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев полагает, что текущая конъюнктура рынка дала понять собственнику «Донского табака», что дальше тянуть с продажей компании не стоит. «Думаю, господин Саввиди хотел бы больше выручить за свой табачный бизнес»,— говорит эксперт. Он отмечает, что в 2017 году BAT докупала акции Reynolds American, оценив всю табачную компанию в $85 млрд, тогда как по объему натуральных продаж она лишь вдвое превосходит «Донской табак».
В JT говорят, что покупка «Донского табака» укрепит позицию компании как игрока номер один на российском табачном рынке. «Эта сделка увеличит нашу долю примерно до 40% и немедленно внесет вклад в прибыльность группы»,— заявил президент табачного подразделения JT Муцуо Иваи. По мнению Максима Королева, для JT «Донской табак» интересен прежде всего своими сигаретами из нижнего ценового сегмента, в котором японская компания в России слабо представлена. «Но как раз этот сегмент остается единственным показывающим рост на падающем рынке»,— указывает эксперт. По данным одного из участников рынка, с 2014 по 2017 год доля дешевых и экономичных сигарет в России в общих продажах увеличилась с 61% до 65%. По данным Philip Morris International (PMI), с 2014 года объем всего российского табачного рынка сократился на 32%, до 260 млрд штук.
Начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин пояснил “Ъ”, что при вынесении решения о сделке с JT служба обратит внимание на возможное изменение концентрации игроков на оптовом рынке сигарет. Лидером на нем сейчас является ГК «Мегаполис» (основной владелец — миллиардер Игорь Кесаев, по 20% владеют JT и PMI) —единственный в России дистрибутор продукции PMI, JT и ITG. Доля компании в продажах сигарет сейчас составляет 66%, с учетом продукции «Донского табака» она может превысить 70%. Сергей Сапотницкий утверждает, что работа с нынешними дистрибуторами «Донского табака» будет продолжена как минимум до истечения контрактов с ними. В «Мегаполисе» от комментариев отказались.
Олег Трутнев
Тебе это не нравится?
You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.