html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Ян Тамкович-Фриске — поучительная история о том, как в 25 стать самым парадоксальным и ненавидимым современным художником Москвы

Сложно представить человека, вызывающего столь противоречивые чувства ненависти и интереса — и в такой же степени игнорируемого институциями и «тусовкой» современного российского искусства, как Ян Тамкович-Фриске, он же Индивидуальный Предприниматель. В истории его творчества всего за четыре года отразились все негативные стороны жизни в совриске, начиная с доноса в полицию, написанного одним из «профессоров» Школы Родченко, и заканчивая успешным похищением личности другого художника. Одна документация, приведенная в трех книгах, включает в себя более 300 страниц смеха и позора многих деятелей «тусовки», где виновен каждый, ведь именно торжество всех худших качеств системы современного искусства и обусловило появление этого антигероя.

У меня не может быть на территории искусства личных счетов, они все уже общественные.

Светлана Баскова

Человек — это животное; в этом качестве он бывает нечист, и честный антрополог не может отрицать этот факт.

Бронислав Малиновский

Пойми, с годами твое творчество будет не понятно никому.

Голос карательной психиатрии

1

Уже не один десяток лет российского зрителя терзает вопрос: что такое современное искусство? Несмотря на многостраничные дефиниции ученых мужей, он до сих пор пребывает в пространстве недоверия — искусство ли это, вечно ли оно? Но меня всегда интересовали не определения, а сама среда совриска, то, что ее порождает, а также негласные правила, которым она подчиняется.

Стороннему наблюдателю отечественное современное искусство кажется богемным и недосягаемым. Так, порой прогуливаясь по лесу, мы можем восторгаться элегичностью природы, но стоит подойти ближе — и за красивой картинкой нашему взору открывается уродливый и страшный мир гниющего трупа, на котором пируют черви. Мы в ужасе бежим из леса в безжизненный мир городов, где пасторальный пейзаж заменяет слово «совриск», где разлагающееся тело нас одурачит вывеской «галерея».

Система ценностей, сформированная за тридцать лет существования в России искусства с парадоксальной приставкой «современное», прошла несколько стадий становления и утверждалась постепенно. В первую очередь «современность» выразилась в том, что, отринув богатое наследие соцреализма, новое поколение художников, многие из которых происходили из лагеря концептуалистов, создало свою систему номенклатурной иерархии. Параллельно на обломках западной философской мысли, активно издаваемой в лихие 90-е, искусствоведы и кураторы, подобно курицам-несушкам, высидели свой птичий язык. Так, зритель, приходящий на выставки, может наблюдать рядом с невразумительными работами две вещи: незримый прайс в долларах и кураторский текст — объяснительную записку, нацарапанную человеком, который страдает нарушением мышления в форме шизофазии.

Именно в таком виде предстала передо мной среда современного искусства, когда я активно стал погружаться в ее скользкие чертоги: излишне самонадеянной, нарочито непонятной, закрытой для чужаков и, конечно, безгранично хвастающей своей значимостью.

Одним словом, среда российского совриска — это чудесный прейскурант ошибок ее существования. Но в каждой истории есть переходный момент, когда изъяны системы начинают работать против нее самой, и у этой ошибки два имени: Индивидуальный Предприниматель и Ян Тамкович-Фриске.

2

К концу 2014 года мне уже порядком надоело ходить по открытиям и фуршетам, наслаждаясь бестолковым щебетанием людей из «тусовки» современного искусства. Я хорошо понимал, что эта система — глупый, но властолюбивый истукан: можно либо молиться ему, либо бить его по глиняной голове палкой. Но что делать, если он не имеет ясной и четкой формы? Что, если это изваяние, идеологически являясь монументом самому себе, на деле всегда оборачивается огромной бесформенной биомассой, наподобие той, что разрастается в финале «Акиры»?

Впрочем, я счастливчик, и мои страдания были недолгими: окружающая действительность, чье существование всегда подкрепляется властью хаоса, к концу года столкнула меня с творчеством Индивидуального Предпринимателя.

Появление этого человека в моей жизни напоминало кошмар. С одной стороны, в нем чувствовались ум и проницательность, но с другой — казалось, что на кончиках его пальцев разлагается реальность, а в воздухе вокруг если и не витает запах серы, то уж точно пованивает жженым пластиком. Тогда он показывал избранным свои странные короткометражные фильмы и общался с некоторыми людьми из тусовки студентов Школы Родченко. Возможно, именно это «общение» и подтолкнуло его к созданию одного из первых надгробий, ставших впоследствии выставкой «Аттестат бессмертия».


Надгробие кинокритику Максиму Семенову и сопроводительный текст. Каталог выставки «Аттестат бессмертия»

Для ранних работ Индивидуального Предпринимателя характерна чрезвычайная интернет-активность, подчеркнутый примитивизм материалов. Осенью 2014 года он начал делать надгробия людям из списка с сайта Colta, оскорбительные и пропитанные нетерпимостью, раскрывающие их пороки. Тогда один из «погребенных» претенциозно назвал «усопших» «деятелями культуры». Хорошо, пусть так — первым шагом Индивидуального Предпринимателя стали их похороны.

Спустя несколько месяцев, в начале 2015 года, последовал не менее ироничный ответ из Школы имени Родченко, этого мнимого очага творческого сопротивления официальной культуре. На Индивидуального Предпринимателя написали донос в ФСБ, дескать, он хочет прийти в Школу и всех там перестрелять из пистолета, как в фильме «Слон». Лишь осенью того же года выяснилось, что инициатором этого обращения стал один из тамошних преподавателей Роман Минаев.

Имевший статус педагога и бунтаря, скандально известный своими шутками про деятелей «тусовки», он, не располагая никакими доказательствами, просто захотел пошутить и раздул из мухи слона. Как признавался сам Минаев в паблик-толке в честь своего юмористического проекта ART_BUZZ, прошедшего в рамках фестиваля «МедиаУдар» (Центр «Красный», 3 ноября 2015 года), он вместе с несколькими студентами Школы был обеспокоен слухом и решил поступить как взрослый человек: испугать до смерти директрис и инициировать донос. Спустя полгода шутника хотели уволить — по одной из версий, за непозволительные для педагога интимные отношения с ученицами и специфическое чувство юмора. Студентов это решение шокировало — ведь Минаев, будучи для них взрослым-бунтарем, ассоциировался с «левой» борьбой против системы. Он казался им тем, кто, подобно герою повести Горенштейна «Ступени», при появлении Иисуса в церкви кричит: «Кондратий! Кондратий, хватай его… В милицию, в милицию звонить…»


Расшифровка диалога с Романом Минаевым на троллинг-сейшене ART_BUZZ, проводившемся в рамках фестиваля «МедиаУдар» 3 ноября 2015 года в Центре «Красный»

Индивидуального Предпринимателя достаточно быстро признали безопасным для общества субъектом, на всякий случай отправив на проверку в местную психбольницу. Именно так и проходила дальнейшая подготовка к выставке — в разговорах с психиатром, деспотичной ростовской женщиной, об истоках творчества и социальной ответственности перед обществом.

В этой истории с доносом есть одна тонкость, которая тогда многим была непонятна, но имеет колоссальное значение. Искусство никогда не занимается прямым, буквальным насилием: оно вторгается в границы эстетического, но не телесного. Это истязание личности, характерное для творчества ИП и Тамковича-Фриске, всегда было насилием «без рук».

Будучи мастером провокации, Индивидуальный Предприниматель ходил по выставкам и стрелял из водяного пистолета в лица своих обидчиков — этот символический и оскорбительный жест вызывал ужас у участников «тусовки». Смерть в его творчестве также всегда носила виртуальный и эсхрологический характер, в духе классического манифеста сюрреализма «Труп». Через свои действия он транслировал одну и ту же мысль: ты устарел, от твоего творчества воняет, тебе самое место на кладбище истории.

В апреле 2015 года вместе с товарищами по Институту «БАЗА» мы создали независимую выставочную площадку Центр «Красный» с горизонтальной демократией между участниками. Я решил, что моей первой кураторской работой должна стать именно экспозиция с надгробиями «деятелям культуры».


Общий план всех надгробий. Снимок сделан дома у Индивидуального Предпринимателя

Тогда такое могло быть представлено лишь на новой и независимой площадке. Выставка «Аттестат бессмертия» открылась 16 мая. Все это выглядело как поминки по усопшим и напоминало молодежную деревенскую игру в «умруна»: пришедшие зрители со скорбными лицами возлагали цветы и роняли притворные слезы. Интересно, что люди, внешне непричастные к выставке, знали, как вести себя, ведь поминальный код культуры был априори известен всем. А поскольку речь шла не о реальной смерти, но лишь об игре в нее, это вызывало бурю восторга и веселья. Искусство выполняло свою катарсическую функцию снятия страха перед неминуемым концом жизни в форме карнавальной смеховой игры.


Надгробие Игорю Гулину

Надгробие Андрею Паршикову

По замыслу, выставка «Аттестат бессмертия» была единственным пропуском в вечность для «похороненных» на ней: их «смерть» столь же неправдоподобна, как и заслуги перед культурой этих ее «деятелей». Экспонировались 16 личных надгробий и одно коллективное — студентам и преподавателям Школы имени Родченко. Со списками «умерших» можно ознакомиться в моем кураторском послесловии к выставке. За несколько дней до открытия я специально съездил на крупное московское кладбище и собрал несвежие пластиковые цветы с могил, которые лишь усилили нашу скорбь.

Официально «тусовка» встретила «Аттестат бессмертия» молчанием — но за этим безмолвием кипели страсти и обиды. Спустя год тиражом 27 экземпляров был издан каталог выставки, который представлял собой скорее постмодернистский роман воспитания. В нем раскрывались переписки и муссировались сплетни, связанные с миром «ушедших». И это было только начало!


Индивидуальный Предприниматель на презентации каталогов к своим выставкам
3

В этом неловком молчании, порожденном выставкой «Аттестат бессмертия», было что-то от неуместного смеха, который может издать ребенок, видящий голого короля. У монарха безобразное тело, отвислый зад, дурной запах изо рта и не менее дурной вкус!

Тогда сообщество разделилось на два лагеря: первые в упор не видели очевидного, вторые смеялись в голос. Но были и те, кто решил воспользоваться ситуацией по принципу «враг моего врага — мой друг». Среди них оказался московский художник и выпускник ИПСИ, считающий себя продолжателем идей Марселя Дюшана и Пабло Пикассо, Ян Тамкович.


Фотография с открытия выставки «Аттестат бессмертия». Ян Тамкович у надгробия Арсению Жиляеву

Что подтолкнуло тонкого интеллектуала со сложным характером ввязаться в эту скверную историю? Конечно, чувство мести! Среди «похороненных» на выставке «деятелей культуры» был куда более известный художник-псевдокосмист Арсений Жиляев. Тогда, в 2015 году, ходили слухи, что он ворует идеи у друзей и использует в своих работах. Так же считал и Ян Тамкович, который переживал, что Жиляев украл у него концепцию «выставки с коробками».

Тамкович стал писать Индивидуальному Предпринимателю и настаивать на том, что только он сможет научить его делать истинное искусство. В ходе переписки, длившейся несколько месяцев, Тамкович плел интриги против Центра «Красный», похвалялся своим авторитетом в художественной среде и связями с любителями и собирателями искусства уровня «коллекции Газпрома». Подыгрывая педагогическим моделям своего собеседника, ИП отвечал ему, что хочет стать настоящим художником, таким же, как и сам Ян Тамкович. Последний тогда, видимо, не воспринял всерьез эти слова и думал, что молодой неопытный автор, которого он планировал использовать в своих целях и чьи рисунки хотел заполучить, просто шутит.

4

Ян Тамкович-Фриске у надгробного креста Жанны Фриске, выброшенного на помойку. Автор фотографии: Михаил Климин

В отличие от странного и пугающего Индивидуального Предпринимателя Ян Тамкович-Фриске родился суперзвездой. Фактически его «творческий дебют» и «выход в свет» состоялся осенью 2015 года, в начале нового выставочного сезона, когда «Винзавод» и прочие художественные площадки пышно расцвели плесенью новоиспеченного искусства.

Первое сражение за творческую идентичность произошло 21 сентября 2015 года рядом с известной галереей «Риджина». Индивидуальный Предприниматель стреляет прямо в рот Яну Тамковичу из своего золотого водяного пистолета. Сообщество замирает, зрители ждут продолжения, и, завоевав всеобщее внимание, Ян Тамкович начинает Индивидуального Предпринимателя бить: наносит удар в челюсть, мутузит того по стене, после чего агрессора останавливает владелец галереи Владимир Овчаренко. Также в качестве трофея Тамкович получает золотой водяной пистолет Индивидуального Предпринимателя.


Ян Тамкович в костюме современного «пролетария»

У Тамковича, как и у многих «леваков» того времени, была своя модель симуляции пролетарской культуры. Она выражалась в ношении комбинезона, свитера и бейсболки — так художник обозначал свою причастность к рабочему движению. Именно этот стиль и скопировал Индивидуальный Предприниматель. На деньги, полученные с продажи инструментов, покупается комбинезон — так появился Ян Тамкович-Фриске. С этого момента в среде современного искусства сосуществуют два Тамковича, два художника, использующих эстетику простой пролетарской одежды: комбинезона и бейсболки, — что будет вызывать путаницу, парадоксы и конфликты.

В декабре 2015 года под руководством Анатолия Осмоловского и Светланы Басковой открывается большая выставка «Ура! Скульптура!». Среди участников — Ян Тамкович, но сюда приходит также и Тамкович-Фриске, который уже несколько месяцев посещает все открытия, позиционирует себя как художника-суперзвезду и утверждается в этом амплуа. На выставку «Ура! Скульптура!» наш герой идет со своей новой работой, ведь раз его имя указано в списке участников, то он имеет полное право на место в экспозиции. У входа Ян Тамкович-Фриске встречает Яна Тамковича, который начинает срывать с того бейсболку и кричать:

— Я — художник! Он меня изображает! Его сюда не приглашали!

Видеодокументация столкновения Тамковича и Тамковича-Фриске из-за бейсболки перед выставкой «Ура! Скульптура!». Съемка Сергея Катрана

Бейсболка здесь уже не просто бейсболка, но стилизация бейсболки — предмета гардероба Тамковича, изображавшего из себя несколько лет назад рабочего. Таким образом, он оказывается в положении античного бога, у которого похитили его живительную силу или огонь — его-то Тамкович и должен украсть вновь и вернуть. Этот конфликт напоминает голливудские фильмы с битвами двойников, но на семантическом уровне разницы между художниками уже не существует.

В начале истории было совершенно непонятно, кто из двух Тамковичей победит, а кто навсегда исчезнет в бездне забвения. С одной стороны, художественное сообщество относилось к происходящему с недоверием и агрессией, с другой — сложившаяся ситуация вызывала у многих гомерический хохот. На протяжении первой половины 2016 года семантическое противостояние продолжалось изо дня в день. Так, на аккаунт Тамковича-Фриске в фейсбуке периодически поступали жалобы, что приводило к удалению страницы. Ведь чтобы доказать, что ты настоящий, требовалось предъявить документ, удостоверяющий личность. Раз за разом система отрицала это существование и уничтожала аккаунты.

Но у Тамковича-Фриске было одно серьезное преимущество перед любым из художников. Дело в том, что «современность» большинства полотен так же мимолетна, как жизнь плодовой мушки, и длится, пока идет вечер открытия выставки. Дальше под гнетом неумолимого времени творчество художника сразу устаревает, умирает и навсегда исчезает из памяти зрителя. Но для человека, который день за днем сам выступал персонификацией произведения искусства, открытия существовали каждый миг его жизни. Эта тотальность и постоянная социальная активность привели к тому, что образы Тамковичей стали постепенно смешиваться в зрительском восприятии.


Страница договора на транспортировку работы Тамковича, выданная Тамковичу-Фриске сотрудниками ГЦСИ

В начале лета 2016 года произошел случай, который окончательно склонил чашу весов в сторону Тамковича-Фриске. Сотрудница ГЦСИ позвонила ему и спросила, может ли он приехать и подписать договор на транспортировку работы Тамковича из одной галереи в другую, что тот и сделал. Таким образом, одна из крупнейших московских институций — ГЦСИ — официально признала, что разницы между Тамковичами нет. Для слепой бюрократической машины они стали одним человеком.


Сотрудница Colta.ru Ульяна Антипова благодарна Тамковичу-Фриске за отказ от гонорара

В дальнейшем путаница стала возникать с поражающей периодичностью. Например, осенью 2016 года сотрудница Colta.ru писала и спрашивала, куда переводить гонорар за интервью, взятое у Тамковича, и получила ответ, что «настоящее искусство не должно требовать какие-то жалкие деньги». А весной 2017-го МСИ «Гараж» пригласил Тамковича-Фриске дать интервью о своем творчестве киевской кураторке Лизавете Герман, что тот успешно и сделал.


Приглашение на интервью из музея «Гараж» и фрагмент разговора с Лизаветой Герман

4 октября 2016 года открылась долгожданная «Faît Accompli. Выставка одного шедевра», где был представлен единственный объект, окончательно делающий Тамковича-Фриске настоящим, — паспорт.


Экспозиция «Faît Accompli. Выставка одного шедевра». Центр «Красный». 4 октября 2015 года

В ноябре того же года произошло событие, равнозначное «Аттестату бессмертия». Но если первая по времени выставка была посвящена поминкам, то вторая закономерно стала символом новой жизни — равного брака Индивидуального Предпринимателя и Яна Тамковича-Фриске.

Свадебное видео Индивидуального Предпринимателя и Яна Тамковича-Фриске

Торжественное бракосочетание состоялось 22 ноября 2016 года и стало, пожалуй, самой веселой выставкой, проводившейся в Центре «Красный». Ведущим был Владимир Могилевский, а за музыкальное сопровождение отвечал клавишник «Звуков Му» Павел Хотин. Событие вызвало такой интерес, что на свадьбу пришли коллекционеры Игорь Маркин и Николай «Спайдер» Палажченко, критики, множество фотографов, включая лучшего свадебного фотографа Москвы Романа Мокрова. Также в честь новобрачных исполнил песню Пахом.

Под громкие овации и щелканье затворов Индивидуальный Предприниматель вышел замуж за Тамковича-Фриске и тут же отдал право первой брачной ночи с «невестой» победителю конкурса за лучший свадебный подарок — «восставшему из мертвых» известному литературному критику Игорю Гулину.

После этого события перерождение Тамковича окончательно совершилось и стало фактом московской художественной жизни, он утвердился в своем статусе, и теперь уже ни у кого не возникало сомнений, настоящий ли он.

5

Что можно сказать о финале этой истории? Художник Ян Тамкович взял псевдоним Гинзбург, так как нашел наконец человека, творчеством которого он смог беспрепятственно завладеть. А уже в начале 2018 года сотрудники «Винзавода» попросили Тамковича-Фриске забрать работу Тамковича с выставки «Ура! Скульптура!». В итоге она, вероятнее всего, была выброшена на помойку.


Сотрудники «Винзавода» спрашивают, что делать с работой Тамковича. Ответ очевиден

В официальной среде современного искусства Тамкович-Фриске считается персоной нон грата, но благодаря внеинституциональной известности среди художников и студентов арт-учреждений его личность обрастает легендами, а история жизни составляет уже три книги. Сейчас наш герой занят тем, что ходит по выставкам, наслаждаясь всеобщим вниманием и распространяет из галереи «Типа пальто» бесконечные вариации своей заново осмысленной ранней работы под названием «Тупорылая», в создании которых он собрался соревноваться с самим Господом Богом.


Ян Тамкович-Фриске и его выставка «Тупорылая.РФ»
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с knife.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • knifemedia
          • церковь
          • студенты
          • пистолет
          • полиция
          • домен knife.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции