html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Як-40 – первый в мире реактивный самолёт для местных авиалиний

 

До второй половины шестидесятых годов все местные воздушные линии в нашей стране обслуживались лишь поршневыми самолётами или самолётами с турбовинтовыми двигателями. Постановление Совета Министров СССР о создании самолёта для замены Ил-12 и Ил-14 вышло в 1960 году.

Начало разработки реактивного пассажирского самолёта Як-40 обычно относят к 1964-65 годам, когда ОКБ-115 А.С. Яковлева приступило к проектированию машины в её окончательном варианте, но предыстория появления этого самолёта восходит к 1962 г., когда руководитель и генеральный конструктор ОКБ предложил разработать 20-местный пассажирский самолёт с тремя двигателями Р19-300 тягой по 1150 кгс.

Несколько позже этот проект был переработан под модную для того времени концепцию, которая с позиций сегодняшнего дня может показаться неоправданной. Яковлев предложил превратить Як-40 в самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП). Для этого в дополнение к маршевой силовой установке из трёх форсированных двигателей Р19-300 тягой по 1200 кгс предусматривалось использование шести подъёмных двигателей РД35-36 в двух блоках — по три в специальных гондолах на каждом полукрыле. В такой конфигурации самолёт мог перевозить до 10 пассажиров на расстояние до 600 км с крейсерской скоростью 500–550 км/ч. Число пассажиров могло быть увеличено до 20 в случае использования режима короткого взлета, при котором потребная длина ВПП чуть превышала 100 м.

Это предложение рассматривалось в Главном управлении ГВФ в сентябре 1963 года и нашло благоприятный отклик. Работа над Як-40 в варианте СВВП продолжалась ещё некоторое время. Был разработан ещё один проект. Он предусматривал использование двух маршевых ТРДД по бокам хвостовой части фюзеляжа в сочетании с восемью подъёмными двигателями РД-36-35, которые размещались в фюзеляже двумя группами по четыре впереди и позади 15-местной пассажирской кабины. Однако затем концепция пассажирского СВВП была отставлена в сторону.


Варианты Як-40 с вертикальным взлётом и посадкой - подъёмные двигатели в гондолах на крыле и спереди и сзади фюзеляжа
Габаритный чертёж первоначального варианта Як-40 - без реверса тяги среднего двигателя

Як-40 стал первым в мире реактивным самолётом для местных авиалиний. Его опытный образец был построен в 1965 году, а в следующем году начались лётные испытания: 21 октября 1966 года состоялся первый полёт Як-40 с тремя ТРДД АИ-25. Пилотировали машину лётчики-испытатели Л. Колосов, Ю. В. Петров. Уже в 1967 самолёт был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове.

Конструкторы ОКБ Яковлева сумели разрешить очень трудную техническую проблему — сочетать короткий, всего 320—360 м, разбег самолёта перед взлётом и пробег после посадки с высокой крейсерской скоростью.

Самолёт Як-40 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с крылом трапециевидной формы. Крыло площадью 70 м2 прямое, трапециевидной формы в плане, переменной относительной толщины. Крыло не имеет центроплана, консоли стыкуются по оси фюзеляжа. Удлинение крыла — 8,93, стреловидность по линии 25% хорд равна нулю. Угол установки крыла +3°, угол поперечного «V» равен +5°30’. Крыло оснащено однощелевыми закрылками и двухсекционными элеронами, имеющими аэродинамическую компенсацию и весовую балансировку. Все секции закрылков кинематически связаны между собой. Углы отклонения закрылков — 20° на взлёте и 35° на посадке. Элероны отклоняются на 19° вверх и на 15° вниз. Внутренние секции элеронов снабжены триммерами.

В крыле размещены два топливных бака вместимостью до 1500 кг каждый. Хвостовое оперение Т-образной формы со значительным превышением над фюзеляжем.

Переднюю часть герметичного фюзеляжа типа полумонокок занимает двухместная пилотская кабина и отсек для электрооборудования. Средняя часть отведена под пассажирский салон и багажное отделение. Салон в зависимости от варианта загрузки рассчитан на 24—32 места. В хвостовой части фюзеляжа — небольшой багажный отсек и откидной трап, по которому пассажиры поднимаются в самолёт. Это сокращает время посадки и не требует аэродромных подвижных трапов. Шасси Як-40 трёхколесное. Главные стойки убираются в крыло по направлению к оси самолёта, передняя с управляемым колесом — в фюзеляж против воздушного потока.

Три двухконтурных двухвальных турбореактивных двигателя АИ-25 взлётной тягой по 1500 кг каждый установлены в хвостовой части самолёта. Два — в гондолах на горизонтальных пилонах по бокам фюзеляжа, третий размещён внутри хвостовой части с S-образным воздушным каналом. Такая компоновка силовой установки позволила освободить крыло для его механизации по всему размаху, снизила шум в салоне и облегчила уход за двигателями в повседневной эксплуатации.

Технические характеристики поздних версий*
 Экипаж 3+1 бортпроводник 
 Пассажировместимость от 24 до 40 человек в зависимости от варианта компоновки
Длина, м 21,19
Высота, м 6,5
Размах крыла, м 25,0
Площадь крыла, м2 70,0
 Масса пустого, кг  9 850*
 Взлётная масса, кг 13 700 - 24 места
14 700 - 27 мест
16 100 - 32 места
 Макс. взлётная масса, кг  17 200 - 40 мест
 Макс. коммерческая нагрузка, кг 2 720 
 Масса топлива, кг 3 910 
 Силовая установка 3 × ТРДД АИ-25 
 Тяга номинальная, кгс  3 × 1 120
 Тяга взлётная, кгс 3 × 1 500
Лётные характеристики
 Максимальная скорость, км/час 580 
 Крейсерская скорость, км/час  550
 Дальность полёта при макс. комм. нагрузке, км  820
 Дальность полёта при макс. заправке топливом, км  1 280
 Перегоночная дальность, км 2 500 
 Практический потолок, м 6000 м (с пассажирами)
8000 м (перегоночный) 
 Скороподъёмность у земли, м/сек  7
 Длина ВПП, м  1 400
 Длина разбега, м  820
 Длина пробега, м 550 (с реверсом)
750 (без реверса) 

Лётные испытания показали, что Як-40 уверенно продолжает взлёт при отказе любого из трёх двигателей, а горизонтальный полёт возможен даже с одним работающим двигателем. С полной коммерческой нагрузкой взлётный вес Як-40 немного превышает 13 т (вес пустого 9 т) в компоновке на 24 кресла, скорость максимальная — 5800 км/час, крейсерская — 550 км/час, практический потолок — 8 тыс. м.

Эксплуатация Як-40 в гражданской авиации СССР началась 30 сентября 1968 года, когда борт СССР-87675 совершил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва-Кострома. В последующие годы яковлевские лайнеры получили широкое применение на местных воздушных линиях в различных регионах Советского Союза. Так, в 1970 г. первыми в Восточной Сибири полёты на Як-40 начали в Братском авиапредприяти. Самолёт был поставлен на трассу Братск-Железногорск-Илимский. В 1969 г. на аэродроме Хорог специалисты ГосНИИ ГА провели на Як-40 № 0304 (СССР-87693) лётные исследования по определению возможностей его эксплуатации с высокогорных аэродромов. В 1971-м Як-40 уже работал на линиях Таджикистана. Особую сложность при этом представляли полёты ниже вершин гор вдоль ущелий и долин.

Начав в 1968 году с 11 машин, Аэрофлот в 1972 г. довёл число Як-40 на своих линиях до 232 бортов, а в 1975-м — до 542. Если в 1968 году было выполнено 1256 полётов, то в 1975 г. — почти 620 тыс., при этом перевезено около 17 млн. пассажиров. Всего же по состоянию на 1 января 1976 года самолёты Як-40 перевезли более 43,5 млн. пассажиров и 443 тыс. т грузов, выполнили 2 млн 85 тыс полётов общей продолжительностью около двух млн. часов, покрыли расстояние 882 млн. км. К тому времени эти лайнеры эксплуатировались в 59 базовых аэропортах и выполняли пассажирские перевозки более чем по 515 маршрутам, обслуживавшим 196 городов страны, где до 35% ВПП являлись грунтовыми. К 1980 году Як-40 осуществляли связь с 276 городами Советского Союза, выполняя перевозки по 669 регулярным маршрутам, и география полётов продолжала расширяться.

Для обеспечения возможности полётов в Европе на самолётах Як-40 предусматривалась установка дополнительного навигационно-пилотажного оборудования, которое позволяет выполнять полёты в соответствии с требованиями зональной навигации (BRNAV RNP-5):

  • системы спутниковой навигации (GPS),
  • системы предупреждения опасного сближения самолётов в воздухе (ТСАS),
  • системы раннего предупреждения близости земли (EGPWS).

Як-40 по шуму на местности соответствует требованиям гл.3 Приложения 16 к «Конвенции о международной гражданской авиации», том 1.

Модернизация

ФГУП СибНИА им. С. А. Чаплыгина реализует программу глубокой модернизации Як-40. Лёгкий цельнокомпозитный самолёт, являющийся модернизированным аналогом Як-40, новосибирские инженеры планируют поднять в воздух к концу 2017 года, а после запустить его в серийное производство. 29 ноября 2016 года в Новосибирске на аэродроме Ельцовка впервые взлетел самолёт-лаборатория Як-40 в двухдвигательной конфигурации.

Суть программы модернизации Як-40 заключается в доработке воздушного судна путём замены силовой установки АИ-25 на двигатель семейства TFE731 производства Honeywell. Для реализации проекта по ремоторизации Як-40 СибНИА создал на базе серийной машины 40-04, выпущенной в 1975 г. Саратовским авиазаводом, летающую лабораторию (регистрационный номер 87216). Текущая конструкторская документация на машину подразумевает оснащение самолёта двумя двигателями TFE731-3 со взлётной тягой около 1700 кгс каждый.


29 ноября 2016 г. начались лётные испытания двухдвигательного самолёта Як-40

Для установки двигателя TFE731 третьей серии на самолёты Як-40 специалисты СибНИА разработали новые пилоны. С одним TFE731-3 и двумя АИ-25 Як-40 впервые взлетел 8 декабря 2012 г. C двумя TFE731-3 и одним, центральным, двигателем АИ-25 лаборатория поднялась в небо 20 мая 2013 г.

На рубеже 2016-17 годов в СибНИА улучшили аэродинамику самолёта, сделали углепластиковые крыло и оперение, подобрали двигатель, авионику. После того как будут проведены полёты на опытном самолёте, будет параллельно готовиться документация к серийному производству двухдвигательного цельнокомпозитного самолёта.

Серийный выпуск Як-40 по годам
За время производства самолёта на Саратовском авиационном заводе было построено 1009 машин.
1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 Всего
6 22 41 56 85 107 121 126 143 129 91 60 12 8 2 1009*
* В различных публикациях указывают 1011 построенных Як-40.

Источники:

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с aviation21.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • aviation21.ru
          • самолет
          • домен aviation21.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции