html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Яды, дьявол, «жигули», Сорокин, Шнур и космос: 10 крутых и недооцененных фильмов 2000-х

В первой половине 2000-х российский кинематограф впал в анабиоз. Легко представить, как растерянные люди где-то бродили в поисках денег, пытливо заглядывая потенциальным спонсорам в глаза, но те неохотно расставались с нажитыми капиталами во имя искусства. Достойные фильмы того времени можно пересчитать пальцам, но они были. Рассказываем о тех, которые можно с удовольствием смотреть и сегодня.

«Ландыш серебристый» (2000)

Два столичных продюсера рассорились со своей эстрадной дивой и загремели в кутузку в поселении под названием Локотки. Откупившись от милиции, они садятся в поезд и возвращаются домой. За ними увязывается провинциальная дурында. Потом выясняется, что у нее голос, как у Фроси Бурлаковой из советской истории Золушки «Приходите завтра», а у продюсеров как раз освободилось вакантное место звезды.

Тигран Кеосаян, снявший главный клип 90-х «Посмотри в глаза» Натальи Ветлицкой, знает изнанку шоу-бизнеса не понаслышке, но не все его сведения актуальны. Кому в 2018 году придет в голову связывать между собой вокальные данные и звездный статус?

Поэтому сейчас «Ландыш» воспринимается не как сатира, а как ретрокомедия. В ней симпатично переигрывает Александр Цекало, а Юрий Стоянов из программы «Городок» выдает себе индульгенцию за весь комедийный ад, в который его позднее затянет. Олеся Железняк из сериала «Моя прекрасная няня» разворачивает свое дарование, находящееся на стыке лирики и гротеска. Владимир Ильин, народный во всех смыслах артист, поет шансон, который невозможно забыть («По Арбату и Тверской ходят девочки с тоской») и произносит кульминационную фразу, которая не устареет вне зависимости от реалий шоу-бизнеса:

— А знаешь, что самое поганое?

— Что?

— Что мне все это очень нравится.

«Яды, или Всемирная история отравлений» (2001)

К театральному актеру Олегу и его жене Кате заходит новый сосед Арнольд, приносящий в подарок фарш. Катя жарит из фарша котлеты, а затем безо всяких предисловий Арнольд уводит ее в ванную, где — иначе не скажешь — жарит саму Катю. Муж не успевает отхлопать глазами, как оказывается без жены и жилплощади. По счастью, ему встречается пенсионер Прохоров, предлагающий испытанный способ наладить жизнь: отравить всех, кто ей мешает. Способ действительно испытан многими и на многих. Сократ пьет в Афинах цикуту. Персидская царица травит невестку. Папа Александр VI угощает вином кардиналов. А вот и жена Арнольда приехала с дачи, и теща Олега хочет жареной курицы, и Нерон, и Калигула, и все-все-все.

Фильм Карена Шахназарова — единственная в мире удачная экранизация «Мастера и Маргариты», где, правда, нет ни Мастера, ни Маргариты, зато есть Булгаков с его квартирным и общечеловеческим вопросом.

Михаил Афанасьевич бежал в фантасмагорию от объективной реальности, поскольку переносить ее не было сил, даже сквозь морфий просвечивал сталинский СССР. Шахназаров тоже давно удалился от реализма и пребывает в черте города Зеро, где снимает фильмы о том, что жить в современности, в общем, невыносимо. Поэтому Воланд на пенсии (подготовительная дьяволиада Олега Басилашвили) травит байки об исторических убийствах. Поэтому человек от искусства хочет играть не мента и бандита, а Чезаре Борджиа. Поэтому Чезаре, сдергивая пыльную завесу времени, говорит с вечной отстраненностью Андрея Панина: «Просто я устал от жизни и искал смерти». Поэтому гремит бал отравителей. Все лучше, чем дележ квартиры после развода, правда?

«Копейка» (2002)

Ее выпустили в 1970-м, и тогда ее хотели все — маленькую и легкую — символ наших достижений и красивого социализма. Тридцать лет она меняет владельцев, переходя от одного к другому, как трудовое Красное знамя. В ней сидит дочка члена КПСС и валютная проститутка, диссидентствующий физик и всенародно любимый певец, «новый русский» и умная манекенщица. «Копейка» вывезет всех.

У смешного, грустного и непричесанного фильма Ивана Дыховичного, поставленного по сценарию почетного анфан террибля нашего постмодернизма Владимира Сорокина, были все шансы стать культовым. Самая вероятная причина, почему этого не случилось: кино вышло слишком поздно и слишком рано одновременно.

Такие бедовые ленты с монтажными «фишками», которых сейчас постыдится начинающий покоритель ютуба, снимались в 90-х, когда все были дерзкими, как пуля, резкими и ныряли с головой в любой эксперимент. В 2000-х никто уже, видно, не понял, что это за плач Ярославны под прикрытием злого фарса. И участие звезд не помогло: Сергея Мазаева из группы «Моральный кодекс» в роли всего народа, Сергея Шнурова в роли алкаша, завывающего композиции «Ласкового мая», арт-авангардиста Александра Петлюры в роли себя. Может, сейчас настает время «Копейки», которая, везя новые типажи, продолжает мчаться по нашим ухабам.

«Театральный роман» (2002)

Максудов написал роман, который нельзя напечатать из-за цензуры. Автор уже готов убиться об стену, как его спасает Мефистофель, потребовав лишь вычеркнуть из рукописи три слова. А после публикации книгой заинтересовывается очень важный театр, предлагая переделать роман в пьесу. Максудов погружается в театральный мир, и последние остатки нормальности тают как дым.

«Театральный роман» Булгакова традиционно ставят на сцене, и киноверсия тоже получилась скорее спектаклем, чем фильмом.

Режиссеры потрошат нутро театрального закулисья, прямо в кадре передвигают декорации, артисты накладывают себе грим. Но камера позволяет впиваться в лица — крупные планы тут работают, как выстрелы в упор.

Каст подобран из высших сфер, даже звездный Виктор Сухоруков, которому сам бог велел играть булгаковских персонажей, появляется лишь во втором составе. Ошеломительный Максим Суханов сразу в двух ролях буквально дает Станиславского и мелкого театрального беса. Малоизвестный в кино Игорь Ларин по каким-то каналам подключился к духу Булгакова и передал главное. Ладно — три слова. Как быть, когда время, в котором ты живешь, вычеркивает все твое творчество из лексикона?

«Отец и сын» (2003)

В старом доме, с близким выходом к небу, живут двое — отец и сын. Отец совсем молод, рано овдовевший военный в запасе, несущий через всю жизнь любовь к покойной жене. Сын, кажется, влюблен. Во всяком случае, существует безымянная девушка с полупрозрачным лицом средневековой Мадонны, которая появляется в окне, словно в портретной раме. Есть еще двое друзей сына и город с трамвайными путями, ведущими на конечную остановку, в Нетландию или в другую вселенную. Город условен, время условно. Безусловна только любовь.

Александр Сокуров — титулованный на родине режиссер, которого родина парадоксально не очень любит. На Западе его работы принимают намного лучше.

Так и эта гипнотическая и поэтичная лента вызвала только шум среди журналистов по поводу гомоэротики и запретных отношений. Режиссер возмутился такой трактовкой, сказав: «Что за помойка у вас в головах?»

Сам он считает фильм целомудренным и чистым, к тому же «Отец и сын» перекликается с его предыдущей работой «Мать и сын», где тоже была запредельная близость родителя и ребенка и отшельническое существование на отшибе большого мира. Несмотря на возмущение мэтра, камера действительно любуется мужской красотой, и, если в фильме тянется какая-то ниточка метатекста, то это мужественность в разных ее аспектах. Мы просто не привыкли к тому, что она может быть такой нежной. Наверное, правда, помойка в головах.

«Игры мотыльков» (2004)

Шестнадцатилетний уральский рокер Костя выступает на сцене ДК и готовится к поездке в Москву на конкурс. Друзья отрывают его от репетиции и тащат во двор. Пиво, сигареты, девочки, чипсы. Гормоны и ожидание будущей удачи. Еще пиво, и Костя с друзьями едет лихачить на чужой машине. Даже честь и совесть компании девушка Зоя расслабляется и пьет из горла. В динамиках орут, как это круто — дать по морде. Сбитый пешеход кажется даже более естественным продолжением событий, чем групповой секс.

Советское кино интересовалось молодежью. Вдохновленные лица юных строителей коммунизма. Горящие глаза физиков и лириков 60-х. Интеллигентные невротики 70-х.

Дальше — «Маленькая Вера», «Интердевочка», Виктор Цой с деревянною лицой в «Игле», тяжелые рассуждения о том, легко ли быть молодым. А потом молодежь осталась на экранах в качестве декоративного элемента, когда надо было осудить разврат и деградацию или повеселить тем же самым. Фильм по повести Владимира Железникова «Чучело-2, или Игры мотыльков» отсылает к советским драмам. С оригинальным «Чучелом» он связан светлым образом героини Оксаны Акиньшиной, напоминающей Лену Бессольцеву, и тем, что это действительно кино о подростках. Родители любят ремнем по жопе, в милиции учат жизни ногами по почкам, матери-одиночки волокут на своем горбу, сердитый Алексей Чадов исполняет гимн всех рокеров младше тридцати: «Лучше сдохнуть молодым!» Вокруг — новое время: закрытые заводы, ларьки, Шнур в блестящем пиджаке. Молодым быть по-прежнему нелегко. Жиза, чё.

«Первые на Луне» (2005)

В XI веке китайский мастер изобрел первую ракету. Два века спустя подводные, воздушные и наземные ракеты были описаны во французском трактате. В России царь Николай II назвал ракеты «фантазией». В 1936 году в СССР пионеры провели, по опыту академика Циолковского, испытания на центрифуге, а советские ученые задумались над созданием экзоскелета. А там и до космоса недалеко.

Мокьюментари, снятое Свердловской киностудией, длится всего час и десять минут, но замах в фильме — на «Властелина колец». Время — от Средневековья до наших дней, география — через половину планеты и за ее пределы.

Цветные и монохромные кадры, пленка в сепии, фильм в самом фильме, истории и интервью, фантастика и реальность. Целый эпос в компактной упаковке, повествующий о событиях без интонации, погружая местами в натуральный транс. После «Первых на Луне» еще долго будет казаться, что космос на самом деле черно-белый. Фильм заработал в российском прокате 13 тысяч долларов при бюджете в миллион. Первые «Елки» заработали больше 22 миллионов. Отмечтал зритель о полетах во сне и наяву, да и Новый год ближе, чем космос.

«Попса» (2005)

Девушка с гитарой и мужским именем Славка приезжает из Верхневилюйска в Москву становиться звездой. В кармане — пятьдесят рублей и визитка продюсера Ларисы Ивановны, которая как-то раз была на гастролях и велела зайти к ней в столице. Они проведут вместе целый день, и Славка увидит всю фабрику грез под микроскопом. Испугается и убежит обратно в Верхневилюйск, или нет?

«Попса» подтверждает, что за год в России может пройти десятилетие.

От обаяния «Ландыша серебристого» на ту же тему за четыре года не осталось следа. У шоу-бизнеса не острые зубы, а вампирские клыки, слава доводит до дурдома и кокаина, романтическую влюбленность окончательно поменяли на импотенцию и всеобщую неустроенность в личной жизни. Все эти нехитрые истины изложены простым языком, с грубоватой честностью народного кино. В 2010-х народное кино стало означать «набухаться в хлам», что тоже многое говорит о быстрых переменах. Вообще, фильм больше не о попсе и прочем глянце. Это исполненная под три струны и синтезатор, но выведенная в верной тональности ода нашим сильным женщинам, которых монументальная Татьяна Васильева всегда воплощала на экране. Они, может, и рады бы иногда поплакать у окна, но времени нет. Кони, избы, машина не заводится. А тут еще и шоу-бизнес — как говорили в «Ландыше» — мать его.

«Время собирать камни» (2005)

После капитуляции Германии в штаб советских войск приводят пленного немецкого подрывника, который рассказывает об оставленных на территории России минах и вызывается их обезвредить. Офицеры дают добро и выделяют ему для работы — а заодно для надзора — нашего сапера и переводчицу. Немецкий офицер и советский офицер едут по разоренной войной стране и постепенно начинают видеть друг в друге что-то, помимо образа врага.

Кинематографисты, задавшиеся целью снять военное кино «не как в Союзе», как правило, добиваются своей цели. У них получается что-то свое, самобытное, по секретным документам, пролежавшим 70 лет в секретных архивах в ожидании, когда же до них доберутся и раскроют, наконец, людям всю правду с дальним прицелом на «Оскар».

«Время собирать камни» в этом смысле — совершенная архаика. Фильм снят по сценарию 1981 года, который был для своего времени революционным, а сейчас представляет собой старомодный урок человечности, чем и ценен.

Здесь никто не надувает щеки, нет ни единого смыслового или художественного откровения и очень предсказуемый финал. Все просто, прозрачно и необходимо. Как в фильме «В бой идут одни „старики“»: «Вот ведь люди, человечество, должны же когда-нибудь понять, что ненависть разрушает».

«Простые вещи» (2007)

Сергей Маслов, мужчина чуть за сорок, у которого по жизни все как-то запылилось, работает в больнице анестезиологом. Ютится в коммуналке с женой, которая внезапно беременна. Дочка бескомпромиссно ушла жить к бойфренду. На работе умирает пациент. По халтурной части отправляют к старому актеру делать обезболивающие уколы, а у того — трудный характер, барские замашки и предложение, от которого, по здравому размышлению, невозможно отказаться.

Фильм разгоняется с таких солнечных кадров и продолжается в таких сочных красках, что с самого начала можно выдохнуть: если это и трагедия, то оптимистическая, с лейтмотивом стихотворения «Времена не выбирают, в них живут и умирают».

Ну, а пока живут, то будет вот это вот все: коммуналки, незапланированные беременности, кризис среднего возраста, халтура за полтинник и капризные старики. Поэтому настрой в фильме вроде смурной, и морду один раз бьют, и бутылка в руке, но это тот редкий случай, когда герой отлежится, выпьет утром кефира и пойдет жить дальше. И вместо похоронного марша Леонид Броневой будет читать Тютчева своим всезнающим голосом, который страна выучила наизусть по «Семнадцати мгновениям весны». И поверишь: все идет, как надо. Никому верить нельзя, Броневому — можно.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с knife.media

23
    +5 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • knifemedia
          • пенсионер
          • убийство
          • мужчины
          • офицеры
          • война
          • ракета
          • домен knife.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции