html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Я тут думал про Бога

Рассказы о рефлексирующих мужчинах, частная история ХХ века, близкая Нигерия и мемуары о поездках в СССР — раз в неделю мы отбираем книги, которые громко не прозвучали, но это не значит, что их не стоит читать. Все эти издания можно заказать в интернет-магазине «Лабиринт».

Елены Катишонок. Счастливый Феликс. М.: Время, 2018

Самый известный роман Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой» хоть и побывал в шорт-листе «Русского Букера», взял премию «Ясная Поляна» больше пяти лет назад, но как-то не «прогремел». Может, прицепившееся к роману определение «семейная сага» — когда говорят о русской прозе — больше пугает, чем привлекает. В любом случае зря, потому что Катишонок умеет писать те самые семейные, поколенческие истории нескучно, без замаха на эпопею и без впадания в грустную ностальгию.

В небольшой книжке собраны сюжеты и сюжетцы, разные по масштабу (от курьеза с покупкой бордовых бус для мамы до двадцатилетней хроники семейных отношений бывших однокурсников) и времени действия (от поры, когда на дороге мог встретиться управляющий лошадью золотарь, до эпохи джинс, не налезающих на бедра), но одинаково хорошо вплетающиеся в канву частной истории семьи XX века. Катишонок будто совсем не испытывает трепета перед веком потрясений, раскопки и «понимание» которого стали главным мотивом творчества многих русских авторов. Здесь, в отличие от предыдущих ее романов, почти не увидишь событий крупного калибра, определяющих столетие; ну да, мастерскую у деда отобрали сразу после того, как твердый знак в его фамилии стал не нужен (привет из «Жили-были...»); да, бабушка из Питера приехала, которая блокаду Ленинграда пережила, — но все это упоминается мельком, становится неважным на фоне обычной стычки невестки и свекра по поводу размена жилплощади.

Подростковый флирт, воспитание детей, первый секс, сплетни в НИИ и кухонные ссоры непреходящи, а потому вдруг оказываются ценнее любого национального бедствия. По этой же причине как-то язык не поворачивается назвать Катишонок бытописателем эпохи или коллекционером исчезающих вещей — кажется, теперь она бесконечно далека от идеи собирать собственный «музей невинности». Ее истории интересны уже не временем, в котором они разворачиваются, а сами по себе, при том что ничего из ряда выходящего в них не происходит. Юмор, ирония и полное отсутствие пафоса делают ее, скажем, дальше от Улицкой и ближе к Петрушевской, при том что иногда (как в повести «Счастливый Феликс») и вовсе можно встретить по-сорокински неожиданный финал.

Здесь много «приветов» из более ранней прозы, да и сами рассказы внутри сборника перекликаются между собой, будто они про разные ветви одного рода. В этом автор верен себе: давно еще Катишонок в каком-то интервью говорила, что всю жизнь пишет одну и ту же книгу. Как романы «Против часовой стрелки» и «Свет в окне» продолжали «Жили-были...», так и «Феликс» продолжает вообще всю большую историю, выстроенную автором за карьеру. Это как новый короткий сезон грандиозного, но мало кем замеченного сериала.
Купить на Лабиринт.ру

Чимаманда Адичи. Лиловый цветок гибискуса. СПб.: Аркадия, 2018

Первый роман одной из наиболее известных сегодня писательниц из Африки Чимаманды Адичи — вышедшая недавно на русском «Американха» будет написана только через десять лет. «Лиловый цветок» — книга более интимная, что ли, тихая, без претензий на «большую романистику», без «белого» взгляда на афроамериканцев; как будто для своих, а не мирового читателя (хотя и вошедшая в шорт-лист английской премии для женщин Orange Prize).

Юджин, отец девочки-рассказчицы Камбили, владеет парой фабрик, критикует власти в собственном «единственном издании, которое смеет говорить правду», и щедро делится деньгами с теми, кто в этом нуждается. Финансирует образование сотен детей из малоимущих семей, поддерживает благотворительные фонды, практически целиком обеспечивает местную церковь — являясь при этом не номинально верующим, а чуть ли не последовательным ортодоксом. В то же время дома, с близкими, — он хладнокровный тиран, который за какую-то провинность ставит дочь в ванну и льет ей на ноги кипяток; эдакий Джеймс Броуди из «Замка Броуди» Арчибальда Кронина.

Матрица, вросшая в голову Камбили (надо быть лучшей ученицей в классе, долго молиться перед едой и т. д.), если не рушится, то начинает пошатываться после ее поездки с братом к тете на несколько дней. Смешно сказать, но происходит нечто вроде озарения Сиддхартхи Гаутамы. Обеденные порции, оказывается, бывают сильно меньше; в туалете ради экономии воды не всегда смывают воду. Когда кузина спрашивает Камбили о любимых исполнителях, та понимает, что вообще не знает никого из современных хитмейкеров: у нее дома есть музыкальный центр, но отец не разрешает его включать.

Наверное, это слишком прямолинейная, зато доходчивая иллюстрация к одной известной TED-лекции самой Адичи под названием «Опасность единственной точки зрения». Отец, святая добродетель которого не распространяется на самое святое, что у него есть; обеспеченная семья, под страхом потерять материальные блага терпящая каждодневный террор; малоимущая семья, которая тратит последний бензин, чтобы привезти к себе больного дедушку, — такие образцовые примеры начищенной медали с подванивающей обратной стороной; и наоборот. А еще — идеально разыгранные ситуации, когда стереотипы оказываются ошибочными, и не только из-за незнания, а просто потому, что мир в разы сложнее и многообразнее. Эти истины как-то неловко озвучивать, но, видите, они еще не везде стали истинами.

Думается, несильно большая книга могла быть еще короче: Адичи, как всегда, делает многовато остановок, чтобы рассмотреть детали (при том что восстания медиков и студентов упоминаются впроброс). Но для нее атмосфера важнее сюжетных перипетий, а какая атмосфера без деталей.
Купить на Лабиринт.ру

Криста Вольф. Московские дневники. Кто мы и откуда... М.: Текст, 2018

За несколько претенциозным названием скрываются записи немецкой писательницы Кристы Вольф, которая с конца 1950-х до самой перестройки не раз посещала СССР, чаще всего в качестве участника писательских конференций — как правило, «крайне скучных и беспроблемных» и по своему составу напоминающих Олимпиаду-80. Однако свободное время Вольф использовала по полной, встречаясь с Юрием Трифоновым или узнавая у местной официантки, сколько та получает и как живет.

Записи эти разнородные: торопливые и фрагментарные, как подведение итогов дня, или более витиеватые, написанные уже не по горячим следам, где автор отходит от фактов и размышляет о различиях в самом духе жизни двух народов. И хоть иногда встречаются заметки откровенно туристско-обывательские («В море иногда медузы...») или, напротив, слишком «писательские», когда Вольф выхватывает из толпы неординарные персонажи, так и лезущие в художественную прозу, — в целом получается довольно показательная, хоть и на скорую руку, иллюстрация того, как менялся советский человек в течение 30 лет: воодушевленный во второй половине 1950-х и усталый, нервный, осунувшийся на исходе 1980-х.

Из бытовых и ментальных особенностей сегодняшнему читателю первыми бросятся в глаза те, что будто всегда были «чисто русскими»: грубость обслуживающего персонала; анекдоты на тему «от сумы до тюрьмы» («А. жил в доме напротив тюрьмы. Теперь он живет напротив своего дома»); кричащая разница между обустройством народа и власть имущих (красивые клозеты из красного дерева в Кремле и отсутствие кабинок в женском вокзальном туалете); нелепая показуха («В номере телевизор, но, клянусь, для него нет розетки») и даже вечно запертая вторая входная дверь («Везде и всюду открыта только одна створка двери, так что приходится тесниться»). На этом фоне появляются уж совсем удивительные замечания о легендарном русском духе: «И видеть, как исполинские по своим возможностям производительные силы этой страны лишь в немногих аспектах действительно концентрируются и используются, а все прочее остается в забросе <...> Но как раз это для нас опять-таки очень притягательно, ведь мы приехали из маленькой заорганизованной страны, где производство-то идет, но дух все больше утрачивается».

Вольф, однако, не выискивает минусы советского строя, в ГДР своих проблем хватает: ее книгу отказываются издавать по цензурным соображениям. И именно это — страх и самоцензура — ее волнует больше всего, об этом она говорит с Константином Симоновым, Ефимом Эткиндом, Владимиром Стеженским. Об этом же, о литературе, причем не русской классической, а именно что советской, написаны две блестящие главки-эссе, которые, как ни крути, получаются даже интереснее дневниковых заметок. Одна из них посвящена Юрию Казакову, вторая — роману Веры Инбер «Место под солнцем». И, честное слово, в наш век образовательных проектов, обе точно стоило бы включить в какой-нибудь курс о советской прозе.
Купить на Лабиринт.ру

Евгений Эдин. Дом, в котором могут жить лошади. М.: Эксмо, 2018

В сборнике несколько рассказов и повесть, но читаются они все как один текст — и на первых порах не ясно, хорошо это или плохо. То ли автор хочет показать, насколько мы, при всех неоспоримых различиях, друг на друга похожи. То ли его так волнует герой с определенными характеристиками, что в каждом новом произведении он невольно, вновь и вновь, описывает именно его.

Основные действующие лица — молодые пары, уже переживающие сложности в отношениях. Из двоих в этой паре Эдина больше интересует мужчина — как правило, мало зарабатывающий и много рефлексирующий зажатый интеллектуал, который может позвонить другу ночью со словами «я тут думал про Бога». Женщина, как бы в противовес, не тратит много времени на саморефлексию (во всяком случае, нам об этом не рассказывают, и разница порой выглядит чересчур, даже неприлично резкой), а живет здесь и сейчас, пытаясь найти смысл и интерес в данных судьбой обстоятельствах. Понятное дело, жить «на одной волне» получается плохо, что, впрочем, не толкает их на какие-то действия — кроме сексуальных утех на стороне.

Основное чувство, которое удается вызвать у читателя, — неловкость. Потому что неприкаянным, несуразным героям очень неловко взаимодействовать с остальным миром, а тебе неловко за этим наблюдать. И тут еще один вопрос автору: он намеренно делает их нарочито неприспособленными к «нормальной жизни», чтобы именно об этом психологическом типе и поговорить, или же просто выписывает ничем не примечательного, современного городского жителя без лишних денег, который почему-то всегда не знает, куда себя деть?

Если второе — можно лишь обратить внимание автора на то, что палитра среднестатистического горожанина намного шире. А если все-таки первое — это, может, не бог весть какая находка, но Эдин хорошо с ней обходится, без громких трюизмов. Мы видели, как таких же неуклюжих героев другие авторы, наоборот, пускают в самую гущу невероятных событий («Люди августа» Сергея Лебедева, «Чернокнижник» Светланы Метелевой, «Ковчег» Егора Фетисова). Эдин более реалистичен: его герои могут говорить и мыслить — но не действовать; они остаются на том же месте, пока жизнь идет дальше. По большому счету, все эти истории — о бездействии, причиной которому то ли трусость, то ли усталость, то ли отсутствие фантазии. Про такую прозу принято говорить: «Всё так!»; необъяснимые меланхолия и бессилие — это же про нас, да? Ну да, уж третий век кряду. Но черт возьми, кажется, что тоска от героев передается автору: так же, как они не понимают, что делать со своей жизнью («просто это время нужно было как-то пережить»), он порой не знает, что делать с теми, кого придумал.

Однако есть тут еще кое-что. Рассказы «Давай, Сэмо», «Родина», «Репетиция парада», которые будто просятся в отдельный сборник. В короткой прозе, построенной по условной схеме «был как-то случай...», где автор не ищет ответов, а лишь созерцает ту самую абсурдную-русскую-реальность, ему удается быть более точным и по-хорошему смешным, чем в семейных историях, где человеческие отношения не просто показываются, а еще и анализируются.
Купить на Лабиринт.ру

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gorky.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gorky.media
          • литература
          • домен gorky.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции