html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Я хочу своим примером показать, что бояться нечего» // Дирижер Кристьян Ярви о выходе за рамки, переосмыслении классики и музыкальной семье

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Дирижер Кристьян Ярви о выходе за рамки, переосмыслении классики и музыкальной семье

В Эстонии на этой неделе начался 10-й фестиваль Tallinn Music Week, одно из основных культурных и музыкальных событий весны в Балтийском регионе и Северной Европе. Непосредственно музыкальная часть фестиваля в четверг открывается выступлением Absolute Ensemble — проекта Кристьяна Ярви. Выходец из знаменитой дирижерской семьи, руководитель Симфонического оркестра Лейпцигского радио и Балтийского филармонического оркестра, он играючи справляется с произведениями Генделя и Арво Пярта, Стива Райха и Джо Завинула, электроникой и хоровой музыкой — иногда одновременно. В интервью Максу Хагену дирижер Кристьян Ярви рассказал о своей борьбе за расширение музыкальных и культурных границ.

— На Tallinn Music Week вы выступаете с проектом Absolute Ensemble — далеко не классическим оркестром…

— Это даже не ансамбль как таковой, а целая концепция — absolute club. Как бы ее описать… электроакустический рэйв с классическим поворотом. А в понятие «клуб» мы вкладываем все возможные клубы. Тут может быть и свинг, и хип-хоп, и техно. Может, даже кантри — и блюграсс-клуб тоже сюда поместится. Мы все вышли из этих клубов, еще в конце 1990-х. Как это ни забавно, можно сказать, что и церковная музыка тоже в чем-то относится к «клубной» — это ведь тоже изначально музыка небольших сходов людей, а хоралы могут вырасти в произведения для тысяч. Как если бы диджей начинал играть свою музыку в маленьком клубе, а потом вышел на тысячные арены... и бог знает еще куда. Так что концепция нашего «клуба» всеобъемлюща — это целое приключение, весьма активное.

— Что привело вас, дирижера и музыканта с классическим образованием, к этому множеству стилей и проектов?

— Все началось давно. Тот же Absolute Ensemble образовался еще в 1994-м. Выражение «абсолютный» тоже появилось неслучайно. Я тогда учился в Манхэттенской музыкальной школе (известная американская консерватория.— “Ъ”). Среди моих сокурсников был и Джин Притцкер (композитор, музыкант и продюсер, работающий на стыке классики и современной музыки.— “Ъ”), причем мы оба были эмигрантами — я из Таллина, он из Ленинграда. А еще одним участником нашей компании стал Чарльз Коулмен. Нас объединяла мысль, что записанная однажды музыка не должна застревать в жестких рамках: можно объединить камерную оперу и рэп, или электронику с музыкой Фрэнка Заппы или Джо Завинула. Назовите это как хотите — фьюжн или прогрессивная музыка. Главное — подход. Музыканты в ансамбле — скорее собрание друзей, а сам он играет не столько как оркестр, сколько как рок-группа. Хотя другом можно и не быть, но требовалось, чтобы человек умел играть на разных инструментах, если надо, импровизировать и ориентироваться в различных жанрах. Это группа, которой по зубам был и рок, и музыка Ренессанса. В чем-то это, конечно, музыкальная утопия. Но нам и хотелось показать, что возможно все и сразу! Главное, чего не хотелось,— серьезно играть «стереотипную» музыку. Нет, нет! Нам хотелось получать удовольствие и в то же время обращаться к «серьезным» стилям. Absolute Ensemble таким, в итоге, и получился.



Этот подход сохранился и по отношению ко всем моим следующим проектам. Например, Балтийский филармонический оркестр по идее очень похож на Absolute Ensemble, разве что мы стараемся все же придерживаться симфонических форм. И здесь музыканты со всех уголков балтийского региона — от Норвегии до России, Эстонии и Польши. Одна из основ оркестра — уважение к культуре стран всех участников. Но также и уважение к разным стилям, владение ими и понимание, как музыкальные направления могут развиваться.

В случае с музыкой же я предпочитаю, чтобы тебя просто захватывала волна эмоций, в которой одновременно находятся и музыканты, и публика — чтобы возникала синергия частот и эмоций. Это наивысший уровень, которого можно достичь в музыке. Единство. Все, что я делаю — только ради этого. Подобного единства, как мне кажется, удалось достичь двум моим идолам — Леонарду Бернстайну и Джо Завинулу. Но подход у них был разный. И глядя на них, я думаю, что нам нельзя ограничивать себя, работать только в рамках устоявшихся и безопасных творческих параметров.

Я люблю, например, Чайковского. Но не потому, что он классик и все кругом его тоже любят. В его музыке я нахожу нечто, что можно усовершенствовать, создать свою версию «Лебединого озера» или «Спящей красавицы». Я беру балет и создаю из него собственную симфонию: части могут перемешиваться, я могу сокращать или растягивать уже существующие партии. Такой подход позволяет подключать новые, не обязательно традиционные ритмы. Мне ведь не приходится задумываться о танцах и балеринах. Но я все равно отношусь к Чайковскому с уважением и не пытаюсь поставить все окончательно вверх ногами или претендовать на собственное авторство. Нет! Я просто буду иметь в виду людей, которым, может быть, не хочется высиживать три с половиной часа балета. По-моему, мы должны помнить, что времена меняются. И что не надо бояться совершенствовать и в то же время укреплять основы, на которые опирается современная культура, да и все общество в целом.


Например, есть замечательный немецкий композитор Свен Хельбиг, который записал альбом «Pocket Symphonies». Я включил его в программу майского фестиваля Practical Spirituality, в котором мы будем играть с Эстонским государственным симфоническим оркестром. И «карманные симфонии» здесь исполняются наравне с «Кольцом нибелунгов» Вагнера — оперной музыкой в моей интерпретации, без слов. Сравните только: вот опера на все шесть часов, а вот мини-симфонии на три с половиной минуты! (Смеется.) И это один из лучших способов показать, как меняются эпохи. Но сказать, что одна лучше другой, невозможно. Просто изменились принципы человеческой коммуникации, в том числе, между композитором и зрителем. Мне и самому хочется найти эти принципы и улучшить музыку — само собой, сохраняя и ее уровень, и свежесть. Музыка, с которой мы живем,— это не какой-то ископаемый реликт, она жива!

— Кроме «обычной» дирижерской работы и участия в разных проектах, вы также занимаетесь продюсерством. Должен ли музыкант вроде вас быть в наше время своего рода антрепренером и даже предпринимателем? Публика сейчас требует, чтобы ее не только просвещали, но могли заинтересовать и развлечь…

— Я бы сказал, что надо… как это по-русски?... najti kaif. Но как? Это личный момент. Смотрите, мне нравится, что и как я делаю. Но это не значит, что такое подойдет каждому. Большинство предпочитает привычные штуки и думает, что нечто новое не имеет смысла. Это же как в обычной жизни — если не выйдешь из квартиры, то и мир не увидишь. Так, наверное, и в бизнесе. Я хочу своим примером показать, что бояться нечего. Нужна только уверенность в том, что делаешь. И в какой-то степени упрямство тоже. А еще свои идеи надо претворять вместе с людьми. Самая большая вещь, которая у нас есть,— это любовь. Это повод, чтобы что-то делать. Если ты любишь кого-то, что-то или какой-то принцип, без чего не можешь жить, то все просто пойдет само.

— Вы родились в музыкальной семье: мать флейтистка, отец и брат — Неэме и Пааво Ярви — также признанные дирижеры. Насколько тяжело было расти, в том числе в профессиональном плане, имея такой набор семейных ценностей?

— Такая семья одновременно и огромный плюс, и большой минус. Ожидания сразу гораздо выше. Ты можешь оказаться под постоянным давлением этих ценностей. Здесь же и семейная гордость, и всестороннее уважение. Главное, в чем мне очень-очень повезло,— что меня никогда не заставляли становиться музыкантом. Здесь возникал даже обратный психологический момент: «Не хочешь идти в музыку, ну и не надо». И как раз тут тебе и хочется заглянуть в то, от чего тебя вроде бы отговаривают. Еще когда мы жили в Эстонии, а я был ребенком, мне думалось, что все семьи в мире такие же, как моя. Понимаете, для меня воспринимать музыку было столь же естественно, как есть и дышать. Ты постоянно слушаешь ее, видишь, как ее исполняют — и тебе кажется, неужели может быть по-другому? И однажды я узнал, что все совсем не так — даже расстроился.

Заниматься в любом случае нужно тем, что ты реально любишь. Это же ужасно: выучиться на музыканта, окончить музыкальный колледж, добраться до поиска работы и осознать, что скрипку тебе всучили в руки родители, а ты бы с удовольствием занялся чем-то более интересным. Честное слово, это большая проблема! Даже я как-то на полном серьезе предполагал бросить музыку. После окончания школы меня гораздо сильнее манили международные отношения — политика разных стран, геополитика, место людей посреди всего этого. Поверите ли, еще меня увлекала астрономия. Не столько изучение звезд, или астрофизика с черными дырами, но вопрос, чем является жизнь во Вселенной, откуда она могла взяться — короче, что мы здесь делаем. Я полагал, что если и буду работать с музыкой, то только как продюсер — такое я тоже изучал. И, как ни удивительно, тогда я больше склонялся к хип-хопу.

Но случилось так, что ко мне обратилась моя преподавательница Нина Светланова — некогда первая жена Евгения Светланова. Великолепная пианистка, которая многому научила меня в Манхэттенской музыкальной школе. Она сказала: «Просто поучись немного в этой консерватории».— «Не очень-то хочется. Вы и сами увидите».— «Потрудись хотя бы год, а если решишь, что тебе не по нраву, то всегда успеешь заняться чем-то другим». Ну, хорошо, я начал учиться. Год прошел, другой, потом я встретил будущих коллег по Absolute Ensemble, а потом… потом все получилось так, как получилось.

Конечно, выдающимся пианистом я так и не стал. Правда, стал дирижером — в чем-то эта профессия и совпала с моей идеей стать продюсером. Ведь дирижер по-своему напоминает саунд-продюсера, только организует на ходу музыку оркестра. Но я пишу свою музыку, собираю людей со всего мира (помните, международные отношения?) и до сих пор пытаюсь понять, для чего мы существуем. И это помогает мне стимулировать людей, с которыми я работаю. Ведь если прикинуть, человеку на Земле дано примерно 80 лет — зачем терять это время? Давайте сделаем что-нибудь интересное, и сделаем это вместе.

— Вы, хотя и эстонец по национальности, жили в Соединенных Штатах с детства. У вас сейчас не возникает ощущения, что вы оказываетесь уже своего рода культурным посланцем от Эстонии?

— Наверное, лучше стоило бы даже говорить не обо мне, но о моем отце. Он был одним из главнейших сторонников эстонской идентичности. Знаете ведь, во времена Советского Союза Эстония для остального мира ничего не значила вообще. Был СССР, и большинство людей даже не очень разбирались, что к чему. Огромная страна, представителей много — «русские», и ладно. Вот Хачатурян, например, тоже был «русским». И мой отец ставил перед собой задачу познакомить мир с эстонскими композиторами. Допустим, Арво Пярт так и оказался главным эстонским «экспортным товаром». Но он ведь не просто композитор, в его музыке можно обнаружить чувства и посыл — что собой представляет Эстония, чего она хочет достичь. Ясность, прямота, мирная подача себя. Эстонцы во многом кажутся мне прекрасным народом, потому что они наивны — в лучшем смысле. Для меня «наивность» означает простоту и честность — хорошие качества.

Отец и брат, конечно, оказали на меня влияние. Брат, например, тоже очень активно старается продвигать эстонскую музыку. Но вот если брать Tallinn Music Week, то для меня в названии фестиваля важнее будет даже не слово «музыка». Это таллинская неделя, в которой связываются технологии, культура, междисциплинарные моменты — все их богатство. И каждый год фестиваль становится все более привлекательным, причем для всего мира. Люди приезжают — и оказывается, что у некогда неведомой страны есть своя культурная идентичность. Это сочетание архаичного и передового, способность сделать что-то по-своему. Это же здорово! Так и должно быть. Мало же просто сказать: «Вот твоя страна. Ты здесь живешь, можешь гордиться». Ты и так знаешь, где ты живешь, но ты еще должен создавать среду страны — в ее мельчайших проявлениях. Обоюдное уважение и взаимодействие и начинается с таких сфер, как музыка, искусство и прочее, а потом они распространяются. Это еще один шаг через любые границы, политические в том числе.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ru
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции