html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Взлет и падение молодогвардейской фантастики

Всего пятнадцать лет истории — а за это время был сформирован канон советской научной фантастики и переведены на русский ключевые тексты иностранной фантастики. Шестьдесят лет назад в издательстве «Молодая гвардия» появилась редакция фантастики. Роман Арбитман рассказывает о ее короткой, но блистательной истории.

«Молодая гвардия» не только подпольщики в оккупированном Краснодоне и роман Фадеева, но и издательство ЦК ВЛКСМ. Оно существует и ныне — когда уже нет ни ЦК, ни ВЛКСМ, — однако речь пойдет не о российском настоящем, а о советском прошлом.

От большинства других центральных советских издательств «МГ» отличалась тем, что на протяжении трех с лишним десятилетий здесь существовало особое подразделение, которое выпускало фантастику — и отечественную, и переводную. Именно здесь этот литературный жанр сперва пестовали, холили и лелеяли, а потом давили и превращали в труху. Редакция фантастики возникла 60 лет назад, в 1958 году, когда всплеск массового интереса к НФ и хрущевская «оттепель» совпали во времени. Возглавить издательский процесс поручили писателю Сергею Жемайтису. При нем случались и провалы (особенно на первых порах), когда под давлением дирекции приходилось выпускать откровенно слабые НФ произведения — вроде романов Владимира Немцова или Александра Студитского, известного лысенковца, — но качественная фантастика преобладала.

Серия «Фантастика»

В 1959 под редакцией Беллы Клюевой вышел составленный Анатолием Варшавским сборник «Дорога в сто парсеков», где были опубликованы произведения Ивана Ефремова, Аркадия и Бориса Стругацких, Валентины Журавлевой, Владимира Савченко и др. В том же году возникла серия «Фантастика. Приключения. Путешествия», в рамках которой удалось выпустить еще две антологии советских фантастов («Альфа Эридана», 1960, и «Золотой лотос», 1961; составитель — тот же А. Варшавский). Год спустя коллективные сборники решено было сделать серийными. Так возник первый выпуск новой серии — составленная Кириллом Андреевым «Фантастика. 1962 год», тираж 115 тысяч экземпляров.

Послесловие к первой книге, под названием «Наука и научная фантастика», написал Иван Ефремов. Его статья должна была задать курс, определить «генеральную линию» развития фантастики в СССР вообще и публикаций в этих сборниках в частности. «Мы избежали всякого мусора — мистики, демонов, оборотней, космических гангстеров и страшных убийств — всего, что основательно засорило зарубежную фантастику и заставляет относиться к ней с большой осторожностью, – писал Ефремов. – Наша научная фантастика вся „чистая”, по американской терминологии. Она строится на более или менее прочной научной основе. По моему глубокому убеждению, только такая научная фантастика и может считаться подлинной, имеющей право на существование в этом жанре».

Ефремов предложил формулу — «литература мечты и научного прогресса», но, к счастью, даже в этом выпуске практика разошлась с теорией. Уже в повести Геннадия Гора «Странник и время», открывающей сборник, «научность» выглядела довольно условной, да и фантастика была лишь приложением к добротной психологической прозе. У братьев Стругацких в повести «Попытка к бегству» не объяснялось «научно», каким именно образом заключенный гитлеровского концлагеря Савел Репнин переместился далеко вперед во времени, как немецкий автомат «шмайссер» превратился у него в оружие будущего «скорчер» и т. п. Для авторов повести сам «механизм» перемещения был совершенно не важен — главным здесь было испытать людей из благополучного послезавтра проблемами, о которых они (в отличие от Репнина) понятия не имели. Не укладывалось в ефремовскую формулу и произведение, которое завершало сборник, — памфлет Лазаря Лагина «Майор Велл Эндъю», саркастическая вариация на тему «Войны миров» Герберта Уэллса: заглавный герой превращается из патриота в коллаборациониста и ради спасения собственной шкуры готов сотрудничать с кем угодно, даже со спрутообразными марсианскими захватчиками-кровососами.

И составители сборников, и художники, и редакторы не сковывали себя каким-либо единообразием. Четкой структуры не было. В «Фантастике. 1963 год» книга только открывалась предисловием составителя (того же, что и в первом выпуске, Кирилла Андреева), и это был обзор лучших произведений предшествующего года. В «Фантастике. 1964» составитель (Г. Смирнов) начинал книгу с краткого разбора вещей, с которыми читателю только предстояло познакомиться, а завершался сборник теоретической статьей Рафаила Нудельмана, написанной в форме диалога с самим собой. В 1965-м и 1966-м годах редакции фантастики «МГ» удалось издать по три выпуска, а спустя всего четыре года сборник «Фантастика. 1969–1970» оказался сдвоенным (и вовсе не потому, что редакции не хватило материала). Помимо критики, в сборниках могли оказаться списки вышедших книг, письма читателей, научно-популярные статьи, ответы на анкету и пр.


В том, что редакция отказалась от унификации, были свои несомненные плюсы. Не надо было подгонять под единый стандарт ни сами тексты, ни критику. Если, например, в редакционном портфеле оказывалось интервью со Станиславом Лемом, заверстывали его; если литературовед Юлий Кагарлицкий приносил интересную статью об отношении к фантастике Джонатана Свифта, ставили ее. Если у Дмитрия Биленкина возникала идея фельетона о квазифантастике с убийственными цитатами — в сборнике печатался этот фельетон. И так далее. Каждый сборник был сюрпризом. Читателя могли ошарашить фантастической сказкой Стругацких «Суета вокруг дивана» (первой частью будущей повести «Понедельник начинается в субботу»), или вторжением НФ в древнегреческую мифологию («Алло, Парнас!» Валентина Берестова), или описанием божественного творения в традициях советской «производственной» прозы («Штурмовая неделя» Всеволода Ревича). С произведениями уже известных фантастов (Илья Варшавский, Геннадий Гор, Владимир Григорьев, Ариадна Громова, Генрих Альтов, Виктор Сапарин) соседствовали публикации писателей еще не столь популярных либо дебютантов, но в будущем тоже мэтров (Владислав Крапивин, Ольга Ларионова, Зиновий Юрьев, Владимир Михайлов). Среди авторов были те, кто реализовался за пределами жанровой литературы (Натан Эйдельман, Михаил Анчаров, Владлен Бахнов и др.). Лучшие произведения из коллективных сборников перекочевали в авторские. Так появилась новая серия.

Серия «Библиотека советской фантастики»

Замысел ее возник не сразу. Две книги Михаила Емцева и Еремея Парнова — «Последнее путешествие полковника Фосетта» (1965) и «Море Дирака» (1967) — вышли в уменьшенном формате, и именно такой формат вскоре был избран для книг названной выше серии (появилась она в 1967 году и просуществовала до 1992-го). Первыми серийными книгами тут стали авторские сборники «Аксиомы волшебной палочки» (1967) Владимира Григорьева и «Марсианский прибой» (1967) Дмитрия Биленкина.

В ту пору фантастика в СССР переживала расцвет, став по необходимости «нашим всем»: утопия, антиутопия, сатира, роман-предупреждение, неангажированная публицистика, философский трактат на неканоническую тему — все жанры (в том числе и скучные) могли прятаться под сенью дружных букв НФ. Многие произведения из книг Владлена Бахнова («Внимание: ахи!», 1970), Севера Гансовского («Идет человек», 1971), Ильи Варшавского («Тревожных симптомов нет», 1972), Кира Булычева («Чудеса в Гусляре», 1972), Виктора Колупаева («Случится же с человеком такое!», 1972), Вадима Шефнера («Скромный гений», 1974) и других авторов и ныне не потеряли тогдашнего обаяния.

Фантастике в «МГ» долго везло. Она считалась Золушкой, и власти не обращали на нее внимания. Легко выпустили восьмитомник Александра Беляева (1963–1964). Не без потерь, но прошли «внесерийные» авторские книги братьев Стругацких («Путь на Амальтею», 1960; «Далекая Радуга», 1964; «Хищные вещи века», 1965). Редактор Белла Клюева позже вспоминала, что первые семь лет жизнь редакции фантастики была идиллической. Являясь к главному редактору В. Осипову для подписания рукописи в набор или уже в печать, Клюева слышала всего один вопрос: «Как, Белла Григорьевна, рукопись хорошая?». Она отвечала: «Конечно», — и рукопись превращалась в книгу.

Серия «Библиотека современной фантастики» (БСФ)

Первым подступом к серии стал однотомник 1964 года «Современная зарубежная фантастика», куда вошли произведения Рэя Брэдбери, Айзека Азимова, Станислава Лема, Роберта Шекли и др. Удачная идея дала всходы. По сути, вся БСФ была придумана, распланирована и осуществлена в недрах той же редакции Жемайтиса в 1965–1973 годах. Редакция поставила перед собой титаническую задачу: познакомить читателя со срезом всей мировой фантастики ХХ века, совмещая первопубликации многих зарубежных мастеров с переизданием лучших текстов отечественных авторов. Книги выходили двухсоттысячным тиражом. Первоначально планировалось выпустить 15 томов, но позднее число довели до 25. Плюс к ним вышли три доптома (без нумерации, но в том же оформлении): «Город» Клиффорда Саймака, сборник Рэя Брэдбери и сборник болгарской фантастики «Третье тысячелетие», а также две книги в несерийном оформлении: сборники американской фантастики «И грянул гром!» и немецкой (ГДР) — «Параллели».

Сейчас, полвека спустя, видны просчеты составителей. И «Большая глубина» Артура Кларка (том 6) не самый яркий из романов фантаста (а ведь уже был написан «Конец детства»!). И вместо дебютной книги Курта Воннегута «Утопия 14» в том 12 следовало включить другой его роман, уже в «воннегутовской» манере, — «Сирены Титана». И, конечно, классику фэнтези не надо было оставлять за бортом серии (содержимое 21-го тома, «Антологии сказочной фантастики», относится к fantasy лишь частично). Но не забудем, что редакция работала с оглядкой на Главлит и на «идеологическое» начальство. По этой причине, например, в БСФ не попал Роберт Хайнлайн, а из романа Джона Уиндема «День триффидов» (том 8) исключили фрагмент, где СССР был представлен не в лучшем свете.

Наиболее «опасные», с точки зрения цензуры, тексты приходилось сопровождать «амортизаторами» в виде предисловий или послесловий. Джона Уиндема, например, спасал Юлий Кагарлицкий. «Антологию скандинавской фантастики» (том 20) — куда вошла мрачная, в духе Оруэлла, антиутопия Карин Бойе «Каллокаин» — выгораживал Эрнст Генри. Одной из лучших считается «Антология англо-американской фантастики» (том 10): сюда вошли отборные рассказы Генри Каттнера, Роберта Сильверберга, Пола Андерсона, Эрика Фрэнка Рассела, Дэниэла Киза, Джеймса Ганна и других. Составитель сборника Роман Подольный защищал его ритуальными фразами о том, что-де авторы затрагивают «насущнейшие проблемы современности Англии и США: расизм, засилье политиканов…». И так далее. Уже упомянутая Белла Клюева, тогдашний редактор БСФ, вспоминала, что сильные опасения — в смысле «проходимости» — вызывал и роман Станислава Лема «Возвращение со звезд» (том 4). Один из ее друзей имел доступ к Герману Титову, и космонавта уговорили поставить свое имя под предисловием к Лему (сам текст написал, разумеется, другой человек — критик Рафаил Нудельман).

В целом книгам БСФ удалось расширить представление соотечественника о современной ему фантастике. Открыв 13-й том (Пьер Буль), читатель приобщался к миру «Планеты обезьян». Двухтомная (14-й и 15-й тома) антология включала прозу советских фантастов во всем многообразии; мастодонт «ближнего прицела» Александр Казанцев соседствовал с блестящим юмористом Ильей Варшавским. В 16-м томе Роберт Шекли, которого мы знали как мастера «малых форм», удивлял повестями — в том числе саркастическим, на грани абсурда, «Билетом на планету Транай». Том 19 («Нефантасты в фантастике») знакомил с печально-ироничной прозой поэта Вадима Шефнера. БСФ прославила Владимира Савченко, автора опубликованного в 22-м томе романа «Открытие себя» (об инженере, отказавшемся быть заурядным «винтиком»). После выхода «Неукротимой планеты» Гарри Гаррисона (том 24) уже нельзя было скрыть деяния супергероя Язона ДинАльта.

В последнем из нумерованных томов читатели вновь встречались с авторами всех (кроме Карела Чапека) «сольных» книг. И раз уж в 7-й том были включены «Трудно быть богом» и «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, они смогли под занавес опубликовать еще и фрагмент «Пикника на обочине». В ту пору никто не думал, что издательский курс резко сменится и выхода отдельного издания знаменитой повести придется дожидаться долгих восемь лет.

Конец идиллии

Увы, в начале 1970-х, когда «оттепельное» время сошло на нет, идиллия закончилась и в «МГ». «Мы еще публиковали хорошие книги, — вспоминала Клюева, — но пропало то горение души, та радость от каждой новой находки, которые согревали нас в прошлые годы». В 1973 году Сергея Жемайтиса отправили на пенсию, а кабинет заведующего редакцией фантастики занял Юрий Медведев. При нем и сменившем его на посту Владимире Щербакове слово «молодогвардейская» по отношению к фантастике приобрело уничижительный смысл. Прежние редакторы покинули издательство, а новые наполнили серию произведениями, литературно ничтожными и одновременно тенденциозными. Владимир Фалеев, Елена Грушко, Дмитрий Де-Спиллер, Александр Плонский, Сергей Плеханов. Кто сегодня помнит этих фантастов — «птенцов гнезда Щербакова»?

С уходом из редакции «МГ» Сергея Жемайтиса и Беллы Клюевой внешнее оформление
сборников «Фантастики» становится ярче, а содержание — блеклым. Время от времени там еще попадаются произведения достойных фантастов (Север Гансовский, Виктор Колупаев, Александр Щербаков, Кир Булычев), но они тонут в окружающей массе серости. С начала 1980-х от этих сборников уже никто из читателей не ждет приятных неожиданностей, живых текстов здесь уже практически не остается. Технофобия, антизападничество, идеализация патриархального далека и доведенная до полного абсурда «фоменковщина» (мол, Гомер и русский Боян — один и тот же человек) сделались в порядке вещей. Стали тиражироваться произведения о сакральном значении русской избы («каждая трещинка в двери имеет свой смысл», и, как знать, «какую мудрость таят в себе царапинки и дырочки от сучков» — из рассказа Олега Корабельникова «Дом», 1982), о тайных знаниях, будто бы полученных древними славянами от своих предков — то ли «арийцев», то ли «восточных кроманьонцев». Квинтэссенцией нового «направления» в фантастике «МГ» стала фраза из книги «Печорный день» (1979) Дмитрия Шашурина: «Нужна глубинная упрощенная народность, языковая связь с корнями общества, чтобы ощутительней задевала мысль».

В эти годы Стругацкие безуспешно пытались добиться в «МГ» книжного издания «Пикника на обочине», а редакция Щербакова чинила им всякие идеологические препятствия. «Для философской фантастики я вижу только два пути: первый — в корзину, второй — в КГБ», — объяснял своим подчиненным Щербаков. В начале 1980-х я сам присутствовал на его выступлении перед молодыми авторами в Малеевке и осторожно оглядывался по сторонам: неужели только мне речи Владимира Ивановича кажутся бредовыми? Лишь в начале 1990-х, когда редакция фантастики в издательстве схлопнулась, Щербаков покинул «МГ» и стал писать книги о своем происхождении от древних этрусков и о личных встречах с Богородицей. Тогда-то всем стало наконец ясно. Но поскольку он проводил правильную «партийную линию», у вышестоящего начальства не было формальных причин снимать его с поста.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gorky.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gorky.media
          • литература
          • писатель
          • домен gorky.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции