html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Выставки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018: ретро и авангард

Популярности футбола можно только удивляться. Хоккей есть не везде, отнюдь не повсеместно распространены регби и гандбол, так же как теннис и гольф... Между тем футбол существует всюду, где найдется хоть какой-нибудь пустырь, где можно погонять мяч, а если не мяч, то на худой конец консервную банку. Кстати, с этого-то и начинали многие будущие звезды футбола.

В деле отображения футбола в искусстве сама родина игры не слишком пре­успела. В позапрошлом столетии в Англии существовали и забавные картинки, и курьезные рисованные репортажи о матче, и просто карикатуры на участников соревнований и зрителей. Но выше этого искусство подняться так и не смогло — ему понадобилось добавочное время. И оно пришло с приближением XX века.

Впрочем, сущность футбола в артистической среде не сразу распознали: путали с похожими видами спорта. На картине «Футболисты» Руссо Таможенника игроки — несколько усатых месье в полосатых трико, — словно в немом кино, бодро подпрыгивают с мячом среди кустов, но, так как они уж очень откровенно дают волю рукам, мы понимаем: это не футбол, а регби. 

Кубистические игроки Робера Делоне, Андре Лота и других модернистских парижан выходили настолько декоративно обобщенными, что их, как и тех месье Таможенника, трудно отнести к какому-либо определенному виду спорта. Кстати, традиция относиться к спортивному состязанию как к зрелищу игры колористических пятен перекочевала и в послевоенный модернизм. Темпераментному Николя де Сталю, пораженному цветовой феерией футбольных матчей на парижском стадионе «Парк де Пренс», мы обязаны серией, о которой образно высказался искусствовед Жан-Клод Маркаде: «Это настоящий балет гео­метризированных форм».

Но вернемся к началу века. Опусы форвардов мирового авангарда Малевича и Боччони по поводу футбола были настолько отвлеченными от реальности, что оказались, что называется, вне игры. За разъяснением картины «Супрематизм. Живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измерении» (1915), похожей на упражнение в планиметрии, и взвихренной футуристической «Энергии футбола» (1913) неискушенному зрителю нужно обращаться к Козьме Пруткову: «Если на клетке слона прочтешь надпись „буйвол“, не верь глазам своим». 

Однако некоторым представителям авангарда ничто человеческое не было чуждо. Так, Эль Лисицкий мастерски вклеил фотографию парящего футболиста в конструктивистскую паутину своего коллажа, сделанного для изданной в Берлине книги Ильи Эренбурга «Шесть повестей о легких концах» (1922). В известном смысле он предвосхитил те пластические ходы, которые обнаружились в советском искусстве, когда в стране прекратили бороться с футболом как буржуазным явлением.

Игру амнистировали в скором времени. Словно в ознаменование образования сборной СССР и первой же ее победы в 1924 году над сборной Турции, советские художники принялись атаковать новую тему. Первым в том же году откликнулся Александр Дейнека. Однако в его «Футболе» было нечто неопределенное: игроки пока лишь разминались, просто перепасовывая друг другу мяч в некоем абстрактном пространстве. А вот его коллега по команде ОСТа Юрий Пименов в 1926 году столкнул в борьбе за мяч троих противоборствующих в одновременном прыжке. Спустя два года Дейнека увеличил счет, подняв в воздух уже четырех игроков. Дальше, словно захваченные эпидемией левитации, у самых разных художников запрыгали и запорхали борцы за мяч. Даже выученик академической школы Николай Дормидонтов не удержался от общего поветрия и периодически смело возносил над землей целые скопища футболистов («Спартакиада Балтфлота», 1933, «Футбольный матч СССР — Турция», 1935). 

Закрадывается вопрос: может, все эти перечисленные парящие игроки были родом из того же племени, что и «Люди будущего» (1929) Константина Юона? Этот старейший на то время художник как-то вдруг выдумал фантастическую генерацию людей, перемещающихся по воздуху с помощью неких реактивных двигателей-рюкзаков. Кажется, прямая им родня — «Футболист» Дейнеки 1932 года, который настолько успешно справился с гравитацией, что, даже не испытывая нужды в инновационных приспособлениях, смог пробить свободный удар в сторону колокольни. А уж его послевоенный барельефный «Вратарь» (1948–1950) так и просто покоится на воздухе.

Полевой игрок в советскую эпоху стал своего рода соперником (к тому же соперником-победителем) предшествующих культов; он как бы одновременно занял место и христианского воина-святого, и античного атлета. А о том, что футболист действительно вошел в советский пантеон, говорит хотя бы тот факт, что его фигуру наряду с другими 75 неоклассицистическими бронзовыми изваяниями пограничников, птичниц, студентов и прочих Матвей Манизер поместил под сводом одной из арок станции метро «Площадь Революции» (1936–1939) — своего рода подземного храма советской цивилизации. 

Кстати, и супруга мэтра соцреализма Елена Янсон-Манизер внесла свой вклад в широкую популяризацию этого вида спорта: после демонстрации на выставке Ассоциации художников революционной России в 1926 году ее скульптуры «Футболист» уменьшенные копии опуса из бронзы и цинка разошлись в немалом количестве. В дальнейшем к пропаганде спорта подключились и мастера фарфора, среди которых на первом месте была прославленная Наталья Данько. А если еще вспомнить бесчисленных тиражных чугунных защитников и нападающих каслинского литья, то можно понять, что легионы советских футболистов могли бы поспорить с терракотовой армией императора Цинь Шихуанди. 

Среди изображений рядовых борцов за мяч было бы некорректным не вспомнить и о звездах ристалищ. Скульптурную группу «Футболисты» (версии 1928 и 1938 годов) Иосифа Чайкова смогли бы принять за свою и ваятели эпохи эллинизма, и мастера барокко (если бы они, конечно, ведали о футболе), настолько вся физиология была проработана скульп­тором. Впрочем, древних могла бы смутить композиция из двух повисших один над другим в воздухе спортс­менов, держащихся лишь благодаря конструктивистскому расчету (остроумным было инженерное решение: скульптурная группа опиралась на одну-единственную точку — на бутсу одного из футболистов). Спустя почти 20 лет подобную композицию, но из дерева создал неуемный фанат футбола Александр Дейнека. И это была, пожалуй, последняя попытка героизации и обожествления футбола, после чего игроки спустились на землю.

Послевоенные годы показали, что в футболе вовсе не обязателен героизм, достаточно простого человеческого желания играть. А для этого и нужны-то всего лишь пустырь да самодельные ворота. Эту немудрящую мысль как раз и проиллюстрировал Сергей Григорьев в известной картине «Вратарь» 1949 года, в которой планка амбиций и азарта взрослых сведена до уровня переживаний детворы, наблюдающей матч дворовых команд. 

В послевоенное время эстафету отражения-отображения футбола стали перенимать у высокого искусства другие медиа: фотография, кино и телевидение. И кажется, что иные кадры из кинофильмов, к примеру «Спортивная честь» (1951) или «Удар, еще удар» (1968), с легкостью перекочевывали на дежурные полотна официальных выставок типа «О спорт, ты — мир!». 

Оппозиционное же искусство того времени смотрело не столько на футбол, сколько на опыты его отображения, причем с нескрываемой усмешкой. Можно предположить, что будущий протагонист Бульдозерной выставки Оскар Рабин, прежде чем набросать в 1957 году рисунок с мячеголовыми игроками и зрителями, посмотрел за год до того вышедший фильм «Старик Хоттабыч» (напомним: в одном из эпизодов джинн из соображений ложно понятой справедливости спустил с неба на обе команды кучу мячей). «Левый» художник Миша Брусиловский в 1965 году написал «Игру в мяч» («Футбол») с кувыркающимися в воздухе игроками, которую можно посчитать ироническим оммажем всем антигравитационным футболистам, от Александра Дейнеки до послевоенного монументалиста Бориса Тальберга. Расцветшему с 1990-х годов завиральному популизму дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова посвятил панорамную «Земля — чемпион!» (2004) с трибунами землян, празднующих победу над сборной инопланетян. Прокомментировать такой матч, пожалуй, мог бы Великий комбинатор: «Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун… А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!» 


Москва. Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. В. Кузнецов. Проект республиканского стадиона в Ашхабаде. 1935. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Москва

Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Архитектура стадионов
До 26 августа

Эволюция спортивных арен прошлого века показана с помощью проектов, чертежей и фото лучших образцов жанра из стран бывшего СССР. Среди них — принимавший I Всесоюзную спартакиаду 1928 года московский «Динамо»; спорткомплекс «Лужники»; разрушенный в 2006 году Стадион имени С.М.Кирова, на месте которого теперь возвели «Санкт-Петербург», известный как «Зенит-Арена». За современную архитектуру спортивных сооружений отвечает раздел с макетами, проектами и фотографиями новых и реконструированных к чемпионату мира 2018 года стадионов, а также материалами о зарубежных аренах.


Москва. Музей современного искусства «Гараж». Юрген Теллер. Siegerflieger № 179. 2014. Фото: Juergen Teller 

Музей современного искусства «Гараж»
Юрген Теллер. Мандраж на диване
8 июня – 19 августа

Центром выставки звезды мировой модной фотографии и художника Юргена Теллера станут свежие видео с матчей сборной Германии на чемпионате мира — 2018. Настрой видеоряда будет определяться исходом игры: оптимистичный в случае победы и удрученный, если команду постигло поражение. Теллер тут говорит скорее о чувствах болельщиков, чем о футболе. Художник принципиально отказывается отделять работу в модных журналах от автобиографических и некоммерческих снимков, которые также показывают на выставке. Один из них — фотография «Отец и сын», на которой Теллер запечатлел себя голым с футбольным мячом и бутылкой пива на могиле отца — человека агрессивного, зависимого от алкоголя и недолюбливавшего футбол. Парадоксальным образом именно этот вид спорта стал для Теллера способом выстроить связь с родителем, покончившим жизнь самоубийством. На выставке будут снимки из серии Siegerflieger (2014), в которой он следил за игроками сборной Германии по футболу, и фотографии из серии «Голышом на футбольном поле» (2002).


Москва. Государственная Третьяковская галерея. Александр Дейнека. «Футболисты». 1948–1955. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Новая Третьяковка
Футбол и не только
До 11 сентября

Государственная Третьяковская галерея предлагает вспомнить самые яркие образы советского спорта. В залах постоянной экспозиции можно увидеть оригинал для многочисленных садово-парковых подражаний — «Девушку с веслом» (1934–1935) Ивана Шадра, которую в свое время обвинили в чрезмерной чувственности и схожести с будуарной статуэткой, «Физкультурницу» (1947) Матвея Манизера — символ новой советской женщины, эмансипированной и физически развитой, и другие хрестоматийные вещи. Представлены и менее знакомые зрителю произведения наподобие деревянной скульптурной группы «Футболисты» (1950) Александра Дейнеки, известного в основном живописью, и скульптурного портрета легендарной гимнастки Ольги Корбут (1973) работы Владимира Вахрамеева.


Москва. Институт русского реалистического искусства. Сергей Болдин. «Наследники Яшина». 1980-е. Фото: ИРРИ 

Институт русского реалистического искусства
Спорт — это искусство
8 июня – 22 июля 

Легендарных спортсменов в объективе не менее прославленных советских фотографов увидят посетители ИРРИ. Бразильский нападающий Пеле, забивший за свою карьеру 77 голов, Лев Яшин — единственный вратарь, удостоенный награды «Золотой мяч», советские нападающие Галимзян Хусаинов и Эдуард Стрельцов и другие спортсмены предстанут на снимках Александра Абаза, Льва Бородулина, Сергея Васина, Всеволода Тарасевича, Игоря Уткина из собственной коллекции ИРРИ, а также из собраний Мультимедиа Арт Музея и Центра фотографии имени братьев Люмьер.


Москва. Музей Москвы. Кирилл Кипятков. «Фехтование». 2015. Фото: Музей Москвы

Музей Москвы
«…и, конечно, футбол!»: современная живопись
До 15 июля

Участники и последователи Новой академии, основанной в 1990-е годы в Петербурге Тимуром Новиковым, представляют свой взгляд на спорт в Музее Москвы. В выставке участвуют три автора, отдающие предпочтение идеалам классического искусства: художник и гитарист группы «Кино» Андрей Крисанов, профессор Новой академии изящных искусств Денис Егельский и молодой художник Кирилл Кипятков. Все они занимаются живописью, в которой, как сообщает пресс-служба музея, «спорт в его античном представлении — как воплощение идей гуманизма, наполненный сакральным смыслом, является идеей, принципиальной для всех трех художников».


Санкт-Петербург. Государственный Русский музей. Иван Ефимов. «Акробатка с шаром». 1927. Фото: Государственный Русский музей  

Санкт-Петербург

Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре
Государственный Русский музей
До 30 июля

Выставки, посвященные спорту в советском искусстве, нередко обходят вниманием фарфор — между тем наряду с плакатом он был одной из самых доступных форм продвижения здорового образа жизни и спорта в массы. Почти во всех домах стояли фигурки лыжников, хоккеистов и гимнасток, а олимпиады и спартакиады сопровождались, как сказали бы сейчас, линейкой сувенирной продукции. На выставке в Русском музее собрали более 350 изделий знаменитых Ломоносовского, Дмитровского и Дулевского фарфоровых заводов и менее известных производств в сопровождении графики на схожие темы.


Калининград. Арт-центр «Ворота». Сергей Новиков. ФК «Войтто» (Пряжа, Карелия). 2014. Фото: Сергей Новиков

Калининград 

Grassroots.  Низовой футбол в России 
Арт-пространство «Ворота»
До 1 июля

Фотограф Сергей Новиков в многолетней серии Grassroots (массовый, народный. — TANR) снимает футбол, далекий от международных чемпионатов, стадионов с переполненными трибунами и запредельных гонораров. В российской глубинке он отыскивает местные любительские команды, следить за которыми подчас не менее интересно, чем за профессиональными игроками: здесь есть свои первенства, звезды и стадионы, которые обычно остаются вне поля внимания СМИ. На выставке зрители увидят футбольные площадки, разбросанные среди живописных пейзажей средней полосы и втиснутые между ветхих хрущевок, и футболистов, играющих на них.


Нижний Новогород. Нижегородский государственный художественный музей.  
Арсенал. Работы Никиты Nomerz (Кузнецова). Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Нижний Новгород 

Нижегородский государственный художественный музей, до 7 июля
Арсенал, до 26 августа

В Нижегородском государственном художественном музее решили узнать у своих посетителей, на что они готовы пойти из спортивного интереса, и запустили фестиваль объектов современных художников Никиты Nomerz (Кузнецова), Александра Старикова и Константина Гладкова, которые разместились в разных точках города: в Кремле, на набережной и в торговом центре. На кону несколько годовых абонементов в музей, которые можно получить за выложенный в соцсети снимок на фоне этих работ с хештегом #спортивныйинтереснн. А в Арсенале в содружестве с Мультимедиа Арт Музеем показывают тематическую выставку «Гол», на которой можно посмотреть на звезд футбола Льва Яшина, Диего Марадону, Зинедина Зидана, Пеле, пойманных в объектив тремя поколениями спортивных фотографов — Николаем, Марией и Евгением Волковыми.


Eкатеринбург. Ельцин Центр. Фото: Boris Yeltsin Presidential Center

Екатеринбург

Ельцин Центр

На время проведения ЧМ по футболу СENTER Club Ельцин Центра станет спорт-баром со свободным входом и восемью большими экранами, на которых будут транслироваться все матчи. Также здесь пройдут утренние зарядки, тематические лекции и пешеходная экскурсия «Архитектура спорта», посетители которой побывают в конструктивистском Доме спорта «Динамо» начала 1930-х годов и во Дворце игровых видов спорта «Уралочка» начала 2000-х. В самом Музее Б.Н.Ельцина предусмотрены экскурсии на русском и английском языках.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theartnewspaper.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • theartnewspaper
          • домен theartnewspaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции