html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Выставка "Безграничный слух" открылась в музее "Гараж"

В одном из старых фильмов герой, пытаясь понять, далеко ли конница монгольского хана, ложится на землю, чтобы услышать-почувствовать топот тысяч лошадей, скачущих за десятки километров от него. Ни слух, ни зрение помочь не могли, но вибрация - это неслышное продолжение звуковой волны - передавалась землей телу. Выставка "Безграничный слух", открывшаяся в музее современного искусства "Гараж" накануне праздников (и десятилетия со дня основания музея), в сущности о том же.
Кураторская группа выставки (художники группы Council Грегори Кастер и Сандра Терджман, а также Анастасия Митюшина и Ярослав Воловод) предложили не "инклюзивную программу", а яркую историю о возможности слушать, когда не слышно, о том, что пространство - не только расстояние, исчисляемое в миллиметрах или километрах, но среда, которая способна соединять. Словом, о преодолении границ восприятия и (или) его стереотипов.
 
Этот сюжет - один из магистральных для современного искусства. Поэтому история, предложенная кураторами - открыть "не-слышание" как возможность слушать по-новому, увидеть в слабости слуха не "недостаток", а потенциал для художественного эксперимента - идеально резонирует с поисками, например, одного из самых известных саунд-художников Тарека Атуи. Его проект "Изнутри" сегодня также представлен в "Гараже". А авторский перформанс будет повторен первого сентября.
 
38-летний ливанец, живущий в Париже, за плечами которого Национальная французская консерватория в Реймсе, с одинаковым успехом выступал на музыкальном летнем фестивале в Зальцбурге и на выставках современного искусства: от Dokumenta в Касселе (2012) до, например, "Искусства звука" в фонде Prada в Венеции (2014), где зрелищность, театральность восхитительным образом уживались со строгой концепцией. Тарек Атуи  - "пограничник", живущий одновременно на территории музыки, перформанса и визуального искусства. Он выбирает в качестве инструментов стеклянные шарики, рассыпанные на круглом столе, деревянные резные панели, из которых извлекается звук с помощью деревянных палочек, пружины или "настоящий лэптоп-квартет"… Лэптоп - потому что объекты располагаются на коленях исполнителя, вроде ноутбука или планшета. Только вместо "айпэдов" тут - найденные металлические объекты, соединенные со старыми микрофонами (постучишь по ним - они отзываются), ну и, конечно, с динамиками, преобразующими звук. В результате исполнитель, ударяя по каждому элементу, коленками чувствует вибрацию, а слушатели - слышат музыку невиданного квартета, возникающего вроде бы ниоткуда.
 
На первый взгляд, Тарек Атуи - наследник футуристов. "А вы сыграть ноктюрн могли бы на флейтах водосточных труб?" - интересовался еще Владимир Владимирович Маяковский. Но, при всей соблазнительности такой генеалогии, увы, она вряд ли верна. Во-первых, несмотря на то, что объекты вроде бы подобраны-найдены случайно, над ними серьезно поработали Тьерри Мадьо, студенты Высшей школы Нурдаля Грига в Бергене, а довела их до блеска Мастерская музыкальных инструментов в Париже. Фигурально выражаясь, "водосточные трубы" оказываются весьма продвинутым высокотехнологичным инструментом. Во-вторых, гимн урбанизму, скорости и машинному веку, который на все лады исполняли футуристы в начале ХХ столетия, подразумевал единство человека и машины, слаженность их движений, общим знаменателем которого становился ритм. Тарека Атуи тема "механического человека" не волнует. Гораздо ближе ему сюжет взаимопонимания, единения человека с человеком через органику телесного опыта, расширение возможностей чувственного восприятия. Это тропинка в направлении противоположном футуризму. Она ведет скорее к Матюшину, чем к Маяковскому и Бурлюку.
 

Скажем, проект "Изнутри", который представлен в "Гараже", начинался в 2010 году как перформанс, объединявший тело исполнителя и коллективное "тело" аудитории через низкочастотные вибрации басов. Так, девять сабвуферных динамиков, собранных в сеть, давали возможность исполнителям с помощью пасов руками и пальцами создавать низкие звуки, резонирующие с пространством помещения. Отлаженный звук, рожденный движениями рук, усиливался еще и архитектурой здания. Правда, когда в 2010 году Тарек Атуи исполнил перформанс "Ниже 160" (подразумевается - ниже 160 герц), люди с обычным слухом те тонкости перевода на "язык вибраций" не уловили. Концерт и есть концерт. Тогда он решил попробовать исполнить тот же перформанс для людей с ослабленным слухом. Будучи резидентом Художественного фонда Шарджи (ОАЭ), художник мог попросить связать его с школой Аль-Амаль для глухих детей. Сцена была поставлена посреди площади в историческом центре города. Детей он попросил воспринимать звук с помощью движения. Через 20 минут дети подошли к инструментам на сцене, пробуя играть на них. С этого, по словам Тарека Атуи, началась история инструментов "WITHIN" ("ИЗНУТРИ"), которые предполагают совместную игру со слушателями.

Собственно, вторая часть проекта "Безграничный слух" - "Руководство к (недо)пониманию" - как раз продолжает сюжет восприятия и "толкования" звука с помощью движения, фокусируя внимание посетителя на внутреннем переживании и опыте. Хореограф Валентина Дизедери, перформер Мириам Лефкович и исследователь Лендл Барселос дают шанс зрителям не только ощутить, или послушать "пьесу", улегшись в наушниках на стол для "звукомассажа", но и, например, прогуляться с закрытыми глазами вокруг музея в сопровождении медиатора и его рассказа… Идея в том, чтобы обострить все органы чувств, включить воображение и открыть новые пространства - где граница между внутренним переживанием и внешним опытом полустерта, где реальность и сон накладываются друг на друга… Для этой части проекта подготовлены 22 медиатора, которые готовы провести зрителей-слушателей через "недо-…" к "пониманию". И, возможно, обратно? В конце концов, недопонимание - лишь одна из степеней понимания, и кто может похвастаться тем, что понимает все-все-все?
 
Слух как тактильный опыт и опыт движения дополнен визуальными образами. Видео и скульптурные объекты Элисон О’Дэниел, которая сняла, например, прослушивание знаменитой работы Джона Кейджа "4’33", где тишина становится музыкой, или панк-концерт, организованный Брюсом Коннером в Клубе глухих в Сан-Франциско, - третья часть выставки "Безграничный слух"… Здесь субтитры, визуальный и звуковой ряд, видео и дополняют, и комментируют друг друга.
 
Словом, слоган "Ищи оркестр в каждом жесте", который видишь на стене, поднимаясь по лестнице музея "Гараж" на второй этаж, вовсе не метафора, а конкретный совет входящему в пространство нового опыта - "Безграничного слуха". 
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rg.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rg.ru
          • домен rg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции