html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Вышла первая серия "Патрика Мелроуза", и она внушает оптимизм

 Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел долгожданный первый эпизод сериала "Патрик Мелроуз" (Melrose), основанного на пяти полуавтобиографических новеллах современного британского писателя Эдварда Сент-Обина. Несмотря на но, что первую часть пенталогии автор написал в достаточно молодом возрасте (в 1992-м, когда вышла книга Never mind, ему было 32 года), уже тогда стало ясно, что у него есть свой собственный, неповторимый стиль и великолепное языковое чутье.

Произведения Сент-Обина чаруют и формой, и содержанием: его язык крайне богат и метафоричен, неожиданные повороты мысли поражают своей оригинальностью, а глубокий психологизм повествования позволяет поставить его в один ряд с крупнейшими английскими писателями, не являющимися его современниками. Особо удивляет легкость, изящество и непринужденность его манеры письма. Несмотря на литературные красоты, от работ не веет ни напыщенностью, ни искусственностью. Вероятно, отчасти потому, что в цикле о Патрике Мелроузе повествование ведется от лица главного героя, а им до определенной степени является сам Сент-Обин.

Именно в этом, возможно, и кроется одновременно сила и слабость его недюжинного таланта - ведь часто исповедальные произведения становятся хоть и блестящими, но единственными творениями людей, смелых в своем стремлении раскрыть свое внутреннее "я" на бумаге. И после завершения труда все стоящее в глазах писателя такого калибра может оказаться высказанным: экзистенциальная боль излилась на бумагу, обескровив зияющую рану и источник своеобразного, но крайне сильного вдохновения. Правда, если говорить о Сент-Обине, он стал исключением - после этой серии у него вышел ряд романов, а сам он, выплеснув личную трагедию, как кажется, лишь получил дополнительные силы к жизни и творчеству.

Именно в этой связи новость о создании экранизации вызывала двоякие чувства - с одной стороны, было крайне отрадно наблюдать за вновь появившимся интересом к литературному первоисточнику, особенно учитывая замечательный актерский состав. С другой - было несколько боязно за то, что мини-сериал низведет повествование до сюжетной канвы, любопытной, но далеко не самой примечательной стороны написанного Сент-Обином, где главное, повторимся, - размышления автора и главного героя.

Но по результатам просмотра первой серии можно осторожно сказать, что режиссер Эдвард Бергер (в чьем профессиональном багаже - интересный сериал "Германия 83" / Deutschland 83) справился поставленной задачей, ну а исполнитель главной роли - Бенедикт Камбербэтч, обогатил свою фильмографию работой, нисколько не уступающей "Шерлоку" по значимости и актерскому мастерству.

По вполне понятным мотивам за сюжетную первооснову первого эпизода были выбраны "Плохие новости" (Bad News), второй роман из цикла. Именно в нем Патрик Мелроуз впервые предстает перед читателем во взрослом обличье. Почти мимолетные сцены с экскурсами в детство героя (которому как раз  и посвящена первая книга, "Не обращайте внимания" / Never Mind), получились насыщенными, с легко считываемым смыслом. Их режиссер сумел мастерски вписать в повествование, не перегрузив его.

Отдельно стоит отметить манеру изображения ужасающей сути взаимоотношений между Патриком и его отцом. Сам писатель очень осторожно и сдержанно, полунамеками, обрисовал сам факт сексуального насилия, совершаемого чудовищем-родителем в отношении своего малолетнего отпрыска, как, вероятно, из сугубо личных причин, так и из опаски создать у читателя впечатление, что именно это - главное в его рассказе.

Это - корень душевной травмы Патрика, но - и здесь Сент-Обин возвысился не только над собой и своим опытом, но и над большинством современных писателей, затрагивающих эти темы - не ее воплощением. Куда страшнее возникшие на базе этого противоречия, запустившие процесс саморазрушения Патрика - безусловная сыновняя любовь и одновременно обоснованная ненависть, чувство неизбывной собственной виновности в произошедшем и жгучая боль от очевидной вины другого, желание любить и быть любимым и отвержение любви в свой адрес из-за боязни перенести на собственных детей проклятие, поразившее его самого. Бергер - по крайней мере, в первом эпизоде - сумел очень тактично решить эту проблему, оставив действия отца за скобками.

Еще одним существенным препятствием могли оказаться реплики героев - в текстах Сент-Обина блестящих диалогов предостаточно, но в этом роскошном изобилии можно легко потеряться. Одинаково сложно дописать за автора недостающее для экранизации, не изменив тону и стилю писателя. Ощутимая проблема - передача роя мыслей, гнездящихся в голове Патрика - вымарать их решительно невозможно, но и оставить нельзя - все-таки современные телесериалы не создаются в традициях литературного театра. Бергер пошел на компромисс - и вновь оказался на высоте.

Что же касается актерской игры - по вполне понятным причинам львиная доля экранного времени отдана Бенедикту Камбербэтчу (хотя Эллисон Уильямс и Хьюго Уивинг сумели создать выпуклые образы своих героев буквально за несколько минут присутствия в кадре).

Повествование начинается со звонка, раздающегося в лондонской квартире ничего не подозревающего Патрика. От одного из отцовских знакомых он узнает, что тот умер в США и Патрику необходимо вылететь в Нью-Йорк для того, чтобы попрощаться с отцом и отдать распоряжения касательно кремации. Демоны и скелеты, непрочно запертые в подсознании Патрика, вырываются на свободу и начинают терзать его разум и плоть, мстительно подкладывая самое страшное искушение - снова окунуться в небытие наркотического дурмана, омут, из которого Патрик, как казалось, успешно вылез.

Наблюдать за происходящим с Патриком и тягостно, и грустно, и отвратительно, и нестерпимо мучительно из-за намеренной растянутости его галлюцинаций, тошнотворного содержания воспоминаний и истинной неприглядности сеансов употребления психоактивных веществ. В фильме, к сожалению, создается впечатление, что Патрик страдает шизофренией, однако в первоисточнике это выглядит по-другому. В одном из своих интервью Сент-Обин подчеркнул, что Патрик - натура очень чувствительная и, что главное, артистичная (Камбербэтчу эту сторону Мелроуза-младшего удалось показать со всей убедительностью) - он слышит не какие-то отвлеченные голоса, как это случается с людьми, страдающими некоторыми психическими заболеваниями, но свидетельства реальных людей.

Перед ним проплывают сцены из прошлого, образы тех, кто окружал его в детстве, сказанное и сделанное ими. Он без труда пускается по реке воспоминаний, удивительно точно, в мельчайших подробностях воспроизводя особенности речи родственников и родительских знакомых, прекрасно отдавая себе отчет в том, кто и что говорил. Для Патрика единственный способ справиться со всем этим - высмеять и обесценить всех участников, отдав каждому из них ряд приемов из своего богатого актерского арсенала. Это - стратегия выхода из болезни, а нее ее отличительный признак.

Но проблема даже не в том, что Патрик застрял в детстве. Запечатлевшиеся в его памяти сцены - свидетельство бессознательного механизма, запущенного психикой глубоко травмированного ребенка: чтобы не разрушиться окончательно, его внимание фиксировалось на внешнем: людях, колодце, гниющих плодах инжира рядом с верандой… И его восприятие также осталось детским - обладая огромным "архивным материалом", из раза в раз перегружающим его память, он словно ничего не может с ним сделать - ни забыть, ни осмыслить.

Камбербэтч, трясущийся в разнообразных стадиях ломки, донельзя убедителен, а Патрик - жалок, ущербен, но никак не отвратителен. Но когда кафкианские превращения начинают наскучивать, рассказ, словно яркими вспышками, начинают озарять сцены поразительной мощи и демонстрация удивительного актерского мастерства. Это относится и к стоянию у гроба, и к крайне важному разговору Патрика с Мэриэнн, когда Мелроуз-младший начинает осмыслять произошедшее.

Ведя два разговора одновременно - внутренний диалог с собой (и с отцом) и светскую беседу с ней, Патрик начинает путаться, и обе линии объединяются в его сознании в одну. На невинный вопрос американской подруги, что бы он сказал своему отцу, если бы имел возможность это сделать, Патрик отвечает очень просто: "Никто не должен делать такое с другим человеком". Вот и вся страшная суть трагедии. Страшная в своей необратимости. И унизительная вдвойне, потому что он совершил непозволительную ошибку - "серьезно отнесся к разговору", что в глазах окружающих - преступление похлеще всех его выходок с употреблением алкоголя и наркотиков. "Проехали" (Never mind), - говорит он, замыкая разговор на своем прошлом (и названии первой книги).

Патрик не может решить свои проблемы и чувствует себя оставленным всеми, справедливо видящими в нем инфантильного молодого человека, но не удосужившихся заглянуть за эту ширму. Одиночество пугает его. Но мгновенное осознание того, что на самом деле одиночества нет, куда страшнее. Он словно всегда с ним, со своим отцом, всемогущим и предследующим его по пятам, теперь уже в абсолютной форме нематериального духа, с которым свести счеты не получится, так как поле битвы - только его голова.

Первая серия - очень серьезная заявка на то, что "Патрик Мелроуз" станет одним из лучших телепроектов года. Оправдаются ли эти ожидания полностью - покажет ближайший месяц.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rg.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rg.ru
          • стратегии
          • театр
          • болезнь
          • память
          • режиссеры
          • наркотики
          • языки
          • алкоголь
          • сериалы
          • интервью
          • домен rg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции