html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Второй фильм «Русские евреи» Парфенова и Нурмамеда. Антон Долин — о том, что забыли сказать авторы проекта

В прокат вышел фильм Леонида Парфенова и Сергея Нурмамеда «Русские евреи. 1918-1948» — вторая картина из трилогии, которая описывает роль евреев в истории России. Премьера первого фильма состоялась около года назад. По просьбе «Медузы» о новой работе Парфенова рассказывает кинокритик Антон Долин.

Необходимо сказать это сразу: и проект «Русские евреи» в целом, и конкретно второй эпизод триптиха, только что вышедший на экраны, — кино высочайшего уровня. Смотрится на одном дыхании, хотя два часа для документального кино — это немало. Компьютерная графика и спецэффекты впечатляют, информационная насыщенность практически предельная. Остроумно, парадоксально, увлекательно: тандем автора/ведущего Леонида Парфенова и режиссера Сергея Нурмамеда выступил на уровне лучших своих работ, выдержав фирменный стиль. В частности, те позерские и сложные стендапы, которые когда-то Парфеновым и были придуманы, здесь в изобилии. Он залезает на бронепоезд Троцкого, улепетывает на велосипеде от воображаемых охранников по Дворцовой площади, забирается на крышу дома Шагала в Витебске, а потом успевает заехать в Одессу, Нью-Йорк и Мексику, причем каждая командировка выглядит осмысленной и оправданной. 

Можно дежурно поворчать, что место такому зрелищу на телевидении, а не в кинотеатрах. Но ведь каждый понимает, как сложно показать на нынешних федеральных каналах столь качественный и нестандартный фильм. Так что готовность довольно внушительной аудитории заплатить деньги за билет на вторую (и любую) часть «Русских евреев» понятна и похвальна.

Дальше начинаются невольные вопросы. 

Парфенов называет обозначенное в заголовке тридцатилетие — с 1918-го до 1948-го — периодом советской юдофилии. Точность термина стоило бы обсудить, хоть и страшновато погрязнуть в казуистике. Действительно ли исчезновение из публичного и особенно официального поля проявлений антисемитизма, а также уравнивание евреев в правах с остальными — проявление особого пристрастия, «-филии»? Сам автор не раз подчеркивает в фильме, что большинство советских евреев полностью порвали с национальным бэкграундом и считали себя просто гражданами своей страны, не лучше и не хуже других. В этом контексте их выделение в особую группу (а в этом — главная задача фильма) уже выглядит некоторой подтасовкой. 

Начиная с событий Гражданской войны, Парфенов иронизирует над штампами белогвардейской пропаганды, кричавшей о «красном жидобольшевизме». И тут же, говоря о первых руководителях СССР, дает крупным планом размашистые портреты Льва Троцкого и Якова Свердлова (Ленин и Сталин на их фоне выглядят лишь сторонними спикерами-свидетелями). Эти двое, оказывается, ввели террор и моду на комиссарские кожанки, определили этику и эстетику беспощадной эпохи. Пусть сами они о своей национальности говорить не любили, Парфенов о ней напомнит, назвав настоящую фамилию каждого и мимоходом обозвав Троцкого «местечковым златоустом» (спрашивается, как красноречие связано с местечковостью?). 


Леонид Парфенов
Фото: студия «Намедни»

Естественно, вскоре на сцене возникает «стальной нарком» Лазарь Каганович с его типичной биографией сталинского сокола, а потом и первый генеральный комиссар госбезопасности Генрих Ягода (Дзержинский «не в тему», о нем речи нет). Особая страница — рассказ о специфической предпринимательской жилке Нафталия Френкеля, основоположника ГУЛАГа. Смешно было бы считать, что Парфенов снимал антисемитский фильм, доказывающий теорему о том, что революцию и репрессии придумали евреи. Но странным образом настоящий антисемит при желании мог бы найти здесь подтверждение многих своих параноидальных теорий. Даже вроде бы совершенно невинные замечания о «моде на еврейских жен» среди руководителей молодого советского государства кажутся намеком на существование мировой закулисы. Потому что иначе непонятно, зачем было забираться в эти дебри. Многие неевреи женились на еврейках, одна из них, Лиля Брик, была музой Маяковского и моделью Родченко. И что? 

Автор и сам, похоже, чувствует некоторую неловкость. Иначе зачем он пускался бы в странные математические подсчеты — каков был процент евреев среди убийц царской семьи (не больше процентов других народов), какой национальности были следующие руководители НКВД, еще более кровавые, чем Ягода (русский Ежов и грузин Берия)… Однако осадок остается. Подводит сам формат, сама сформулированная в названии тема. 

То ли дань нынешнему поветрию, то ли продюсерское решение, но приключениям чекистов и разведчиков Парфенов в своем фильме уделяет больше времени и внимания, чем деятелям культуры и искусства. А из них ему интереснее всех Леонид Утесов, который был одним из главных героев и в первой серии проекта. Все прочие мелькают перед глазами куда стремительнее, чем Свердлов или Нафталий Френкель. Исаак Дунаевский и Матвей Блантер, Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн, Эдуард Багрицкий и Марк Бернес, Давид Ойстрах и Михаил Ботвинник, Вениамин Каверин и Моисей Наппельбаум… Все они предстают в фильме исключительно успешными, блестящими, любимыми — концепция «юдофилии» не терпит иных ракурсов.

Поразительно, но даже Исаак Бабель показан в фильме Парфенова суперзвездой, так и не превращаясь в жертву режима (незнакомый с его биографией зритель останется в неведении). А Марк Шагал оказывается единственным и главным комиссаром по делам искусств. Даже супрематизм — едва ли не его рук дело. Ясное дело, Малевич ведь другой национальности, и в фильм не поместилось ни одного упоминания о нем. 


Фото: студия «Намедни»

Допустим, Малевичу тут делать нечего. Но как фильм о русских евреях с 1918-го 1948-й мог обойтись без единого упоминания Бориса Пастернака и Осипа Мандельштама (при этом в кадре появляются Маяковский, Есенин и Блок)? Самуила Маршака и Евгения Шварца тоже нет, Корней Чуковский мелькает на фотографии. Конечно, никто из них — не чета бравым деятелям ОГПУ Якову Серебрянскому и Науму Эйтингону, о которых Парфенов рассказывает много и с удовольствием. Почему красивая цитата из Цветаевой «В сем христианнейшем из миров поэты — жиды!» не пришлась здесь ко двору? Ответ, кажется, прост. Еврей-неудачник, еврей-маргинал, еврей, не способный органично вписаться в бодрый ритм эпохи да и просто рефлексирующий, здесь попросту не нужен. 

Из этого, увы, логически вытекает, пожалуй, самый странный факт о «Русских евреях». Очевидно, что в означенный Парфеновым исторический период главным событием для евреев всего мира стал Холокост. Этого слова, как и его синонимов, в фильме нет. Авторы послушно следуют советской традиции, в которой не было принято выделять евреев из числа других жертв Великой Отечественной. Упоминаются убитые евреи Белостока: жуткая цифра красиво подверстана к изменчивой и драматичной судьбе Максима Литвинова, родившегося в этом городе. Биография диктора Юрия Левитана проиллюстрирована выразительным — будто из романа Сорокина — образом: гигантский мраморный бюст Сталина обращается через радио к безмолвной толпе. Названы известнейшие члены Еврейского антифашистского комитета, о разгроме которого пока нет ни слова (это, как и убийство Михоэлса, явно оставили для следующей серии). Но не те три миллиона евреев, что погибли во время войны на территории СССР. Вся Великая Отечественная занимает в фильме меньше места, чем увлекательный сюжет с убийством Троцкого. 

Конечно, некорректно упрекать создателей любого произведения за то, что там не сказано. Значительно важнее сказанное вслух и, в случае Парфенова, блистательно проиллюстрированное. «Русские евреи», повторюсь, замечательно сделанный и яркий фильм, доказывающий очевидное: в публичном поле по-прежнему есть темы, для обсуждения которых еще не выдуман адекватный язык. И даже всемогущему Леониду Парфенову пока не по силам его нащупать. 

Антон Долин

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с meduza.io

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • meduza.io
          • домен meduza.io

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции