html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Вредные советы: Как интернет-магазину гарантированно самоубиться в сезон распродаж

Приближается высокий сезон продаж — а вместе с ним акции, распродажи и, главное, рост посещаемости интернет-магазинов. Как ни обидно, под нагрузкой сайты падают. Из года в год одни и те же компании наступают на одни и те же грабли и думают: «Мы сделаем все, чтобы в следующий раз это не повторилось», но часто это повторяется вновь. Мы не программируем высоконагруженные сайты, а лишь в режиме «пожарного расчёта» решаем проблемы с нагрузкой, и часто видим многие типовые, но неочевидные для большинства ошибки, в результате которых зарабатывающий сайт падает, пользователи теряются, деньги на рекламу уходят в никуда, а конкуренты радостно потирают руки. О том, что это за ошибки, и как эти ошибки не совершить, мы и хотим рассказать.

«DDOS-атака из бюджета на рекламу»

Первой, самой большой и очень частой ошибкой является, собственно, отсутствие даже минимального согласования маркетинговых действий с техническим отделом/разработчиками/администраторами сайта. Маркетинг планирует и закупает рекламные мощности, придумывает и запускает вместе с нанятым агентством рекламную кампанию, акция стартует и все это валится, как снег на голову, неуправляемой лавиной администраторам и разработчикам сайта, причем их первое предположение зачастую — «это DDOS-атака».

При этом подобные «лавинные» рекламные кампании можно разделить на два вида — «ссылочные», направляющие трафик на сайт непосредственно с источника кампании (баннеры, партнерский сайт и т. д.), и косвенные (видеоролики, смс рассылки) — все то, что не имеет явного признака источника трафика. При этом если баннерную кампанию можно остановить и перестать терять деньги, потраченные на новых покупателей, а также перестать терять старых покупателей, которые не могут попасть на любимый сайт, то упоминание в мегапопулярном ролике просто так вырезать нельзя, да и попросить снять ролик с ротации звезду экрана вряд ли возможно.

Мы как-то несколько часов пытались понять логику потрясающе крутых DDOS-ботов, которые были так похожи на «живых» людей, что их не останавливал ни сторонний anti-ddos, ни собственные системы, останавливающие наплыв однотипных запросов. Боты все шли и шли, с разных айпи, не оставляя никакого шанса на остановку. Лишь два часа спустя отдел маркетинга сообщил, что их магазин, на который упал неожиданный трафик, объявил конкурс на розыгрыш телефона в популярнейшем YouTube-шоу. Все что можно было сделать — отдать «статическую» версию сайта, где пришедшие люди смотрели товар в магазине и получали ремаркетинг-cookie, однако ни один из них не смог оставить свой e-mail, дорогая акция превратилась в простую медийную рекламу.

Опять же, стартапам свойственно недооценивать эффект от промо-статей на гиковских ресурсах типа Хабра. Про «DDoS» стартапа аудиторией Techcrunch вообще страшно даже подумать.

Что не так: отдел маркетинга не предупреждает о готовящейся рекламной кампании / думает, что техперсонал разберется с наплывом.

Что нужно: предупреждение о кампании как минимум за 5−7 дней, идеально, в случае крупной рекламной кампании — предупреждение за месяц и нагрузочное тестирование.

«Главное правило — у хабраэффекта нет правил»

Зачастую уже несколько раз «обжегшись» об упавший сайт, непредусмотрительная команда маркетинга, как и эта беда, уходит в прошлое. Однако с извещением техперсонала о грядущем росте трафика проблемы, к сожалению, не заканчиваются, а только начинаются. Совсем как опытный хирург, который может действительно помочь людям, только проведя сотни операций, так и системный администратор может понять, как избежать проблемы, лишь много раз получив ударную нагрузку на сайт — и, к сожалению (или всё же к счастью?), магазины проходят это нечасто и быстро набраться опыта здесь не получается.

Одной из самых распространенных ошибок отсутствия опыта являются ошибки, связанные с планированием (чаще всего совместным — маркетинга с разработки) будущей нагрузки и способности ее выдержать. В чем это выражается? Пусть магазин хочет сделать рассылку об акции с распродажей в 50%. Рассылка предназначена 20 тысячам покупателей, оставивших свой email в базе данных магазина. Суточная аудитория магазина — 50 тысяч уникальных посетителей, при этом сервер почти не загружен. Дополнительные 20 тысяч «уников»? «Не проблема», — решают маркетинг и разработка и запускают рассылку.

К сожалению, снова во внимание не принимается тот факт, что рассылка чаще всего запускается одним блоком и читать письма пользователи начинают одновременно — например в районе 10 утра в европейском регионе, придя на работу и попив чаю. Таким образом, вместо распределения этих 20 тысяч посетителей на длину всего дня, мы получаем большую нагрузку в очень короткое время. Такая нагрузка — тысячи посетителей за несколько минут — сравнима не с рядовой ежедневной нагрузкой на сайт, а с сотнями тысяч уникальных посетителей в сутки — именно на возможность выдержать такую нагрузку и надо было ориентироваться на стадии планирования.

Что не так: оценка создаваемой нагрузки по суточным показателям, а не по сценариям где посетители приходят в очень короткий промежуток времени.

Что нужно: если возможно — равномерное распределение рассылки в течение дня, если невозможно — нагрузочное тестирование под создаваемую нагрузку, возможное масштабирование хостинга.

«Обжёгшись об облако»

Но это еще не все. Ведь даже понимая необходимость анализа нагрузки и закладывая возможности роста, многие допускают новую ошибку, излишне доверяя маркетингу новых (и не очень) ниш IT-индустрии, связанных с хостингом, и, в первую очередь, «облачным».

Начиная с сентября 2015 года в связи с законом о персональных данных большинство законопослушных интернет-магазинов переехало на российские хостинг-площадки и именно здесь они и ищут возможные пути масштабирования. Однако для того, чтобы полноценно использовать всю «магию» облака и неограниченно масштабироваться под нагрузкой, проект должен быть готов к так называемому «горизонтальному» масштабированию, где нагрузка планомерно распределяется между добавляемыми instance’ами — «кирпичиками» инфраструктуры. Большинство магазинов к этому не готовы и без предварительной подготовки вынуждены работать в пределах одного сервера-инстанса. Что это значит? Максимальное масштабирование — максимально возможные выделяемые ресурсы для сервера — ограничены возможностями хостинга. В «дороссийскую» эпоху универсальным решением был Amazon. Масштаб сервера в нем можно было увеличить до 64 ядер процессора. Да, это было очень дорого, но в кратковременном периоде риски потери трафика в новогоднюю кампанию стоили значительно дороже и это имело смысл. Российские «облака» предлагают максимум до 12-и ядер процессора на один сервер в принципе. Это едва ли выше типового хостингового предложения на выделенных серверах (а зачастую — значительно дороже). Таким образом, оказавшись в ситуации, где срочно необходимо повысить ресурсы, магазин может с удивлением узнать о том, что максимальные мощности облака уже использованы и что дальше расти некуда.

Что не так: подключение к облакам без оценки перспектив масштабирования.

Что нужно: план по тому, как именно будет совершаться масштабирование, нагрузочное тестирование с масштабированием в облаке, оценка возможностей используемого облачного хостинга.

«Телефон аварийной выключен или находится вне зоны действия»

Ну и напоследок. Даже с грамотным планированием и оценкой возможностей магазин может все упустить, если его сотрудники просто пропустят момент случайной аварии. К сожалению, до последнего времени добрая часть ведущего российского e-commerce'а держалась на случайных фрилансерах, друзьях-администраторах, программистах, которые писали сайт. Все они — люди ответственные, однако у каждого есть семья, дети, каждый может уйти на концерт или в кино, и неожиданно не оказаться на связи и с ноутбуком в тот самый момент, когда сайт клиента упадет и нужно будет все поднимать.

Что не так: отсутствие ответственных лиц, следящих за сайтом постоянно.

Что нужно: минимум два, а лучше трое человек, готовых приступить к «починке» системы в случае аварии и оперативному реагированию, а также формализованное расписание с их «дежурствами» — тем временем, когда понятно, кто именно будет получать извещения об авариях и кто будет в этот момент на связи — не обязательно непосредственно за компьютером, но вблизи от него. В этой нише работает уже с десяток компаний, решающих проблемы с нагрузкой в режиме пожарного расчёта круглосуточно.

В заключение

Хочется пожелать командам ведущих по трафику и нагрузкам проектов справляться с «хабраэффектами» и зарабатывать больше в течение всего «высокого сезона»!

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с roem.ru

10

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • roem.ru
          • розыгрыш
          • акции
          • семья
          • концерт
          • законы
          • ноутбук
          • стартап
          • маркетинг
          • домен roem.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции