html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Вокальные параллели: Мередит Монк в кино


Мередит Монк на съемках фильма «Остров Эллис» в 1981 году.

В «Большом Лебовски» братьев Коэнов Чувак, герой Джеффа Бриджеса, оказывается в мастерской художницы в исполнении Джулианны Мур. Та появляется в кадре подвешенной к потолку, откуда разбрызгивает краску — что-то среднее между живописной техникой и перформансом; эта пародия на contemporary art озвучена вокальной композицией Мередит Монк. Монк в сатире Коэнов оказалась своеобразным символом женского современного искусства (на гендерном аспекте героиня Мур настаивает). За использование своей музыки в сатирическом контексте Монк не обиделась.

Монк звучит в этой сцене ещё и потому, что прославилась она в том числе и перформансами. Она — пример того, как музыка превращается в синкретическое искусство: исполнение (лучше даже сказать «представление») здесь почти так же важно, как сами звуки. Композиторское искусство Монк принципиально телесно: еще в начале своей карьеры несколько десятилетий назад она нашла лучший музыкальный инструмент в собственном голосе, и с тех пор пишет для него — в середине XX века такое было принято только в поп-музыке. Записи она воспринимает как компромисс, поскольку музыка — это форма, существующая во времени, и фиксация звуков умерщвляет время, делает его застывшим. То же относится и к видеофиксации перформансов.

Поэтому понятно, что собственные экспериментальные фильмы и видео Монк имеют дело прежде всего со временем. Как и время, они нерасчленимы на составляющие и включают в себя и текст, и перформанс, и специально написанные закадровые вокализы.

Мередит Монк — осколок прежней богемной манхэттенской жизни, она живёт и работает в лофте в Трайбеке не потому, что сейчас модно жить в лофтах, а потому, что она была одной из тех, кто ввёл эту моду несколько десятилетий назад. Странно думать, что бархатное подполье нью-йоркского андеграунда продолжает существовать в районе, населённом богатыми туристами и американскими психопатами с работой на Уолл-Стрит. Время — не линия, а поверхность, она изобилует неровностями, за которые зацепляются фрагменты прошлого, и поток современности неспособен их смыть. Такой предстаёт история Нью-Йорка у самой Монк в фильме «Остров Эллис» (1981). Клочок суши в манхэттенской бухте долгое время был главными воротами в страну для европейских иммигрантов, а потом оказался заброшен; Монк отправилась на остров, чтобы заснять артефакты ушедших эпох.


«Остров Эллис». Реж. Мередит Монк. 1982.

Но её объектив смотрит на Эллис не из будущего, а из какой-то суперпозиции — точки, где времена не различаются. В заброшенном пейзаже бывшего пограничного пункта вдруг появляются фигуры нищих переселенцев, и камера даже не останавливается на них, как будто они возникли в кадре естественным образом. Мы становимся свидетелями медосмотров и иммиграционных собеседований, в кадре мелькают итальянские, еврейские, польские, сербские, ирландские лица. События кажутся снятыми беспристрастной документальной камерой, но переживание актуальности не совпадает с разрушенными интерьерами — знаком прошлого. Это несовпадение тревожит, как и должна тревожить история: она всегда только кажется далёкой, но если приглядеться, то увидишь — да вот же она, рядом.

Впрочем, когда смотришь «Остров Эллис» сейчас, дистанция оказывается ещё увеличена, ведь за тридцать с лишним лет остров реконструировали и превратили в музей, билет куда продаётся в одном туристическом пакете с паромом к статуе Свободы. Говорят, ещё пару десятилетий на Эллисе можно было найти разбросанные и пролежавшие там полвека иммиграционные анкеты — теперь же их поместили под стекло, и прошлое стало чуть более мёртвым.


Мередит Монк в фильме «Книга дней». 1989.

Что-то похожее делал в своих исторических фильмах Дерек Джармен: в его биографическом фильме о Караваджо в кадре то и дело появляется то велосипед, то лампочка накаливания. У Монк этот приём ещё более отчётлив в фильме «Книга дней» (1989), снятом во Франции. Рабочие взрывают динамитом кирпичную кладку, и за ней обнаруживается чёрно-белое средневековье. Это, однако, не попытка реконструкции и даже не эстетизированная фантазия об историческом прошлом. В пространство фильма вклиниваются анахронизмы: жители города говорят по-английски с американским акцентом, голос из-за кадра берёт у них интервью на камеру и спрашивает у монаха-расстриги, занимается ли тот спортом, а в какой-то момент на рыночной площади вместо бродячего цирка оказываются эмси в клетчатых костюмах и солнечных очках.

Монк, конечно, и сама появляется среди жителей средневекового французского города: в «Книге дней» она играет городскую юродивую. Это кажется не только режиссёрским камео, но и жестом художницы, которая постоянно ставит себя в неожиданный, нехарактерный контекст. Есть, например, очевидный парадокс в том, что Монк пишет сочинения, посвящённые экологии — причём понятой практически в духе архаических представлений о сосуществовании с природой, — но живёт в одном из крупнейших мегаполисов мира и выступает чаще всего в городах (впрочем, второе её место жительства — штат Нью-Мексико). Странно выглядит даже её внешний облик — волосы заплетены в косы, как у индианки. Как и в её музыке, главным инструментом Монк остаётся её собственное тело, и в этом её отличие от большинства режиссёров кино — она не только наблюдает за предметами со стороны, но проводит эксперименты на себе самой. Так фигуру режиссёра оказывается возможно сравнить не с дирижёром и даже не с музыкантом, а с инструментом, в корпусе которого резонируют время и пространство.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • режиссеры
          • исторические фильмы
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции