html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Военный Высоцкий

Алексей Колобродов
Алексей Колобродов
Писатель, критик

Я давно в текстах и лекциях продвигаю мысль вполне очевидную: поэт Владимир Высоцкий никак не воспел и не пропел «единственную Гражданскую». Эпитет «единственная», к слову сказать, Окуджаве предложил Евгений Евтушенко — у Булата Шалвовича первоначально пелось «на той далекой, на гражданской». «И комиссары в пыльных шлемах…» Занятно, что «комиссары» у Высоцкого всплывают в контексте отнюдь не романтико-героическом: «Седовласый старик, он над стражей кричал, комиссарил» (баллада «Про райские яблоки»).  

Также по теме
#Высоцкий80: Владимир Жириновский читает своё любимое стихотворение поэта
RT продолжает флешмоб, приуроченный к 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого. Свои любимые стихотворения поэта уже прочитали...

Соприродная символика и стилистика у него встречаются (кони, звёзды, сабли, дороги, тревоги, долгое эхо Гайдара и Бабеля). Есть песня чисто актёрская («В куски разлетелася корона» из спектакля «Десять дней, которые потрясли мир»). Есть вещи, что называется, по касательной: от знаменитых «Деревянных костюмов» до едва ли не последней, «Проскакали всю страну», написанной для нереализованной режиссёрской задумки — фильма «Зёленый фургон». Обе эти песни, впрочем, могли относиться к любой эпохе — никаких специфических примет революционной бури там нет (не считать же таковой «папиросу»). А вот междоусобной войны — в качестве фабулы и даже фона — у Высоцкого нет. 

Безусловно, в актёрской своей работе он с революционной эпохой сталкивался нередко и охотно давал себя вовлечь в режиссёрский замысел («Интервенция», «Служили два товарища», «Опасные гастроли»). Интересовался Нестором Махно и его движением. Существуют замечательные воспоминания Давида Карапетяна, близкого товарища Высоцкого в конце 1960-х — начале 1970-х, об их совместной автомобильной поездке в Гуляйполе. То есть Владимир Семёнович не был эдаким историческим аутистом, понимал о русской революции немало — наверняка больше очень многих сограждан в его время. 

Следовательно, можно говорить о сознательной позиции поэта. 

У Высоцкого ХХ век (да, собственно, и вся корневая история нации) начинаются c Великой Отечественной. Довоенные тридцатые звучат глухо — как бы дородовой памятью. 

И тут возникает совсем свежая тема (кажется, никто по этому поводу всерьёз не рефлексировал): а ведь и в щедром песенном корпусе ВВ вокруг великой войны нет ни единого намёка на недовоёванную гражданскую, братоубийство, раскол нации, коллаборационизм и предательство. Этой тёмной стороны войны он, в детстве воспитанный фронтовиками, явно не мог не знать. Однако в его военных песнях не существует ни власовской РОА с одной стороны, ни СМЕРШа — с другой. Нет песен о партизанах и нет о полицаях (между тем несколько лет Высоцкий был близок с белорусским режиссёром Виктором Туровым, у которого отца-партизана казнили полицаи). Есть отлично показанные в деле штрафники и разведчики, чернорабочие войны — заглядывать за край их жестокой работы он или не решается, или, скорее, себе не позволяет. 

О ленинградской блокаде — одна песенка, ранняя, и та — бравада молодого криминала по пьянке, где блокадное детство — своеобразная индульгенция перед «гражданином с повязкою».  

О пленных — тоже одна, для фильма «Единственная дорога», и соотнести её можно с любой ситуацией выбора, прежде всего метафизического. О выселении народов — тоже единожды, «Я сам с Ростова». Великолепная баллада, немного подпорченная дидактическим, «антисталинским» финалом.

Также по теме
#Высоцкий80: Алексей Смертин читает своё любимое стихотворение поэта
25 января Владимиру Высоцкому могло бы исполниться 80 лет. Ранее RT предложил известным людям вспомнить свои любимые стихотворения...

В первоначальном варианте одной из лучших военных песен «Тот, который не стрелял» сказано: «И особист Суэтин, неутомимый наш». В дальнейшем Суэтину суждено волей автора превратиться просто в «странного типа». Правка едва ли цензурная, скорее идеологическая: одно дело, когда бойца прессует государство, и несколько иное — повышенное внимание фриковатого стукача. Тоже ничего хорошего, но власть как бы и ни при чём. 

Здесь не случайность, но идея — монолита государства и нации в момент их главного испытания на прочность. Причём нация равно представлена и живыми, и мёртвыми: «Наши мёртвые нас не оставят в беде, наши павшие — как часовые»; «хранить — это дело почётное тоже, удачу нести на крыле таким, как при жизни мы были с Серёжей, и в воздухе, и на земле». 

Высоцкий именно в военных песнях являет себя поэтом-метафизиком и в этой ипостаси сближается с другим великим поэтом-современником — Иосифом Бродским. 

Оба заявили о себе как об имперских поэтах, и до сих пор среда, пытающаяся их приватизировать, отчаянно оппонирует этой идее. Оба именно поэтому остаются весьма актуальными сегодня. (В социальных сетях не утихает хайп — был бы Высоцкий сейчас в окопе с Прилепиным или в протестной колонне с Навальным, а Бродского меряют иными территориями, но близкими категориями.) Оба ощущали взаимную близость и симпатию, не всегда умея их отрефлексировать. 

Общеизвестно, что знаменитое стихотворение Иосифа Бродского «На смерть Жукова» есть прямое эхо державинского «Снигиря» — некролога Александра Суворова. Для эпитафии Маршалу Победы демонстративно «сняты» державинская форма, пафос, интонация. Показательно отрицается всякая идея прогресса, снисходительное отношение старшего века к младшему. Для Бродского разницы в два или двадцать столетий (древнеримские реминисценции в «Жукове») не существует абсолютно.  

Надо сказать, столь прямое указание на предшественника — редкость у Бродского. Иосиф Александрович, знавший о поэзии практически всё, полагал центон забавой поэтических мальчиков, признаком пошлой эстрадности. Он работал серьёзнее, предпочитая не евродизайн, но чертёж архитектора. Брал идею, а интонацию переключал в другой регистр. Так, для меня очевидно, что стихи «На независимость Украины» — парафраз пушкинских «Клеветникам России». Дело, собственно, не в «ляхах» и «германцах», не в общей энергии и напоре, а прежде всего в драме обнаружившегося рядом Чужого и трагедии взаимного непонимания.

Бродский в 1994 году угадал, что место Польши в сознании части российской интеллигенции теперь занимает Украина, и дистанцировался от обеих — и Украины, и интеллигенции — сразу.    

Однако многих поклонников стихотворения «На смерть Жукова» (которое, по слову Бродского, должно было быть напечатано на первой полосе газеты «Правда» — Иосиф Александрович на чужбине дорабатывал за теряющую смыслы Империю), особенно людей патриотического настроения, напрягала сильнейшая строфа:

 

Сколько он пролил крови солдатской

в землю чужую! Что ж, горевал?

Вспомнил ли их, умирающий в штатской

белой кровати? Полный провал.

Что он ответит, встретившись в адской

области с ними? «Я воевал».

 

Что же, полагают более смущённые, нежели возмущённые читатели, не только маршал, для низвержения которого в преисподнюю могут найтись некоторые основания (более политические, нежели этические), но и солдаты той войны, чья праведность не вызывает никаких сомнений, окажутся в христианском аду? У того же Высоцкого: «... а я, за что, бля, воевал? — И разные эпитеты». 

Бродский между тем праведность героя акцентирует — как в этическом, так и в политическом ключе:

 

К правому делу Жуков десницы

больше уже не приложит в бою.

Спи! У истории русской страницы

хватит для тех, кто в пехотном строю

смело входили в чужие столицы,

но возвращались в страхе в свою.

 

Маршал! поглотит алчная Лета

эти слова и твои прахоря.

Всё же, прими их – жалкая лепта

родину спасшему, вслух говоря.

Бей, барабан, и военная флейта,

громко свисти на манер снегиря.

 

Отношения с христианством у Бродского сложные, и декларирует он здесь верность Державину, а не Данту. Для Гаврилы же Романовича и Золотого века русской поэзии вообще характерна своеобразная метафизика хаоса, цветущей сложности, когда христианское сознание мирно соседствует с античной и племенной мифологией. Собственно, «адская область» у Бродского — это Валгалла, царство Одина, куда попадают павшие в бою, с оружием в руках, воины. 

У Гаврилы Державина в другом стихотворении потусторонняя география аналогичная и военные вожди того же ряда.

  

Так он! — Се Рюрик торжествует

В Валкале звук своих побед

И перстом долу показует

На росса, что по нём идет.

«Се мой, — гласит он, — воевода!

Воспитанный в огнях, во льдах,

Вождь бурь полночного народа,

Девятый вал в морских волнах,

Звезда, прешедша мира тропы,

Который след огня черты,

Меч Павлов, щит царей Европы,

Князь славы!» — Се, Суворов, ты!

 

Крестители викингов объявили Валгаллу адом, но для Бродского, по всей видимости, она если не пиршественный зал в Асгарде, то и не обитель вечных мук. Едва ли ландшафт, чем-то напоминающий Европу, северную или южную. Скорее, нечто восточное, как угадал в книге «Взвод» Захар Прилепин: «…там и ад особый, солдатский: сухой и выжженный, как отвоёванная степь». 

Самое интересное, что Владимир Высоцкий, помещая своих погибших лётчиков в рай, тоже, скорее всего, интуитивно говорит о Валгалле.

Рай у Высоцкого менее всего христианский. Это символическое пространство, отчасти напоминающее лагерь (военный в том числе), отчасти сцену, где все земные дела и конфликты обострены до предела и зафиксированы в вечность.

Для погибшего летчика такой рай — не повод изменить себе и присяге:

 

Мы летали под Богом,

Возле самого рая —

Он поднялся чуть выше и сел там,

Ну, а я до земли дотянул.

 

Встретил лётчика сухо

Райский аэродром.

Он садился на брюхо,

Но не ползал на нём.

 

Надо сказать, что момент этот сам по себе знаковый: едва русский поэт заговаривает о мире мёртвых, ад и рай становятся у него взаимозаменяемы, принимают образ воинской Валгаллы, и происходит это без всякой туманности и дидактики:

                      

Архангел нам скажет: «В раю будет туго»,

Но только ворота щёлк,

Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом

В какой-нибудь ангельский полк».

 

И я попрошу Бога, Духа и Сына,

Чтоб выполнил волю мою,

Пусть вечно мой друг защищает мне спину,

Как в этом последнем бою. 

Мы крылья и стрелы попросим у Бога,

Ведь нужен им ангел — ас,

А если у них истребителей много,

Пусть пишут в хранители нас. 

И для последовательности и закрепления ряда — ещё пара цитат: 

«И вылетела молодая душа. Подняли её ангелы на руки и понесли к небесам. Хорошо будет ему там. «Садись, Кукубенко, одесную меня, — скажет ему Христос, — ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал мою церковь». (Николай Гоголь, «Тарас Бульба»). 

Я надеюсь, майор, ты попал в рай,

И рай твой ведёт войну

С адом соседним за райский сад,

Примыкающий к ним двоим.

Я надеюсь, майор, что твой отряд

Наступает сквозь адский дым.

Что крутая у вас в раю война,

Такая, как ты любил,

Как Сухуми взятие, так и на —

ступленье подземных сил. 

(Эдуард Лимонов. «На смерть майора») 

В лучших военных песнях (яркий пример — «Мы вращаем Землю») Высоцкий, прямо отталкиваясь от предшественников полуторавековой давности, как будто работает сразу на нескольких уровнях: боевая работа, начинаясь как вид национальных забав, возвышается до мировой страды, через вовлечение в солдатский труд светил, стихий, таинств (и при этом ни малейшего символизма). Ещё недавно казалось, что батальные песни ВВ — закрытый армейский склад, но сегодня снят караул и печати вскрыты. 

Хотя урок о монолите государства и народа (живого и мёртвого) до сих пор серьёзно не усвоен. Но обязательно будет, ибо и Высоцкий уже — навсегда.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Самые свежие новости России и мира на нашей странице в Facebook
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rt.com

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • russian.rt.com
          • домен russian.rt.com
          • домен rt.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции