html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Во время урагана мы обнимали статуи девушек на крыше — казалось, что с ними безопаснее». Интервью со скульпторами, восстанавливающими исторический облик зданий

У стены в небольшой студии стоят две высокие скульптуры, одна закрыта тентом, чтобы глина не сохла, другая — рабочая. Три мастера вылепляют детали: мех на шапке, носы ботинок, складки одежды, четвертый варит дверную ручку, выбирая для нее нужный оттенок. В студии тихо. Еще несколько недель неторопливой вдумчивой работы — и скульптуры можно будет увидеть на павильоне «Казахстан» на ВДНХ.

«Нож» поговорил с Ангелиной Горпиненко, Станиславой Смольяниновой, Русланом Коровковым и Андреем Смольяниновым о том, как восстановить полностью утраченную скульптуру, чем опасна эта работа и в чем особенность русской реставрационной школы.

Руслан Коровков в 90-х учился в Ростовском художественном училище имени Грекова, затем переехал в Болгарию, где продолжил свое обучение в Национальной художественной академии в Софии. Станислава и Андрей Смольяниновы больше 10 лет провели в стенах академии им. Сурикова и им. Строганова, Ангелина Горпиненко — в училище им. Грекова и Суриковской академии. Ребята — члены международного союза художников YourArt, французского союза скульптуры и пластического искусства, международной организации KineticArtOrganization. Их выставки проходили в Японии, Бельгии, Болгарии и России.


Руслан Коровков

— Над чем вы сейчас работаете?

Руслан: Воссоздаем две фигуры на павильоне «Казахстан»: поэта Джамбула Джабаева и Героя Социалистического Труда Чиганака Берсиева.

— В чем их историческая ценность?

Станислава: Это известные казахские исторические деятели. В советское время этих людей выбрали как символов эпохи. Скульптуры нужно восстанавливать, потому что памятники ведь ставят надолго, а не для того, чтобы их каждый год сносить. Люди, которые будут здесь ходить, смогут больше узнать о том времени, понять, какие тогда были идеалы, смогут увидеть советский рай. На мой взгляд, это правильно. Были и стахановцы, были и работники тыла — об этом стоит помнить.


Станислава Смольянинова

— А как же память о хрущевском времени?

Станислава: Соседний павильон «Грузия» сгорел в советское время, и на его месте построили новый, кубический, уже при Хрущеве. Тот первый павильон невозможно восстановить, поэтому останется хрущевский вариант. Так что отдельные памятники хрущевского времени тут все же будут.

Восстановление и реставрация, которая проводится недостаточно квалифицированными специалистами, оборачивается болезненными казусами. «Нож» подобрал пять примеров плохой реставрационной работы в России. К счастью, на ВДНХ ничего подобного не видно.

Доходный дом Пантелеймона Бадаева, Санкт-Петербург

Во время войны в доходный дом Пантелеймона Бадаева, памятник архитектуры модерна, попал снаряд. В 50-е здание восстановили, после чего его оборудовали под коммуналку. Спустя чуть больше 60 лет нещадной эксплуатации дом взялись реставрировать. Когда всеобщее ликование спало, люди начали присматриваться к знакомым и любимым барельефам и заметили, что один из них — нимфа музыки — выглядит как-то особенно. Она разительно отличалась от оригинала и даже не имела зрачков. Никто так и не признался в содеянном, все открещивались, уверяя, что так барельеф выглядел всегда. Будут ли переделывать, пока неизвестно, но нимфа стала местной достопримечательностью, и ее называют не иначе как коренной петербурженкой.

Торговый дом Кузнецова, Москва

В 2015 году, аккурат ко дню города Москвы, на Мясницкой появился новый каменный персонаж — удрученный бог Меркурий с потерянным взглядом. Кто, как, почему и зачем это сделал — ответы на эти вопросы остались на совести создателей. Власти пообещали вернуть как было.

Памятник Ленину, Краснодарский край

Как и идеи построения коммунизма, памятники Ленину сегодня не вызывают большого ажиотажа, да и что мы там не видели, чего не знаем. В Краснодарском крае перекособоченный вождь мирового пролетариата долго стоял как есть и никто на него не обращал внимания. Руки у памятника были длиннее обычного, а лицо — явно другого человека. Когда федеральные каналы сделали об этом репортаж, дедушка Ленин обрел свой истинный вид.

Дом Бильдерлинга, Санкт-Петербург

Свод дома Бильдерлинга, что на Большой Морской улице, держит атлант. В 2010 году рука атланта отвалилась и разбилась. За два месяца скульптуру подлатали, однако обновленная часть выглядит так, будто атлант порвал мышцы и не смог восстановиться: камень плоский и не проработанный. Некоторые сравнивают руку скульптуры с ногой коня.

Здание Адмиралтейства, Санкт-Петербург

Одутловатые, на вид сломленные духом фигуры некогда появились на крыше главного здания Адмиралтейства. Оригинальные произведения по большей части не сохранились, в 1860 году с легкой подачи духовенства снесли обнаженных (бесстыдных) Европу, Америку, Африку и Азию. Камень продали как лом. После на здании появились новые скульптуры, под носами которых можно закуривать во время дождя.

— Как происходит работа, какие техники вы используете?

Ангелина: Сначала знакомимся с материалом, с теми личностями, которых мы собираемся лепить. Находим информацию в интернете и пользуемся фотографиями, которые нам предоставляют из архивов.

Станислава: Эти скульптуры были полностью утрачены, поэтому их приходится восстанавливать с нуля.

Сначала мы делаем небольшую рабочую модель, потом ее масштабируем и приступаем к полноценной работе. И первое — варим 3-метровый каркас. Он нужен, чтобы глина не стекалась — ее же в каждой скульптуре около тонны.

Ангелина Горпиненко

— Значит, каркас, потом здоровенный кусок глины сверху?

Станислава: Перед этим мы каркас пеним, и только после этого работаем по пене глиной.

Ангелина: Раньше, в советское время, когда не было пены, каркас набивали деревяшками, потом все перевязывали проволокой. На проволоке было много-много крестов, они были нужны, чтобы глина не обвалилась большим куском. Сейчас попроще, прогресс наблюдается.

Станислава: Глину мы тоже готовим специальным образом, она должна быть очень мягкой и пластичной.

— О, эта платформа, на которой стоит скульптура, крутится!

Станислава: Да, это поворотный круг, потому что скульптура гигантская, со всех сторон к ней не подойти. Этот круг мы тоже специально варили для этой работы, потому что на другие скульптура не помещалась.

— Сколько вы работали над этими скульптурами и когда финальный этап?

Руслан: Здесь мы уже два месяца. Причем работаем с самого утра до полуночи.

Станислава: Скоро должна быть приемка, уже приходила комиссия, она смотрела и высказала свои замечания. Мы в каких-то частях сделали скульптуру немного крупнее, но комиссии показалось, что скульптуры все равно худоваты. Каких-то радикальных изменений не просили вносить, они просто следят, чтобы скульптуры были похожи на оригинальные.

— Какими инструментами вы прорабатываете лицо, мех на шапке, складки?

Ангелина: У нас есть стейки и петли — так называются деревянные палочки со специальными металлическими наконечниками. И вот еще незаменимый инструмент (Ангелина достает деревянный брусок. — Прим. авт.) — он нужен, чтобы натягивать форму. Берете поверхность скульптуры и ведете по ней бруском. Так она разглаживается и приобретает те очертания, которые вам нужны.

— То есть все это волшебство с помощью двух инструментов и бруска?

Андрей: И с помощью рук и пальцев — это самый уникальный инструмент.

— С чего начинается ваш рабочий день?

Ангелина: Залезаем на леса, открываем скульптуру, поливаем водой. У нас есть специальная поливалка, и мы из нее, как из душа. Это же глина, она сохнет. Весна — самый благоприятный период для работы. Летом мешает жара, а зимой — отопление.

Станислава: Так как сейчас фигуры уже слеплены, мы проводим финальную сверку с фотографиями, где-то чуть-чуть корректируем, где-то чуть-чуть добавляем, убираем.

Ангелина: Да, а так ты целый день лепишь, а утром приходишь и свежим взглядом оцениваешь то, что сделал вчера.

— Расстраиваетесь или радуетесь?

Ангелина: По-разному! Тут важно давать глазам отдохнуть. Если круглосуточно работать, то ты уже не будешь понимать — правильно ты делаешь или нет.

Важно отходить от работы, анализировать, что сделано, сравнивать с фотографиями. Иногда мы подходим к работе и сразу же лепим, а иногда просто стоим и смотрим издалека. Порой глянешь и скажешь: «О, мне нравится, что я сделал!», а порой: «Ой, зачем я это слепил?»

Станислава: Когда мы закончим корректировать, следующий этап — работа форматоров. Они снимут с фигуры гипсовый слепок, а потом зальют в него бетон. Бетонную фигуру мы еще немного доработаем, а потом уже скульптуру поставят на павильон.


Андрей Смольянинов

— Что для вас самое сложное в восстановлении?

Станислава: Для меня — это каркас, потому что здесь нужно все досконально высчитывать, а у меня как у художника проблемы с размерами. Я предпочитаю работать сразу в материале, а тут измеряешь, переделываешь, думаешь, насколько выдержит скульптура.

Ангелина: А для меня — завершающий этап, когда долепливаешь в конце. Но самый, наверное, сложный — это когда скульптуру поставят на улице. На нее будут смотреть прохожие, станут как-то оценивать и критиковать. Это очень страшно.

— А это медитативная работа или работа, требующая колоссального напряжения, после которой ты вообще не понимаешь, что происходит вокруг?

Ангелина: В советское время была шкала — «какая работа самая тяжелая». Например, интеллектуальный, физический и эмоциональный труд. И все примерно одинаково тяжело.

Здесь присутствует три вида труда одновременно: физический, потому что непросто даже забраться и замесить глину; интеллектуальный, потому что нужно делать математические расчеты; и, конечно, эмоциональный, потому что нужно через материал передать определенное настроение. Это совсем не легко.

— Андрей, вот вы сейчас работаете над ногами Чиганака Берсиева. И как оно?

Андрей: Вот сегодня все ломал и переделывал. Показалось, что они были слишком маленькими…

Ангелина: Он уже десять раз ноги перелепляет.

— А почему вы лепите такими маленькими кусочками, а не плашмя?

Андрей: Как кому нравится. Я выбрал ляпушки. С ними удобно.

— Есть какая-то русская школа реставрации, может, ляпушки — это не просто так, а закономерно?

Ангелина: Конечно. Есть школа — реставрационный центр Грабаря, известный всем центр. Специалисты, которые оттуда выпускаются, отличаются от других высоким уровнем подготовки. В чем особенность школы? Методики преподавания и работы накапливаются столетиями. В итоге вырастает несколько поколений скульпторов со схожей техникой.

Историческое воссоздание, как мы уже говорили, начинается с изучения фотографий.

На старых фото иногда сложно понять, что именно изображено, например, в это место упала тень. Когда увеличиваешь фотографию, все расплывается. Единая школа помогает нам понять, как мог мыслить автор, что именно он мог здесь создать.

Это преемственность мастерства, без которого мы не могли бы работать, не могли бы восстановить скульптуру в том же стиле.

— Сколько вы учились, чтобы достичь такого мастерства?

Ангелина: Долго, бесконечно долго. Мы постоянно учимся. Постоянно что-то лепим дома и в студии. Чтобы восстановить скульптуру на том уровне, на котором она была сделана, ты должен быть таким же мастером, как создатель этой скульптуры. Поэтому скульптору нужно постоянно совершенствоваться и вспоминать пройденное, как пианисту нужно время от времени, между разучиванием сложных произведений, проигрывать гаммы.

— Насколько эта работа опасна?

Ангелина: В прошлом году был сильный ураган. А мы тогда работали на высоте, восстанавливали скульптуры павильона «Украина», девушек с венками. Нам со Стасей сказали спускаться, но в этот момент мимо нас, как птицы, пролетели леса. Мы обняли скульптуры и решили, что тут безопаснее.

Станислава: И фонтан бил горизонтально.

Андрей: В тот ураган я за нос фигуры держался. Нам даже сказали, что одного человека убило.

— Почему вы улыбаетесь, Андрей?

Андрей: Я не улыбаюсь, это нервное, спазм. Почему вы смеетесь?

Руслан: Но все быстро закончилось. Вуф — и ураган прошел! И тихо.

— Были еще ситуации на грани жизни и смерти?

Руслан: У меня каждый раз, если нужно куда-то лезть!

Вот Андрей ничего не боится, а мне приходилось на павильон «Космос» на карачках залезать. Там купол где-то 6о метров. И я лез и кричал, лез и кричал!

(Руслан истошно кричит, вспоминая работу на высоте. — Прим. авт.).

Андрей: Ты как кожу с себя сдираешь.

Руслан: Да. И постепенно я уменьшался. То есть я сначала в рост шел, потом все ниже, ниже, ниже. Потом уже просто полз. И работал сидя. Скульптуру обнимал ногами, как коня!

Андрей: Такая вот работа.


Сколько стоит реставрация в России?

Согласно данным Мосгорнаследия, на реставрационные работы из городского бюджета выделяется по 5–7 млрд рублей в год. Также много денег вносят частники. В 2013 году на восстановление памятников культуры люди пожертвовали 8,5 млрд рублей, в 2014 и 2015 годах — примерно по 6 млрд рублей.

Реставрация особняка «Галерея Жиро», который находится в Москве на улице Тимура Фрунзе, обошлась где-то в 350 млн рублей. По словам крупных донаторов, деньги отбить практически невозможно. Старую планировку сложно использовать под офисы, а музеи большого дохода не приносят.

Хотя некоторые бизнесмены смотрят на это более оптимистично. Например, Алексей Семин, владелец компании ASG, медленно, но верно восстанавливает усадьбы и особняки Подмосковья, считая это выгодным занятием. По словам Алексея, усадьба — как бренд — притягивает к себе и туристов, и молодоженов, и деятелей искусства. Также со временем усадьбы становятся все ценнее с культурной точки зрения, да и обычная не отстает — растет вне зависимости от инфляции.

Всего компания ASG скупила 9 усадеб: Спасское, Болдино, Пущино-на-Наре, Черкизово, Кузьминское, Тарасково, Васино, Зенино и ансамбль усадьбы «Гусева полоса». На восстановление каждой придется потратить примерно в 0,5–1 млрд рублей.

А вот реставрация особняка Морозовых в Подсосенском переулке оценивается в десятки миллионов долларов. В свое время особняк оформляли Михаил Врубель и Сергей Коненков, в доме много лепнины, все стены и потолки расписаны, и нет уголка, который не был бы украшен. Только на обозначение фронта работ ушло 10 млн рублей.

Реставрация во Франции, США и Италии

Реконструкция Лувра еще в конце 1980-х стоила ни много ни мало — 500 млн долларов. Привести в надлежащий вид остров Эллис, где располагается статуя Свободы и 30 исторических зданий, стоит 32 млн долларов. И это учитывая, что в 1990 году комплекс уже реставрировался, стоило это 162 млн долларов — история США больше не знает таких гигантских трат на подобные проекты.

Работа над Колизеем, на стенах которого повисла копоть выхлопных газов и кладку которого расшатали корни каперсов, оценивается в 30 млн долларов. Однако государственные средства ограничены, и вся надежда на спонсоров. К счастью, счет на масштабную реконструкцию Колизея оплатил итальянский бренд элитной обуви Tod’s. Это не первый случай, когда индустрия моды спасла памятники Италии. В 2013 году Fendi внесла почти 3 млн долларов на очистку фонтана Треви, а Bulgari в 2016 году подарила римлянам 1,8 млн долларов на восстановление испанских лестниц.

В улучшении внешнего вида Италии поучаствовал и «Макдоналдс». В небольшой деревне Фраттокке, примерно в 20 километров к югу от Колизея, когда копали фундамент для нового ресторана, обнаружили древний участок дороги. Считается, что это одна из стратегически важных магистралей Древнего Рима, которая была построена во II веке до н. э. «Макдоналдс» выделил 368 тысяч долларов на трехлетний проект реставрации, а потом создал мини-музей о дороге, об императорах, поэтах и философах, которые могли здесь путешествовать, и скелетах трех мужчин, которые были обнаружены неподалеку.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с knife.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • knifemedia
          • мужчины
          • война
          • санкт-петербург
          • домен knife.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции