html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Владимир Милов: Как нам пудрят мозги, объясняя высокие цены на бензин

Судя по популярности свежего ролика о причинах нынешнего резкого роста цен на бензин, тема эта — если не самая горячая на сегодня в стране, то уж точно самая животрепещущая в экономической сфере. Ситуация на бензиновом рынке настолько запутана многолетним наслоением профессионально тиражируемых отраслевых мифов, что нуждается в подробных разъяснениях снова и снова. Попробуем основные мифы развеять.

Миф первый: внутренние цены на бензин почему-то обязательно должны обеспечивать паритет с мировыми ценами на нефть

Не очень понятно, почему это должно происходить. Российский рынок во многом заперт, и свободно продать наши нефтепродукты на мировом рынке России нельзя. А именно об этом говорят нам теоретики, оправдывающие повышение цен: что якобы цены на бензин надо пересчитывать в доллары, что якобы должен быть ценовой паритет с внешним рынком, потому что иначе нефтяникам будет просто выгодно продать все на экспорт, и невыгодно продавать по более низким ценам в России.

Наша крупнейшая компания «Роснефть» экспортировала в дальнее зарубежье в I квартале смехотворные 300 тысяч тонн бензина

Это полнейшая ерунда, потому что бензин у нас в стране производится такого низкого качества, что это становится предметом анекдотических ситуаций: например, Volkswagen много лет был вынужден покупать огромные объемы топлива за границей для своих российских заводов, чтобы осуществлять первую заливку в производимые в России машины, потому что российский бензин их стандартам не соответствует. Никуда его продать нельзя, это все сказки — Россия экспортирует мизерные объемы бензина, и в основном в бывший СССР, потому что в мире наше топливо не востребовано. В 2017 году было экспортировано всего 4,3 млн тонн, в 2017-м — 5,2 млн, это капля в море. За первый квартал 2018 года — всего 1,5 млн тонн (15% от объема производства в России, данные здесь). Наша крупнейшая компания Роснефть экспортировала в дальнее зарубежье в первом квартале смехотворные 300 тысяч тонн бензина (данные из ее отчета за первый квартал здесь).

Нельзя сравнивать цены на бензин с мировыми, если вы не можете его импортировать из-за низкого качества. Российская нефтепереработка по-прежнему фатально отстает от мировой из-за дефицита модернизации, и из нефтепродуктов мы в основном экспортируем мазут и дизельку (у Роснефти в I квартале 2018 года их экспорт составил 49% по мазуту и 35% по дизтопливу из общего экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье, по данным того же отчета за первый квартал — ссылку см выше), причем в основном для вторичной перегонки на европейских НПЗ.

Если посмотреть на свежие данные Росстата по первому кварталу, то видно, что экспорт бензина из России вырос всего на 170 тысяч тонн в сравнении с I кварталом 2017 года, а складские запасы — на 223 тысяч тонн, то есть более половины дополнительно произведенного в первом квартале этого года бензина пошло на склад, а не на экспорт! Что полностью опровергает объяснение нефтяников и скорее подтверждает слова автора этих строк.

Окей, «знатоки» нам говорят — но Россия может не перерабатывать сырую нефть, а экспортировать ее на внешний рынок по мировым ценам, и чтобы нефть таким образом не уходила из страны, нужно повышать внутренние цены. Это снова упрощенный и чрезмерно книжный взгляд на ситуацию — хотя и выгодный нефтяникам в публичном поле. А что на самом деле? На самом деле, во-первых, российская нефть Urals – тяжелая, сернистая, далеко не все НПЗ ее могут перерабатывать. Вывезти на экспорт ее конечно проще, чем наш ужасный бензин, но тем не менее какие-то дополнительные объемы пристроить не так легко. Именно из-за ухудшенных свойств Urals она продается с дисконтом к североморской нефти Brent, который в последнее время составлял около $2 за баррель (порядка 1000 рублей за тонну). Будет незапланированное увеличение поставок — может вырасти дисконт. А во-вторых, массовая разгрузка собственной переработки и отправка нефти на экспорт создаст проблемы самим нефтяным компаниям — это ухудшит экономику их нефтеперерабатывающих заводов, так как у нас глубина переработки по-прежнему низкая, и объемы переработки имеют значение.

То есть не так все просто со «взять и отправить на экспорт». Определенная корреляция в сторону экспортного паритета, конечно, должна быть, но далеко не стопроцентная. Пример того, как это бывает — запертый рынок легкой нефти в центральных и южных штатах США, где большие инфраструктурные ограничения для экспорта, из-за чего сейчас разница в цене нефти Brent и американской западно-техасской WTI превысила 11 долларов за баррель — или порядка 5 тысяч рублей за тонну! Венесуэльская сверхтяжелая нефть Merey тоже традиционно торговалась с дисконтом в несколько долларов за баррель к другим мировым сортам. То есть нет такой «единой цены на нефть», это все очень зависит от сортности, готовности международных НПЗ ее принять, инфраструктурных ограничений, и многих других факторов.

Корреляция внутренних цен на бензин с мировыми ценами на нефть не может быть стопроцентной

У России ограничения другого рода, но они есть. Продолжаю утверждать, что просто взять и экспортировать нашу нефть, если чуть-чуть не устраивает внутренняя цена на бензин, не так просто, а экспортировать дополнительные объемы бензина — вообще нельзя. Поэтому корреляция внутренних цен на бензин с мировыми ценами на нефть не может быть стопроцентной.

Следующий сюжет — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он отчасти привязан к котировкам мировых цен на нефть и колеблется вместе с ними. Но тут мы видим аномалию: когда НДПИ снижается, то снижения российских цен на бензин не происходит. Судите сами, вот график динамики цен на бензин АИ-95 в 2017—2018 годах:

А вот график изменения среднего фактически уплаченного НДПИ за квартал у «Роснефти» по данным ее отчетности по МСФО:

Видно, что в первом полугодии 2017 года НДПИ сильно снижался — до 6 тысяч рублей за тонну, но никакого снижения цен на бензин при этом не происходило!

Ровно это часто можно услышать и про наши цены на бензин в целом — когда растут мировые цены на нефть, нам объясняют, что это неизбежно должно вести к росту внутренних цен, но когда мировые цены снижаются — адекватного снижения цен на бензин не происходит. И вам не показалось: это действительно так.

Вот пара графиков из упомянутого выше ролика на канале Алексея Навального, которые показывают — в пересчете на литры и рубли цена бензина Regular Conventional в США снижалась и в период падения мировых цен на нефть 2008—2010 годов, и в 2014—2017 годах — а у нас среднегодовая цена аналогичного сорта АИ-92 только росла. Все это, повторяю, в пересчете на рубли по курсу соответствующих периодов.

То есть нефтяные компании охотно используют рост мировых цен как предлог для удорожания бензина, но вовсе не спешат снижать цены, когда нефть в мире дешевеет.

Кстати, обратите внимание на приведенных выше графиках на динамику пересчитанных в рубли цен на бензин в Техасе, крупнейшем нефтедобывающем штате США. Именно там добыча во многом «заперта», что объясняет более дешевую стоимость нефти WTI по сравнению Brent. Упрощенно это похоже на российский феномен — здесь есть все основания рассчитывать на более низкие цены чем в мире.

Миф второй: во всем виноваты налоги

Это не совсем миф, так как налоги отчасти действительно являются прямой причиной нынешнего роста цен на бензин. Причем не абстрактные налоги, а целевое повышение акцизов на топливо с 1 января, принятое специально для того чтобы найти деньги на строительство моста в Крым, осуществляет которое за наш с вами счет друг Путина Ротенберг.

Однако рост акцизов это удобный повод объяснить повышение цен, однако далеко не вся картина — как может рост ставки акциза на 80 копеек за литр объяснить повышение цен с начала года более чем на три рубля?!..

Давайте разбираться. Скажем, в интернете и СМИ фигурирует расхожее утверждение, что якобы «65% цены бензина формируют налоги». Не очень понятно, откуда это взято: берем отчет «Роснефти» за первый квартал 2018 года, из него следует, что средняя фактическая ставка уплаченного НДПИ на нефть — 8750 рублей за тонну, акциза на бензин 5 класса — 11 213 рублей за тонну. При этом розничные цены сейчас составляют порядка 60 тысяч рублей за тонну. Где тут 65 процентов-то, можно объяснить?

Вот разбивка структуры цены на бензин, которую нам дает Росстат в сборнике «Цены в России»:

Из него следует, что акцизы вместе с НДС составляют в цене бензина примерно 30%, а еще примерно 40% — стоимость сырья, где в разное время от 40% до 50% составляет НДПИ. Ну, допустим, НДПИ — половина цены сырой нефти, то есть 20 процентных пунктов в цене бензина. Так и получается: налоги составляют порядка половины в цене, но никак не 65%. Это официальная статистика. И это абсолютно нормальная величина, тут нет ничего сверхъестественного — примерно половину стоимости топлива государство и должно изымать (хотя тратятся эти средства при Путине ужасно неэффективно, но это другой вопрос).

То есть проблема с налогами конечно есть, но в целом этот постоянный шум, что якобы основная причина роста цен — в налогах, есть не что иное как умелое пиар-упражнение нефтяных компаний с целью перевести стрелки в чужую сторону.

А в целом, если посмотреть на приведенную выше структуру цены, то видно, что нефтяники чувствуют себя очень неплохо. У нас вовсе не маленькая розничная торговая надбавка (16%), неплохая маржа переработки, при этом в стоимости сырья тоже сидит своя прибыль в 2-3 тысячи рублей за тонну. То есть в целом по цепочке формируется хорошая прибыль.

Нефтяники будут вам рассказывать, что у них «экономика нефтеперерабатывающих заводов становится убыточной», но позвольте — ведь вы же сами в течение вот уже 30 лет формировали в отрасли вертикально-интегрированную структуру, которая предполагает, что вы будете формировать прибыль в целом по всей производственной цепочке, а не только по отдельным сегментам — в том числе в нефтепереработке. Независимых переработчиков у нас почти не осталось — в отличие от тех же США, где они как раз доминируют. НПЗ в составе нефтяных компаний не свободны в коммерческой деятельности и подвержены трансфертному ценообразованию, понять их объективную прибыльность невозможно. Давайте может быть вы не будете пудрить людям мозги? Когда вы хотите сквозным образом контролировать всю производственную и торговую цепочку, то вы нахваливаете преимущества вертикальной интеграции (ну так в ней и прибыль надо считать консолидированную, а не разбивать по сегментам). Когда хотите поднимать цены и снизить себе налоги — рассказываете про «убыточность» отдельных своих производственных сегментов. Нет уж, вы выбирайте, или что-то одно, или другое.

Независимый розничный сегмент всегда будет прижат к стенке в качестве заложника политики крупных компаний

В нынешней модели есть конечно независимые АЗС, которые как раз зажаты между Сциллой и Харибдой — резкое повышение крупными нефтяными компаниями оптовых цен вгоняет их в реальную перспективу убыточности. Но это проблема структуры рынка: у нас нет независимой добычи, нет независимых переработчиков, понятно, что этот оставшийся независимый розничный сегмент всегда будет прижат к стенке в качестве заложника политики крупных компаний.

Миф третий: бензин делают дорогим издержки на дистрибуцию 

Много что в красивых объяснениях нефтяников не вяжется с действительностью. Например, есть такое «правило 100 километров» — когда вы отъезжаете от Москвы, то буквально за минуты можете наблюдать, как по мере отдаления от столицы ценники на бензин снижаются, и буквально через 100-150 километров уже на пару рублей ниже. Выглядит это примерно вот так (данные взяты из последней справки Росстата отсюда:

Ирония не только в том, что во все эти регионы, окружающие столицу, бензин поставляется с одних и тех же НПЗ, но еще и в том, что некоторые из регионов, где бензин сильно дешевле чем в Москве, расположены еще дальше от нефтеперерабатывающих заводов, чем столица — например, в Калуге бензин стоит на 3 с лишним рубля дешевле, чем в Москве, при этом расстояние от Калуги до Рязанского НПЗ — 300 км, а до Ярославского НПЗ — 450 км, гораздо дальше, чем от этих НПЗ до Москвы (где вообще-то есть и свой НПЗ в Капотне).

То есть, если принять за чистую монету рассуждения нефтяников про «страшные расходы на дистрибуцию», там бензин должен бы стоить дороже, чем в столице, а он стоит на несколько рублей за литр дешевле.

Почему? Да все просто — реальная ценовая политика по регионам формируется по принципу «от покупательной способности населения», то есть сколько у вас можно вынуть из карманов без последствий.

Как на самом деле формируются цены на бензин в России?

Цены на бензин являются результатом скрытого картельного планирования

Вообще довольно глупо предполагать, что в стране, где 74% нефтедобычи и 82% нефтеперерабатывающих мощностей контролируются всего четырьмя компаниями, две из которых напрямую принадлежат государству («Роснефть» и «Газпром нефть»), третья — скрыто контролируется путинским кланом («Сургутнефтегаз»), а создатель и владелец четвертой — бывший первый замминистра нефтяной промышленности СССР (Алекперов), ценовая политика крупнейших компаний не координируется централизованно. То есть это не просто глупо не думать об этом, а наивно и непрофессионально — любой уважающий себя эксперт должен не в игольное ушко протискиваться, пытаясь объяснить ценовую политику «рыночными» факторами, а прежде всего принять как базовое предположение, что при такой, с позволения сказать, «структуре» рынка, сильной протекции высшей власти, слабом антимонопольном регулировании, цены с преобладающей вероятностью являются результатом скрытого картельного планирования.

На самом деле ровно так и происходит, и реальных фактора, влияющих на ценообразование, два:

— Уже упомянутая оценка нефтяными компаниями предела покупательной способности населения — «сколько можем, изымем» — (поэтому в Москве дороже чем в близлежащих регионах, куда бензин поставляется с тех же НПЗ);

— Постоянный скрупулезный анализ текущих инфоповодов, которые могут позволить оправдать резкие скачки цен на бензин. Все сойдет — повышение акцизов, рост мировых цен, главное «валить все на налоги». Поверьте, этим занимаются серьезные аналитические группы, которые готовят целые тома предложений, когда это можно делать, а когда лучше не надо (например, перед выборами — когда вроде и мировые цены растут, и акциз тоже — с ценами лучшее не шутить, и они отвязываются в свободное плавание уже после объявления итогов голосования).

На самом деле в свое время такую ценовую политику нефтяных компаний неосторожно публично подтвердил зачастую излишне болтливый Путин — цитата:

«Нефтяные компании конечно терпят убытки и в связи с тем, что мировые цены упали, и в связи с тем, что налоги еще остались достаточно высокими, — сказал он. — И конечно они стараются сохранить хоть какие-то доходы за счет внутреннего потребителя. Это правда. Это тоже в известной степени политика государства».

Могло бы все быть по-другому? Конечно, могло. Нет, все эти факторы — влияние мирового рынка, влияние ставок акцизов — конечно должны как-то влиять на цены на бензин. Цены могут расти по вполне объективным причинам. Но действующая российская структура рынка не позволяет существовать никакому объективному механизму формирования цен. Поэтому цены растут вместе с мировыми котировками нефти, но не падают, когда эти котировки снижаются. Поэтому бензин в Калуге стоит на 3 с половиной рубля дешевле чем в Москве, хотя поставляется с тех же НПЗ. Поэтому вице-премьер Козак обещает снизить акцизы на бензин, но при этом подчеркивает, что цены в результате этого не снизятся.

Что могло бы исправить эту ситуацию? Конкурентная среда. Посмотрите как это выглядит на примере США — вот структура добычи нефти в крупнейшем добывающем штате Техас, там никто даже 10% добычи не контролирует, а крупнейшие 10 компаний добывают лишь порядка 43% нефти в штате (заметьте, нет никакого государства):

А вот как выглядит структура собственности на нефтеперерабатывающие мощности в США — заметьте, она не только высоко конкурентна, но здесь доминируют независимые переработчики, не связанные с добычей (Valero, Phillips66, Andeavor, PBF), а также немало иностранных компаний (Motiva принадлежит саудовцам, PDV – Венесуэле, также в десятке присутствует BP) — американцы не боятся иностранных инвесторов так как это принято в России:

Конкуренция меняет все. Никто не говорит, что бензин не должен следовать за рыночными трендами и обязательно быть ультрадешевым. Например, в Евросоюзе власти сознательно проводят политику сверхвысоких топливных налогов, поэтому бензин там сильно дороже, чем в России (поэтому автор этих строк и приводит преимущественно сравнение с США, где ситуация более сопоставимая). А в нефтедобывающих странах Ближнего Востока бензин искусственно дотируется из бюджета, но там это возможно либо из-за очень малой численности населения, либо приводит к большим бюджетным проблемам и напряжению (Иран, Саудовская Аравия). Система ценообразования в Америке в этом смысле более объективна — если под влиянием рыночных факторов цены должны расти, они растут, но если снижаться или оставаться стабильными — то снижаются или стабилизируются. Самое главное, что конкуренция не дает возможность включать в цены дополнительную монопольную и олигопольную маржу.

Наша же антиконкурентная среда крайне осложняет разговор о влиянии объективных факторов на цены и дает все основания подозревать картельный сговор (который на самом деле имеет место). Как демонополизировать нашу нефтяную отрасль? Например,  подробная глава в нашем с Ходорковским совместном докладе о демонополизации экономики, который мы публиковали пару лет назад (прочитать можно здесь). В любом случае, при тотальной и беспросветной монополии ничего кроме дальнейшего роста цен, под который нам будут подводить тысячи умных объяснений, не приходится.

Смотрите дискуссию на тему цен на бензин в программе Владимира Милова «Где Деньги?» на канале Навальный-live с участием президента Независимого топливного союза Павла Баженова"

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theins.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • theinsiders
          • домен theins.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции