html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Влад Мамышев-Монро: светские воспоминания о большом художнике

Владислав Юрьевич Мамышев-Монро (1969 — 2013)

«Приходила такая на платформах, тоже не в себе — забыла, как звали. А, Агузарова. Ночь, день – все у них было перепутано. Разговаривали, слушали му­зыку, сами кормились. Встанешь утром на работу, а в холодильнике ничего уже нет», — мама Влада Монро, на том этапе секретарь партийной организации питерского кожкомбината «Марксист», смеется. А потом вдруг серьезно: «Я бы не сказала, что такое легко принять. Но это их выбор – не исправишь». Нина Ивановна держится молодцом — и держалась, когда много лет назад влюбленная в ее сына одноклассница показала своему папе, как прикольно Владик Мамышев рисует в тетрадке Гитлера. После этого, правда, пришлось трудно объясняться с КГБ и сидеть с талантливым мальчиком под домашним арестом. Но мама и тогда все прекрасно понимала. И даже догадывалась, что такого эротически вдохновляющего ее впечатлительный сын нашел в образе испанской коммунистки с ласкающей русский слух фамилией Ибаррури.

Мама по большому блату записывает ребенка в секцию дзюдо — а он в четвертом классе выигрывает конкурс политического плаката, и его зовут в Художественную школу им. Б. М. Кустодиева. Она его в четырнадцать лет на завод им. Радищева — в ответ получает: «Заберите, он не склонен к работе на токарном станке». Даже из армии выгнали — за то, что на Байконуре переодевался в Мэрилин. И нечего плакать про разрыв поколений и «Родители-филистеры душили в сыне талант и отбирали фломастеры». Нина Ивановна сыном гордилась и гордится безмерно, а если задним числом ей и хочется что-нибудь отобрать, так это исключительно нежно (я без тени иронии!) обращавшееся с ним светское общество: «Да, я их не понимала и не принимала. Говорила, что ему нужно хотя бы на несколько недель выйти из этого болота. Люди ведь силы уносят. Я когда приезжала в Москву на премьеру этого спектакля, «Полоний», — устала, как будто год работала».Кадр из серии ­«Психо» (фотограф  Алексей Седов)

Но в этом и заключалось искусство Влада — все время быть с людьми и превращаться в некоторых из них, рисуя на себе их лица. Он ведь не только Мэрилин, но и Грета Гарбо, Усама бен Ладен, Достоевский, Любовь Орлова, Штирлиц и его жена. Разве что чертом лысым не был и всячески его избегал, но в «Полонии» подошел близко. Эдуард Бояков, который в Политеатре делал этот спектакль, собравший в зале весь цвет российской интеллигенции, вообще считает, что отношение к Монро – это индикатор самого главного: умения чувствовать и принимать других. «Его манеры иногда здорово задевали, но он действовал по принципу «Учите людей другому!». Зато и себе можно было позволить очень пошлую шутку о его стремлении быть женщиной. Он, правда, в ответ мог много чего сказать о моих женщинах, самых что ни на есть настоящих, — другому, какого бы пола он ни был, я за такое морду бы набил, а ему прощал».

Влад не просто из Питера, он из группы «Новая академия изящ­ных искусств» — лучшего, что происходило в городе со времен стрелявшей холостыми «Авроры» (кстати, мощную картину с кораблем и весь триптих Монро «Л. П. Орлова после творческой встречи с моряками легендарного крейсера «Аврора» купила деловая женщина Ольга Слуцкер и повесила в своем World Class на Житной). Кто там был? В большей или меньшей­ степени все: большой художник Тимур Новиков, еще один ­большой художник и музыкант «Кино» и «Поп-механики» Георгий (Густав) Гурьянов, джаз-гений Сергей Курехин, Виктор Цой, Ольга Тобрелутс, Борис Гребенщиков даже. Что там было? «Нулевой бюджет, наркотики, извращенный секс и инопланетяне». Густав вообще был человеком остроумным, он еще много чего по этому поводу сказал. Самое цензурное попало в документальный фильм Евгения Митты и Александра Шейна «Тимур Новиков. Ноль объект». На премьере в жадном до нетрезвого искусства московском кинотеатре «Пионер» Дмитрий Быков прочитал лекцию в жанре «Какой бы ... человек ни занимался при жизни, умирает он по-настоящему». Кадр из серии ­«Психо» (фотограф  Алексей Седов)

Андеграундом питерское безобразие можно было назвать с очень большой степенью условности. Учебные аудитории нео­классицистов в конце девяностых каким-то образом разместились в Михайловском замке, где, кстати, и был снят волшебный обучающий ролик «Золотое сечение». В нем под «Поэму экстаза» Скрябина Но­виков бьет Мамышева розгами за то, что тот плохо рисует. И в июне 1990 года это они (многострадальная арт-группа «Война» спустя двадцать лет только повторила фокус) нарисовали пенис на Дворцовом мосту, что Влад Монро чудесно прокомментировал: «Это же так естественно — мост встает, мост ложится».

Приложиться к «аполлонической культуре как сопротивлению модернизму» (умел же Тимур Новиков остроумно продать то, что в Москве на полном серьезе исполняли Глазунов и Шилов, — по сути, это ведь тоже было возвращение к реалистическому искусству, только не к передвижникам в драных тряпках, а прямиком к Леонардо) к ним приезжал продюсер всех на свете, включая Coldplay, Брайан Ино, столпы современного арта Джон Кейдж и Роберт Раушенберг. Великий Кит Харинг, чьих человечков рисуют теперь на канцтоварах и майках Uniqlo, слал им подарки. Монро в образе Монро даже попал на обложку важной английской газеты The Independent.

«А деньги где?» — возникает в таких случаях логичный вопрос. А деньги в Москве. В Питере все больше сплетничают. Можно долго и интересно рассказывать драматические истории о Тимуре Новикове, Владе Монро и Константине Гончарове (художнике, который одевал Цоя и реконструировал костюмы к «Баядерке» в Мариинском), но все эти Оскары Уайльды рано сошли с дистан­ции и уже не вернутся. Так что лучше процитировать Маяковского: «Пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил». В любом случае хорошо, что Влад уехал из Питера, где общественное мнение такое, что хоть беги, — в Москве он сложился как самостоятельная творческая единица. И именно тут Элтон Джон купил его витраж. Причем певцу в смешных очках понравился именно витраж — с Владом лично он не встречался, а зря: Монро был тот еще арт-объект что в гриме, что без него. И жить хотел широко. Чтобы дружить с дочерью первого из наших олигархов Лизой Березовской. И обитать не в сквоте, а в ее семисотметровой квартире. Продюсер Андрей Фомин догадывается, зачем Влад был нужен Лизе: «Она с ним провела очень веселые вечера и вечеринки. Эпоха вообще была веселая — гигантский котел интертеймента за неслабые деньги». По легенде, Влад не потушил сигарету – и спалил эту жилплощадь в Каретном. А пос­ле своим неподражаемым художественным слогом оправдывался, что все это ерунда: за тот же год он сжег несколько номеров в гостинице «Украина», но никто даже не заметил.

У него в компьютере была целая папка My Best Outfits: к каждой своей случайной фотке он не поленился подписать, во что одет. Вот Vivienne Westwood, вот чистый хлопок из уважаемого международным джет-сетом магазина Biasa на Бали. Все это правда важно. Даже исполнительный директор ММОМА Василий Церетели, которому Влад слал со своего огромного телефона Samsung эсэмэски типа «Помоги такой значительной­ личности, как я», почему-то запомнил, что у того были часы TW Steel. Про то, что работы Монро выставлялись в нью-йоркском ­Гуггенхайме, в австрийском Музее современного искусства MUMOK (для них Влад сделал роскошные афиши с собой в обра­зе Мэрилин и надписью «Проверка гендера») он, конечно, тоже помнит — как искусствовед, а про часы — как москвич. «Я со всеми один и тот же, — Василию Зурабовичу Церетели непросто объяснить мне, как можно было общаться с Монро и носить при этом костюм и даже галстук. — С Владом тоже общался как с человеком, а не его масками. Удивительно, что и он со мной никаких ролей не играл. Мама его гениально рассказывала, как он с детства писал книгу своей жизни. Монро — большой художник, просто вместо холста использовал себя и все вокруг». Владислав Мамышев-Монро в образе Марлен Дитрих (фотограф Дмитрий Журавлев)

Получить вечером кучу евро за проданную работу, а наутро побежать одалживать стольник, рассказывая душераздирающую историю (а рассказчик он был прекрасный), — это вполне в духе живописца Мамышева. Одеваться на Кутузовском и говорить, что там совсем недорого, — о, это его жанр. Свой дом он не заводил принципиально: работал в запасниках галереи XL и в подштанниках выходил в Подколокольный переулок курить, жил у Евгении Линович и ее мужа Андрея, у фотографа Михаила Розанова. Розанов в какой-то момент сказал: «Хватит, выселяйся», — но ключи не забрал. Пришел как-то в ночи навеселе, рухнул на диван и заснул. Проснулся — и видит, что на полу лежит мертвая Алла Борисовна Пугачева. Монро тогда как раз вживался в этот фантастический образ, ну и не отказал себе в удовольствии немножко отомстить другу.

В 2000 году он примерно так же сильно изумил Ольгу Слуцкер тем, что попросил разрешения заниматься физкультурой у нее в Смоленском пассаже. Она знала его с середины девяностых как человека, способного на многое, но точно не на спорт. Есть арт-проект, в котором они с Владом бьются на мечах, как в «Убить Билла», — Ольга вспоминает, что противостояние двух женщин его заводило. У нее имеется очень сильная теория по поводу его дурацкой гибели на Бали: «Господь забирает так, чтобы создать легенду творческому человеку. Вот Хельмут Ньютон умер не от старости, а в восемьдесят три года врезался в гараж «Шато Мармона». Слуцкер, которая в любой ситуации за здоровый образ жизни, тоже приехала в Москву из Питера. На выставку Пикассо в Мраморном дворце она ходила с Тимуром Новиковым и хорошо понимает творческих людей: «Влад – экспери- ментатор, это ему важно было для коммуникации. Такие люди видят быстрее, а мы идем за ними».

Московский великосветский круг обожал Влада именно по этой причине. Казалось бы, что Петру Авену – не говоря уже о криминальных авторитетах — до загримиро­ванного под женщину человека с невнятным финансо­вым положением? Умный журналист Геннадий Иозефавичус объясняет цинично: «Он нахлебался в этом светском обществе, но держал удар. Девяностые, бандиты. Гей на сцене нравится их немолодым марухам. Это тоже великое искусство — найти покровителя, не ища его. Его все время кто-то приватизировал. Он был юродивый, а они его считали шутом».

Продюсер Михаил Друян, отвлекаясь от морального уничтожения консьержа, кричит мне с Маврикия в трубку про женщину с Рублевки, у которой дома бассейн, домашний зоопарк, триптих Васнецова в оригинальной раме ар-нуво, а по бокам — Владовы фотографии из серии «Русские вопросы». У Кирилла Серебренникова — огромная черно-белая «Любовь Орлова в гостинице «Астория». У Леонида Добровского («Мостотрест»), экс-мужа Ренаты Литвиновой, дома очень много Монро. Картины — автопортреты в гриме были, кстати, не единственным источником его честно заработанных денег. Влад с подачи Михаила Друяна и Андрея Фомина вел церемонию Night Life Awards – они его уговаривали загримироваться под Валентину Матвиенко, он пошел в секонд-хенд выбирать одежду, сказал, что все не то, и явился к ним Эдитой Станиславовной Пьехой. Друян сказал мне, что Монро был гениальным авантюристом, а вообще: «Без Влада сказочного в мире стало гораздо меньше. Зато работы его стали стоить дороже». Что это вообще было? Говорят, Монро даже был женат — на очень красивой женщине, в свадебном угаре у них резвился режиссер Питер Гринуэй, а на заводе ее бывшего мужа делали витражи, один из которых купил Элтон Джон. Влад много и с удовольствием писал, стилистика его эпистолярных сочинений примерно такая: «Доктрина Монро заработала, что вызвало начало перестройки в СССР». Он придумал слова ­«олигархатура» и «ис..йство». Сочинил песню «Одежда — мой комплекс земной». Ящериц называл «жестокими, но пресмыкающимися хищниками», а себя – Сладик Добро. Приятельствовал с ­Дэвидом Боуи, хотел жить в эпоху Людовика XIV по принципу «после нас хоть потоп». Его серия «Русские вопросы» (а вопросы хорошие: от «Тепло ль тебе, девица?» до «Чего тебе надобно, ­старче?») в придуманной им самим трехмерной технике «расцарапки» выставлялась в Русском музее. Продюсер Алексей ­Боков, который делал с ним проект Dolce Revolution, помнит, что с ­Владом все время случались бытовые неурядицы: «Трубу прорвало, ключи потерял, обжегся – в то же время внутри у него имелся мощный движок. Проще всего сказать, что он был богемный художник, но он был светлое солнышко. Весельчак, творец, не такой, как все».Одна из последних фотографий Влада Мамышева-Монро (2013)

Последние несколько лет Монро жил на Бали. К нему как к местному московский бомонд ездил чуть ли не на поклон. Евгения Линович называла его «дружочек», он катал ее и детей в лодке, пел им матерные частушки, «Хризантемы в саду» и хиты шаляпинские — отличнейшим басом. Продюсер Аркадий Волк (который, когда Влад утонул на этом самом Бали в метровой глубины гостиничном бассейне, организовал похороны) прекрасно понимает, зачем Влад уехал из столицы: она для него стала скучной. И бонвиван переместился туда, где теплее, — чтобы ходить по берегу под белым зонтиком и делать селфи. Термаж, круговая подтяжка — он всегда был со своим потрясающе пластичным лицом в сложных творческих отношениях, и грима в какой-то момент ему стало мало. Волк даже не удивился, когда Монро поехал оттуда в гости к павшему колоссу «Миракс Групп» в Камбоджу: «У Полонского есть остров. Владик был гедонист». А то, что жить в таком стиле — значит здорово рисковать, Монро не заботило. Ему гадалка еще в Питере пообещала, что с ним ничего плохого не случится: «У тебя, девонька, тройная космическая защита!» И не надо никаких конспирологических теорий. Коллекционер русского искусства Пьер Броше хорошо, с французским акцентом сказал, когда похоронили: «Это не просто художник — это святой художник. Такой может стать и ангелом».

В Facebook свою страницу может удалить только хозяин. Влад этого благоразумно не сделал, и она все пополняется и пополняется. Вот только что всплыла его гомерически смешная, по всем академическим канонам написанная статья, которая начинается со слов: «Кто я? Где я? Куда я попал? Где мои вещи?»

Источник фото: Архив Tatler, Алексей Седов, Дмитрий Журавлев
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с tatler.ru

9

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tatler.ru
          • костюм
          • очки
          • галстук
          • майка
          • одежда
          • домен tatler.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции