html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

СССР отца Арсения

Текст: Илья Франс

Фото: Антон Жданов

Спасти рядовую Нину Викторовну

 Настоятель Всехсвятского прихода Московского патриархата в Лиссабоне игумен Арсений (Соколов) — низенький человек в серенькой курточке, прямоугольных очках, с полиэтиленовым пакетом в руках. Напоминает советского интеллигента времен развитой перестройки. Батюшка шагает мерной солдатской поступью по главному лиссабонскому проспекту Авенида да Либертаде, потом сворачивает в переулок, к одной из казенных лиссабонских ночлежек для бездомных. У входа его уже ждут члены приходского совета — украинцы Эдуард Купинский и Степан Рогив. Они идут «спасать Нину Викторовну».

— Надо уговорить португальцев оставить ее тут хотя бы еще на полгода, — ставит задачу-минимум отец Арсений. — В России у нее никого не осталось. Если сейчас отправить ее на родину, помрет в сугробе.

Нина Викторовна — старушка из Петербурга. Летом ее выгнал из дома сын, уже несколько лет живущий в Португалии с женой и детьми. А перед этим заставил переписать на него квартиру в городе на Неве и российскую пенсию в шесть тысяч рублей. Игумен надеется «с Божьей помощью» пристроить ее в монастырь к знакомым монахиням из Белоруссии, а пока она в приюте.

Ждем под дверью, когда нас пригласят. Отец Арсений и Степа спорят: проводить в церковь интернет или нет. Бывший бездомный, а ныне ночной сторож на стройке Степан познал таинства виртуальной жизни всего год назад и, как всякий неофит, теперь ее ярый адепт.

— Да нет, Степан, не нужен интернет в церкви — тогда диакона из этого болота за уши не вытащишь, — возражает экзальтированному гуцулу давно знакомый с киберпространством батюшка, активно использующий аккаунт в Facebook для общения с паствой. И припоминает, что один раз во время прошлого Великого поста застал отца Григория за просмотром голливудского триллера.

В богадельне русской старушкой порядком эпатиро­ваны и обитатели, и персонал. Регулярные истерики со швырянием предметов обихода о стены и ядреный адресный русский мат вносят смятение в ряды португальских соцработников, которые не в силах угомонить разбушевавшуюся бабулю: Нина Викторовна по-португальски не говорит и учить язык на старости лет не желает, а вот сотрудницы приюта русский мат уже отлично идентифицируют на слух.

Есть претензии к старушке и у службы дезинфекции. Из своих рейдов по городу она возвращается с пакетами, набитыми, по ее мнению, очень полезными вещами, подобранными на помойках. Все это она складирует в шкафу в той комнате, где стоит ее койка.

Смиренно сложив руки, отец Арсений заклинает собеседниц: наша община очень бедна, дорогие сеньоры, это ведь община иммигрантов…

— Что же нам делать, падре Арсениу? Мы пока не препроводили ее в больницу для душевнобольных только из уважения к вам. Ведь она нелегалка. Через неделю ее выкинут, она придет к вам, а вы снова сдадите ее нам. Мы ее одну еле переносим, а представляете, если таких сеньор у нас был бы десяток? — застенчиво втолковывает игумену соцработница Мануэла с располагающим к доверию личиком доброй докторши.

Играющая роль злой докторши сухая и резкая бразильская мулатка Ракел требует выдворения Нины Викторовны из приюта: мы и так нарушили все правила, если ваша община, сеньоры, принимает участие в ее судьбе, определяйте ее в дом престарелых — там уход, отдельная комната и лекарства.

Лицо отца Арсения мрачнеет. Этого он и боялся: поместить старушку в дом престарелых стоит 1200 евро в месяц — неподъемная для общины сумма.

В хор вступают бас Степы и баритон Эдуарда, снова слышится щебет Мануэлы. Смиренно сложив руки, отец Арсений заклинает собеседниц: наша община очень бедна, дорогие сеньоры, это ведь община иммигрантов… Но его голос тонет в общем гаме.

После часовой дискуссии португальские соцработницы — и «добрая», и «злая» — с грехом пополам соглашаются в порядке исключения оставить Нину Викторовну в богадельне еще на полгода при условии, что община заставит ее сильно скорректировать свое поведение.

Самый западный игумен Евразии

Жизнь отца Арсения можно разделить на две части. В первой он в 1968 году родился в Костромской области, вырос в городе Лесосибирске, что в красноярской тайге, учился на пилота в Риге, служил в советских ВВС, после дембеля подался на истфак Томского университета, который бросил на четвертом курсе: гласность и перестройка набирали обороты, и духовные ориентиры советского юноши из семьи сельских интеллигентов неумолимо сдвигались.

В своей второй жизни, начавшейся в 1992 году, через несколько месяцев после того как на одной шестой части суши с треском рухнула империя воинствующего атеизма, Андрей Соколов принял монашеский постриг и в сане иеродиакона был отправлен служить в Успенский кафед­ральный собор Енисейска. Началась церковная «карьера»: четыре года миссионерствовал в учреждениях исполнения наказаний Красноярского края, потом, после рукоположения в сан иеромонаха, отвечал в Красноярской епархии за взаимодействие с этими самыми учреждениями, заочно окончил Московскую духовную академию, поступил в аспирантуру, защитил диссертацию, два года стажировался в Pontificio Istituto Biblico в Риме, служил настоятелем Христорождественского прихода Московского патриархата в Мадриде.

— Понимаете, православный приход за границей не может ограничиваться лишь богослужением, — втолковывает нам настоятель.

В 2003 году отца Арсения перевели в Лиссабон — создавать с нуля православную общину. «С нуля» — это когда нет ни помещения, ни богослужебной утвари, ни паствы. Первое время литургию служил где придется: в болгарском посольстве, женском католическом монастыре, на квартирах у иммигрантов, даже в часовне сетевого супермаркета Amoreiras. Наконец в 2006 году стараниями отца Арсения община получила в аренду пустовавшее тридцать лет здание старинной католической капеллы да Боа Нова, по-нашему — Благовещения. Теперь это православный храм Всех Святых.

Для православных обитателей португальской сто­лицы и ее предместий здесь и церковь, и клуб, и центр взаимопомощи — с ходу и не поймешь, чего в жизни прихода больше.

— Понимаете, православный приход за границей не может ограничиваться лишь богослужением, — втолковывает нам настоятель. — Лиссабонская община православных иммигрантов, в отличие от лондонской, парижской, римской или мадридской, действительно очень бедна. Уровень образования, социальной интеграции в португальские реалии у большинства прихожан низок. Многие впервые приходят сюда за помощью не только духовной, но и материальной, оказавшись на краю пропасти. Поэтому тут, как нигде, церковь должна быть социальным клубом.

В красивом и уютном храме идет воскресная литургия. На улице мамаши с грудными детьми в колясках, вокруг носятся буйные чада постарше — только что закончилось занятие воскресной школы. В небольшой церквушке не протолкнуться. На хорах поют, потом по  очереди на разных языках читают Апостол: отец Арсений — по-русски, старик-португалец, православный монах Филипп — по-пор­тугальски, Степан Рогив — по-украински, Давид из Батуми — по-гру­зински, другие — по-белорусски, по-румынски. После службы успешные и неуспешные, верующие и не очень иммигранты прикладываются к иконе и выстраиваются в очередь за благословением к падре Арсениу.

На улице человек десять грузин о чем-то оживленно спорят у церковных врат. Похоже, «трут за бизнес». Среди прихожанок в платочках блуждает высохшая женщина лет пятидесяти. Ее муж — океанолог, в начале нулевых приехал работать в Португалию по контракту, семья несколько лет прожила на научно-исследовательской станции на острове Мадейра.

— Ну, как жизнь в России? — задушевно интересуется дама, не бывавшая, по ее словам, на родине уже семь лет. Рассказываю последние новости. — Ну, вы, надеюсь, понимаете, что Путин и Медведев — марионетки Чубайса, а он сам — главный масон России? — неожиданно металлическим голосом вопрошает она.

Спешу вежливо ретироваться.

— Вы, наверное, плохо учились в университете, не умеете критически мыслить, — зло бросает она мне вслед.

— Да не обращайте внимания, она неплохая женщина, муж у нее ученый, а сама она не в себе немного. К нам в церковь много душевнобольных, обиженных людей ходит. А что поделать, храм Божий всех должен принять — и разбойника, и праведника, и душой скорбящего, — утешает меня наблюдавший за сценой здоровяк, оказавшийся церковным старостой.

Григорий Дивиза из Молдавии, по словам отца Арсения, находка для прихода. Приехал в Португалию восемь лет назад, с третьего раза подтвердил свой диплом невропатолога, работает в частной клинике простым терапевтом на две ставки, а в свободное время на средства прихожан и свои кровные затеял в церкви ремонт. Обновили алтарь, заново покрыли лаком старинные дощатые полы в трапезной, покрасили балконные двери, вставили новые замки. В качестве волонтеров Григорию помогают шестидесятилетний украинский грузчик Микола, «угробивший здоровье на португальской заводской каторге», и старый рыбак Степан Степаныч.

Сегодня для Степан Степаныча всем приходом собирают деньги на билет до Минска. Рыболовецкое судно, на котором он ходил в море за сардинами и треской, отправили в ремонт. На другие суда его нанимать не хотят — стар. Через несколько месяцев хозяева собираются подлатать посудину и взять Степан Степаныча на новый сезон. Вот и сбрасываются прихожане всем миром, чтобы он скоротал время у родных в Белоруссии. Дьякон отец Григорий с красноречиво болтающейся шерстяной шапкой обходит паству, разбредшуюся по двору перед храмом.

Каждый дает, сколько может: кто три евро, кто тридцать. Широкоплечий Андрей Колесников, бывший российский вэдэвэшник и тренер по восточным единоборствам, а ныне инструктор в фитнес-клубе, кладет в шапку двадцать евро. Несколько десяток жертвует бизнесмен Владимир Олинькин, подкативший к церкви с женой и дочкой на новеньком представительском BMW. В Португалию Владимир с семьей переехал сравнительно недавно, всего три года назад. Сгорбленный Степан Степаныч, получив от дьякона шапку с купюрами и мелочью, стыдливо пересчитывает содержимое.

Три поколения у нас без Бога родились и жили. Какими же им еще быть после этого?

Каждое воскресенье после литургии община устраивает трапезу в зале на втором этаже капеллы. Приносят, что могут: соки, вино, фрукты. Мигранты, живущие на пособие, не приносят ничего. Паства весело балагурит. У мужчин свой клуб по интересам, у их женщин — свой. Стайка беззубых старушек, среди которых я замечаю Нину Викторовну, запивает вином бутерброды с русской семгой, привезенной по случаю из поездки на родину одним из прихожан.

Отец Арсений и сам не чужд маленьких житейских радостей — после службы не прочь откушать свежей дорады с гриля и подискутировать, потягивая дижестив и жмурясь с веранды ресторана на теплое зимнее португальское солнце.

— Видели сегодня на службе Нину Викторовну? — отвлекшись от созерцания, спрашивает он.

— Видел, — киваю я в ответ.

— Я ее полгода назад в океане крестил, тут, в сорока километрах на север. И Степана Рогива тоже. Мы всех в океане крестим — и младенцев, и взрослых некрещеных. Занятия библейские на берегу проводим. Дожила старушка до таких лет, а святое крещение только сейчас восприняла. Три поколения у нас без Бога родились и жили. Какими же им еще быть после этого?

Человек с последней попытки

— Слава Украине, слава героям! — состроив шутовскую физиономию, кричит гарный парубок с Ивано-Франков­щины Степан Рогив двум идущим навстречу мужикам с авоськами.

— Героям слава, героям слава, — недоуменно бубнят в ответ мужики и направляются к группке аналогичного вида граждан, укрывшихся от дождя под высокой пальмой на уютном майдане.

— Во, дивися: им спати негде, а они все «слава Украине, слава Украине». Я, когда бродягой кантовался, знавал одного селюка со Львовщины — он на набережной ночевал. Так везде с собой тягал две книжки: «Майн кампф» на украинском и «Перспективы украинской революции» Степана Бандеры. А я вот за Россию.

Через минуту Степан признается в любви к Путину и с гордостью заявляет, что «Россия встала с колен», хотя сам в России пробыл за всю жизнь всего несколько дней. Русский язык Степы — это волапюк, обильно сдобренный жаргонизмами и словами-паразитами. Сорокалетний бывший уголовник и бродяга без образования и профессии, он прекрасно понимает, что жизнь дала ему последний шанс, за который он благодарен отцу Арсению.

Среди выходцев из бывшего СССР в Португалии больше всего украинцев — по разным оценкам, от 120 до 200 тысяч. И они же среди бывших советских самые неустроенные. По словам Степана, несколько лет прожившего на улице, в Лиссабоне и пригородах, даже с учетом ротации, насчитывается до нескольких сотен украиноговорящих бомжей. В Португалии действует несколько общественных организаций, объединяющих выходцев с Украины правых взглядов. Они тесно связаны с приходами Украинской грекокатолической церкви, которых в стране около пяти. Храм отца Арсения посещают, как правило, выходцы с Востока, Степан же — одна из редких белых ворон с Запада, поэтому для многих земляков он стал изгоем.

Кое-как устраивая свою жизнь, он не забывает о тех, кто остался на улице. Почти каждую неделю он с благословения отца Арсения закупает на свои деньги колбасу, сыр, хлеб, банки с соками, мастерит сэндвичи и идет раздавать их по лежбищам бомжей, которые знает наперечет.

Так получилось, что с лиссабонским православным храмом соседствует крупнейший местный вокзал — Санта-Апполония. Как и в сотнях других мегаполисов, это место притяжения бездомных и наркоманов. В сорока метрах от церкви, перед полицейским участком волон­теры-медики раздают порции метадона наркоманам, пытающимся перетерпеть ломку. В очереди португальцы, африканцы, бразильцы и бывшие наши.

Нина Иванова, убеждена, что в этой стране, с ее лояльным миграционным законодательством и социальными льготами, быть нелегалом и жить на улице сейчас удел только «полных дебилов».

У вокзала на мраморной скамейке под вечнозеленым деревом бомж Гоша из Донецка запихивает в беззубый рот бутерброд, выданный ему Степаном. Куда к двадцати шести годам подевались почти все его зубы, спрашивать не хочется. Сейчас Гоша «работает парковщиком». Это значит — выбирает какую-нибудь бесплатную муниципальную стоянку перед торговым центром и вымогает у паркующихся по одному евро «за присмотр». После работы приходит к вокзалу получить свою дозу метадона и бесплатный ужин от гуманитарных организаций, ежедневно приезжающих кормить бомжей. Но ужин привезут только в семь, поэтому Гоша рад бутербродам и соку. «Ладно, брат, не чехлись, и на твоей улице будет праздник, спаси Господи», — с размаху хлопает его по спине Степан.

— Сколько лет прошло с тех пор, как сюда наши люди поехали. Все, кто хотел, уже давно устроились, живут, растят детей. Не знаю, кем надо быть, чтобы жить на улице и парковать машины, — презрительно морщится Нина Иванова, заместитель директора издательства «Слово», выпускающего в Португалии одноименную рекламную газету на русском языке. Она убеждена, что в этой стране, с ее лояльным миграционным законодательством и социальными льготами, быть нелегалом и жить на улице сейчас удел только «полных дебилов». И тем не менее с гражданами Украины и Молдавии на лиссабонских улицах соседствуют тысячи бездомных из Бразилии, бывших африканских колоний, да и сами португальцы.

Мафия дэ Леште

На протяжении последних полутора лет раз в две недели отец Арсений ездит в тюрьму Вал-де-Жудеуш служить литургию, исповедовать, причащать заключенных из числа бывших соотечественников. Служение в тюрьмах — миссия для него заветная: в девяностые он не один год духовно окормлял зэков в восточносибирской тайге. По его рассказам, они там из-за цинги лишались зубов, питаясь тюремным хлебом пополам с опилками, а помереть ночью на нарах было делом обыденным.

— А где же Андрей? Он у меня в прошлый раз просил последнее слово Ходорковского на суде — вот, я привез, — ищет глазами отец Арсений.

В углу тюремного храма на лавках рассаживаются полтора десятка побитых жизнью мужчин с землистыми лицами.

— Да он сегодня не придет, занемог, в камере лежит, — говорит, косясь на нас с фотографом, здоровенный детина в красном спортивном костюме. — Вы мне давайте, отец Арсений, я ему зараз передам.

Сурового вида дядю зовут Бронислав. У русскоговорящих заключенных он вроде бугра, хотя в португальских тюрьмах и нет нашей тюремной иерархии. В Вал-де-Жудеуш под его началом чуть больше двадцати душ: украинцы, белорусы, молдаване и один азербайджанец, Ильяс. Граждан России сейчас нет. Было двое: один, наркоман, повесился в камере в прошлом году, другой недавно освободился.

Осторожно интересуюсь: а у кого тут самый большой срок? На неожиданном для западного украинца в Португалии чистом русском Бронислав отвечает: у некоего Александра за какое-то тяжкое преступление. Александр, отсидевший из своего срока уже восемь лет, сегодня на службу не придет, и я подозреваю, что из-за нас.

— Тут сроки больше, чем в большевистской России при Сталине давали, — кивает головой игумен.

Среди обладателей суровых землистых лиц азербайджанец Ильяс самый веселый и говорливый.

— Даже если я украл, то только чтобы с голодухи не сдохнуть. Почему мне дали такой срок? У всех португальцев по моей статье сроки вдвое меньше.

— Тебе повезло, что ты с нами первый раз видишься сейчас, в тюрьме. Познакомились бы на улице — тебя португальские менты сразу бы зачислили в члены преступной группировки, впаяли бы десятку, — шутит он, намекая на предвзятость португальской полиции, прокуратуры и судов по отношению к иммигрантам. Вообще-то Ильяс — мусульманин, но за неимением муллы за компанию с хлопцами ходит на службы к православному батюшке.

На португальскую Фемиду здесь у всех большой зуб, но он уверен, что у него — больше. По словам Ильяса, спецназ без всяких причин средь бела дня ворвался в его бар в Портимао, на юге страны, и положил на пол пьющих и закусывающих посетителей — в основном выходцев из СНГ. —

Когда их командир спросил, кто тут хозяин, я руку ему подал, но он ее жать не стал, а стал меня оскорблять. Мол, что это у меня ладони такие мягкие, не в мозолях? Раз ты сюда приехал, должен на стройку идти работать, а не бар держать, не машинами торговать, — пародирует Ильяс португальского спецназовца. Он вообще много юморит, но наотрез отказывается фотографироваться и уходит от ответа на вопрос, за что конкретно осужден. Товарищи по отсидке только ухмыляются и цокают языками.

— Даже если я украл, то только чтобы с голодухи не сдохнуть. Почему мне дали такой срок? У всех португальцев по моей статье сроки вдвое меньше, — нарочито ангельским голосом взывает ко мне бывший токарь Валентин.

Уроженец Рязани, выросший на Западной Украине, он рассказывает шаблонную историю о том, как в 2001 году приехал в Португалию на автобусе на заработки с недельной туристической визой. История как две капли воды похожа на десятки других: на родине не было работы, голодал, все уезжали, ну и он подался. Над выбором страны не задумывался, подвернулась Португалия — ломанулся сюда.

«Король Хуан Карлос велел нам собирать на дорогах по сто долларов с проезжающих по его землям», — объявили пассажирам авто­буса Черновцы — Лиссабон веселые русские разбойники, остановившие его в Испании на глухой ночной парковке. Валентин безропотно отдал свой последний зеленый стольник и три года потом жил нелегалом, бомжевал, в конце концов украл деньги, которые плохо лежали, и получил за это 14 лет. Теперь на дотации из Брюсселя португальское государство предоставляет ему жилплощадь с телевизором, dvd и качественным трехразовым питанием. Он тюремный рекордсмен, чем охотно бравирует: за шесть лет успел 53 раза побывать в карцере.

— На суде нас собрали 25 человек с России, Украины, Молдовы, которых я первый раз в жизни видел, и представили одной криминальной группировкой, мол, мы — «мафия дэ Леште», восточная мафия, — барабанит ладонями по столу Анатолий из Кишинева. Он рубит в лоб: приехал в Португалию в 2000 году с четкой целью — побыстрее наколотить бабок, но основательно поураганить не успел, через два месяца его взяли с фальшивыми правами и эстонским паспортом на чужое имя. Кроме подделки документов на суде предъявили обвинения в похищении людей и вымогательстве. Дали пятнадцать лет, отсидел уже десять, пять ему скостили, скоро депортируют домой, в Молдавию.

Гонят они все. Это ща они такие бедные, несчастные, жертвы произвола. А когда крышевали, хаты бомбили, у нас, честных работяг, последние трудовые бабки отжимали, тогда они о правах человека не п…ли

— Мне-то все равно, но португальцы и вправду беспредел творят, — вмешивается немолодой осунувшийся здоровяк с необычным акцентом. Литовца Ричарда задержали в транзитной зоне лиссабонского аэропорта при пересадке с рейса из Сан-Паулу в Амстердам с килограммом кокаина в коробке конфет. Никаких претензий к португальской юстиции у него нет. Статья за транспортировку наркотиков, от четырех до двенадцати лет. Гуманный португальский суд дал Ричарду и другому литовскому наркокурьеру Рамунасу по четыре с половиной года каждому. Соседи по нарам из СНГ смотрят на них с явной завистью: к гражданам из Шенгенской зоны здесь куда гуманней.

До тюрьмы Ричард никогда особо о Боге не думал, даже в костел в родном Вильнюсе не ходил. Была у него «где-то в душе» вера, ну и была. Сейчас, получив четыре с половиной года, что для человека на закате очень много, католик Ричард каждый раз ждет «мессы у православного батюшки».

Пока мы беседуем с зэками, отец Арсений тихонько сидит в сторонке за столиком, не подавая признаков жизни. Впервые за полтора года он слушает, по каким статьям тянут сроки «страдальцы, в португальских темницах томящиеся», за которых он всякий раз молится за литургией.

— Да ладно, гонят они все. Это ща они такие бедные, несчастные, жертвы произвола. А когда крышевали, хаты бомбили, у нас, честных работяг, последние трудовые бабки отжимали, тогда они о правах человека не п…ли, — выпустив сигаретный дым и сплюнув на брусчатку перед церковью, говорит плотник Николай.

Николаю, работающему в Португалии уже десять лет, русскоговорящих зеков совсем не жалко. Поделом. С двойными стандартами португальской Фемиды в этом вопросе он солидарен.

— Крышевали? Да если вам сказали, что бригады тут в начале двухтысячных крышевали, — значит, вам ничего не сказали. Поверьте мне, по такому беспределу тут братва работала, аж вспоминать жутко, — угрюмо ухмыляется, упершись глазами в дорогу и крутя огромный руль, случайно встреченный нами белорус — водитель лиссабонского автобуса.

— Не пастырское это дело, приходя в узилище, справляться, за что человек в нем томится. Если ему нужно будет, он сам расскажет, — задумчиво произносит отец Арсений.

По крыше автобуса барабанит дождь, игумен спешит к себе домой. Сегодня ему надо писать очерк о миссионерской поездке на Азорские острова. Кто знает, может, когда-нибудь именно там, а не в Лиссабоне, будет самый западный православный приход Евросоюза. Для этого вовсе не обязательно, чтобы и туда добрались несчастные постсоветские эмигранты. Достаточно одного такого отца Арсения.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с planetpics.ru

  • Сергей
    @Planetpics.ru, можно правда и религию добавить. кароче чем точнее вы ставите их, тем больше плюсов набираете и тем дольше время жизни ссылки. пнятненько?)
  • Сергей
    @Planetpics.ru, теперь да
  • Planetpics.ru
    @Сергей Азаров, Здравствуйте.
    Это по всем ссылкам или только по этой?
    Сейчас исправлено - теперь тэги проставлены верно?
  • Сергей Азаров
    Здравствуйте.Пожалуйста, внимательно следите за выставляемыми тегами. Теги должны соответствовать контенту на добавляемой ссылке. Иначе возможен бан.
1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • Planetpics.ru
          • триллер
          • любовь
          • мафия
          • монах
          • спецназ
          • тюрьма
          • школа
          • сыр
          • король
          • костюм
          • дом
          • евро
          • доллар
          • мулатки
          • facebook
          • ввс
          • рубль
          • бизнес
          • женщины
          • ученые
          • революция
          • лето
          • очки
          • ремонт
          • праздник
          • семья
          • глаза
          • остров
          • украина
          • выборы
          • церковь
          • университет
          • мужчины
          • ресторан
          • море
          • мадейра
          • вино
          • молдавия
          • бомж
          • бар
          • путин
          • аэропорт
          • душ
          • конфеты
          • океан
          • медведев
          • солнце
          • белоруссия
          • хлеб
          • зубы
          • храм
          • кокаин
          • наркотики
          • испания
          • евросоюз
          • россия
          • языки
          • бутерброд
          • квартира
          • деревья
          • болото
          • полиция
          • автобусы
          • амстердам
          • снг
          • карьера
          • ссср
          • шкаф
          • bmw
          • фрукты
          • льготы
          • дороги
          • мигранты
          • пенсия
          • парковки
          • работа
          • стол
          • коляска
          • волонтеры
          • больница
          • вокзал
          • минск
          • брюссель
          • нева
          • рассказ
          • руки
          • прокуратура
          • рим
          • преступления
          • хочу!
          • отношения
          • машина
          • монастырь
          • мадрид
          • тимошенко
          • майдан
          • донецк
          • бразилия
          • рига
          • фотографы
          • сталин
          • киев
          • ходорковский
          • паспорт
          • закат
          • суд
          • билет
          • вода
          • домен planetpics.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции