html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Величай­шая задача архитектора —сделать доминирующим фактором человеческий элемент»

«Круг тотальной архитектуры» — книга-манифест Вальтера Гропиуса, теоретика модернизма и одного из основателей Баухауса. Хотя в ее основе эссе и статьи, написанные в разные годы, в книге ясно чувствуется настороженное отношение к машинам и автоматизации человеческого труда, характерное для послевоенного времени. Индустриальное производство не только источник вдохновения для модернистов, а проблема с которой им приходится работать. В приведенном отрывке Гропиус чувствует не только беспокойство от последствий Второй мировой войны и развития капитализма, но и тревогу из-за того, что роль архитектора к середине XX столетия изменилась до неузнаваемости.

АРХИТЕКТОР В НАШЕМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Мы еще сознаем то единство окружающего мира и духа, что имело место во времена лошадей и карет. Но мы чувствуем, что наша эпоха это единство утратила, что болезни сегодняшнего хаотического окружения, его под­ час жалкая уродливость и беспорядок стали следствием неспособности поставить фундаментальные человеческие потребности выше предписаний экономики и индустрии. Плененная сказочными возможностями машины, человеческая алчность, как видно, вторглась в биологический цикл человеческого взаимодействия, поддерживавший здоровье сообщества. В низших слоях деградация человека обусловлена превращением его в промышленную деталь. Здесь кроются истинные причины как борьбы капитала и труда, так и общего ухудшения общественных отношений. Мы стоим теперь перед сложной задачей восстановления равновесия в общественной жизни и гуманизации воздействия машины. Нам открылось, что социальный фактор значит больше, чем все технические, экономические и эстетические проблемы. Ключом к успешному пере­устройству нашего окружения — в чем и состоит величай­шая задача архитектора — станет решимость сделать доминирующим фактором человеческий элемент.

Но, несмотря на усилия столь многих из нас, очевидно, еще не найдены пока те духовные связи, которые объединили бы нас в согласованных усилиях утвердить общую культурную основу, достаточно прочную, чтобы успокоить страхи и перерасти в общезначимый стандарт выразительности. Художники в нашей среде должны озаботиться достижением такого синтеза, который возвратил бы целостность тому, что сейчас, к сожалению, еще разъято на части. Было бы сложно отрицать, что искусство и архитектура превратились в эстетическую самоцель, потому что в ходе промышленной революции утратили связь с обществом и людьми. Внешняя отделка зданий практиковалась главным образом с целью превзойти соседа, не ради выработки образца, пригодного для повторного использования как элемента органической модели района.

Стремление к разнообразию вместо поисков общего основания характерно для нынешнего поколения архитекторов, напуганных дегуманизирующим воздействием машины. Новая философия архитектуры признает превосходство требований человека и общества и принимает технику как современный двигатель формы, призванный удовлетворять именно этим требованиям. Наши будущие дома совсем не обязательно будут унифицированными вследствие стандартизации и массового производства готовых частей: естественная конкуренция на свободном рынке обеспечит индивидуальное разнообразие составным частям здания, так как это можно видеть сегодня по широкому выбору на рынке товаров повседневного потребления, сделанных на заводе. Никто не испытывал сомнений, принимая в домашинные эпо- хи цивилизации многократно повторенные стандартные формы. Эти стандарты закономерно вытекали из тогдашних средств производства и образа жизни. Они являли собой соединение того лучшего, что отдельные личности привносили в решение проблем. Стандартные формы архитектуры прошлого демонстрируют счастливое единение техники и воображения или даже их полное совпадение. Этот дух — но ни в коем случае не устаревшие формы — и следует возродить с тем, чтобы создать нашу среду с помощью нового средства производства — машины.

Фото: Istockphoto.com

Но если не проверять и не обновлять постоянно стан­дарты, они стагнируют. Мы знаем теперь, сколь тщетны попытки следовать стандартам прошлого и что недавняя одержимость идеей, будто новые здания всегда должны быть согласованы с уже существующими, выдает роковую слабость нашей эпохи — молчаливое признание духовного банкротства, примеров которого в прошлом не найти. Непреодолимая потребность критиков классифицировать современные, всё еще не устоявшиеся движения, аккуратно укладывая каждое из них в гроб с ярлыком стиля, усилило общую путаницу в отношении понимания движущих сил нового течения в архитектуре и градостроительстве.

Посмотрим, насколько гигантские изменения в способах производства осознаны нами. Ибо мы должны рассматривать наш случай в свете истории развития техники, и, так как живем мы не во времена приятных мечтаний и благополучия, необходимо пересмотреть основные принципы, ведь наверняка уже дают о себе знать тревожные факты, которых нельзя не заметить.

В великие эпохи прошлого архитектор был «главным ремесленником» или «главным строителем»: он играл в общем производственном процессе своего времени важную роль. Но по мере движения от ремесла к промышленности архитектор это ведущее положение утратил. Сегодня он не является «главным в строительном производстве». Оставленный лучшими ремесленниками (которые ушли в промышленность, в производство оборудования, в испытания и исследования), архитектор продолжает мыслить категориями прежних ремесленных методов, самозабвенно не сознавая огромного воздействия индустриализации. Архитектор оказывается перед реальной опасностью проиграть в соревновании с инженером, ученым и строителем, если не изменит позиций и не придет к принятию нового положения вещей.

Архитектор будущего — если он намерен вновь достичь прежних высот — будет вынужден течением событий к но­вому сближению со строительным производством. Если ему удастся сколотить дружно работающую команду, куда входили бы инженер, ученый и строитель, тогда дизайн, строительство и экономика смогут снова стать единым целым — слиянием искусства, науки и бизнеса.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с strelka.com

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • strelka.com
          • домен strelka.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции