html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Вечно молодой, вечно Долан

«Это всего лишь конец света» — шестой фильм канадского вундеркинда, актёра, режиссёра, сценариста, продюсера и лица мужской коллекции Louis Vuitton Ombré 2015 года Ксавье Долана. В общем, вы должны представлять себе, с кем имеете дело. Артхаусный Джеймс Франко, открытый гей, обладатель неприличного для двадцатисемилетнего кинематографиста количества наград самых престижных кинофестивалей и очень спорный объект для серьёзного критического анализа.

Если попытаться выложить весь список претензий к его фильмам (странные или спорные вещи там случаются всегда, и всегда — одни и те же), чувствовать себя будешь примерно так, будто бьёшь котёнка. И на это даже есть несколько более объективных причин, чем пушистость Ксавье Долана и его славные глазки. Хотя и это тоже не стоит обходить вниманием: наверное, со времён Хармони Корина не появилось второго молодого кинематографиста, который умеет пользоваться юным возрастом как важным художественным преимуществом.


Ксавье Долан
Фото: kinopoisk.ru

Неоднозначная репутация — это когда тебя называют хипстером, обвиняют в дурновкусии и любви к ненужным виньеткам, добавляющим фильму метража, но не смысла. При этом в 2014 году фильм Долана «Мамочка» разделил каннский Приз жюри с последней лентой Жана-Люка Годара, которому тоже ничего нельзя сказать поперёк, но по другой причине: где бы это их кино сейчас было, если бы не Годар? Лежали бы все. На самом деле, неудивительно, что с каждого фестиваля молодой канадец обязательно уносит какой-нибудь сувенир: пожалуй, нет другого такого среди относительно новых режиссёров Европы и США. Его фильмы притягивают самое горячее внимание публики, для независимого автора уровень ажиотажа вокруг Ксавье — вообще невероятный. С первого, довольно незамысловатого фильма под названием «Я убил свою маму» до предпоследней, действительно самой удачной картины «Мамочка» на произведения Долана обрушивается приличная такая волна зрительского и профессионального интереса, так же закономерно спадающая до выхода следующего фильма. И ничего нового или удивительного он, в целом, не делает, нацистом себя не объявляет, десятиминутных сцен насилия или реалистичного секса в фильмы не включает, а самая шокирующая жестокость, на которую он способен, — это врезать посреди фильма дурацкий поп-хит, который зрителю придётся ещё неделю вытряхивать из ушей. Однако же он делает в кино, феноменальные вещи, которых сейчас не делает почти никто. Вы их даже можете не заметить при просмотре (почему — другой вопрос).

Сценарий фильма «Это всего лишь конец света» написан по пьесе Жана-Люка Лагарса, в которой успешный писатель заезжает в гости к своей провинциальной семье — в последний раз, потому что у него СПИД. Сказать об этом он так и не успевает и уезжает в закатную даль под звуки брани родственников. В общем, фильм Долана начинается с того, что про СПИД ни слова не сказано — видимо, чтобы несколько снять тревожную социальную нагрузку и обратить наше внимание на настоящие проблемы. Проблемы белых людей. 

В очень красивом доме, обставленном самым уютным образом и увитом зеленью, живут богемная мать главного героя, его пубертатная сестрёнка, уставший от жизни брат и абсолютно святая молчаливая жена брата, которая здесь единственная, кто понял, что с блудным сыном что-то не так, но не может проронить ни слова, потому что все остальные бесконечно орут.

Почти что фильм Михалкова, только вместо разрушенного величия России — некая неизвестная болезнь.

И вроде бы этот фильм мог стать отвратительно нудным, безликим образцом камерной драмы, какая есть у каждого второго европейского режиссёра, но Ксавье Долану хватает смелости оставаться собой даже при необходимости доказывать свою художественную зрелость. Поэтому в какой-то момент он не выдерживает препарирования мелочных человеческих надежд и обид и монтирует клип под единственный хит группы O-Zone, гимна школьных дискотек 2000-х годов. Стоит только уловить ощущение того, что противостоять дурацкому обаянию таких моментов невозможно, как становится понятно, зачем вундеркинду Долану этот взрослый разговор, в котором, конечно, ничего не осталось от автора пьесы — ни близкой смерти, ни тяжести прошлого. Одна невыносимая лёгкость бытия, которую режиссёр чувствует едва ли не острее многих своих взрослых коллег. Главный недостаток фильма, наверное, именно в этом: одно на другое совсем не накладывается, это два разных модуса жизни.

Неудивительно, что как большую кинозвезду Ксавье Долана все эти годы выращивали именно в Канне: всё, что он делает, хорошо вписывается в традицию европейского кино с его пристальным взглядом в бездну человеческой души. Долан занимался тем, чем до него — каждый по-своему — занимались и Бергман, и Триер, и все другие знаковые фигуры этого сегмента искусства. Но он тоже делает это по-своему — через глуповатую музыку, инстаграмный формат, симпатичных растрёпанных юнцов, которые жизни не видали. При всех длиннотах и шероховатостях в его историях всегда сохранялась очень живая логика человеческих чувств и поступков, потому что к этому вопросу он подходит без притворства, не руководствуясь какими бы то ни было схемами. Обаяние «Конца света», его нерв — в том же самом. Здесь кричат и обижаются весьма жизненно (настолько, что диагноз, пожалуй, можно поставить каждому персонажу ещё в середине фильма). При всей душности сюжета в нём сохраняется воздух, хотя бы в мечтах, надеждах и полунамёках на то, что всё могло бы быть по-другому. Ну и во многом благодаря тому, что о реальности смерти здесь говорится очень мало — по крайней мере, прикрыть эту тему жирной финальной метафорой не получается, слишком искусственно, особенно на фоне предшествующего надрыва.

Есть объяснение происхождения этой подлинности. Миром сегодня правят не серьёзные взрослые люди, а кидалты. Замечаете, как смешно и жалко с экранов и страниц звучат банальные, хоть и правильные, нравоучения?

Основные потребители кинопродукции — всё те же молодые люди, которым нужен если уж не новый язык, то хотя бы разговор с теми, кто их понимает.

Долан именно такой, взрослый (хотя всё-таки по меркам профессии совсем даже не взрослый) ребёнок. Кидалты, объединённые интернетом и способные потреблять информацию в огромных количествах, не слишком восприимчивы ко всему, что дышит сложным опытом и попытками рассказать о нём рационально и обстоятельно. Такой же подростковой была французская Новая волна. Тут мы имеем дело с явлением не того же масштаба, но того же уровня откровенности. Молодые люди, может, и страдают поверхностностью и излишней зацикленностью на себе, но уж точно не унылой мизантропией, на которой далеко не уедешь. Поэтому фильм про смертность и принципиальное отсутствие взаимопонимания между людьми у такого режиссёра-подростка получается довольно неоднозначным и, что важнее, небезнадёжным. Добавьте сюда то, что следовало сказать в самом начале: на экране трясут кулаками и брызжут слезами из глаз исключительно суперзвёзды Гаспар Ульель, Венсан Кассель, Марион Котийяр, Леа Сейду и Натали Бай (которая, кстати, в молодости блистала в последних фильмах Франсуа Трюффо). И всё на крупных планах, через которые накал чувств ощущается невыносимо — приём классический, из великих картин, но тут он почему-то сильно теряется на фоне всего остального.

Вся искусственная драматическая линия, собственно, заключается в том, что за короткое время своего пребывания в доме герой Гаспара Ульеля так и не успевает сообщить семейке действительно нехорошие новости. За двенадцать лет его отсутствия у всех накопилось море неразделённой любви, больших и маленьких обид, заезженных историй, которых он не слышал. А ещё проблем посерьёзнее, как то, что некому занять в доме место умершего отца, некому принимать за всех решения, некому составлять смысл жизни. Наивные уставшие люди заглядывают в рот успешному отпрыску в ожидании, что он проронит наконец необходимую мудрость, а он выдавливает разве что: «Да нет, всё нормально». Ему непонятно, откуда в близких и любящих людях, живущих вместе под одной крышей, столько яда и изнеможения. Им непонятно, почему при всей своей профессиональной успешности он остаётся такой тряпкой, человеком, совершенно неспособным подарить им вожделенный покой и контроль.

Человеку всегда недостаточно. Недостаточно успеха или недостаточно любви,

а если есть и то, и другое — то экзистенциальная пропасть откроется где-нибудь ещё, да хоть в корзине с грязными носками.

Герои фильма Долана ошибаются тогда, когда принимают жизнь другого за абсолют благополучия, за место, где можно спрятаться от огромной дыры в собственной жизни. Поэтому особенно грустно от того, что страдают не румынские студентки, а красивые французы, и страдают именно так, как во взрослом мире делать это стыдно: бегают друг за другом, заламывая руки и вынашивая каждый свой кризис. И хотя всё закончится безрезультатным обменом ненавистью, правильный вывод сделать несложно: единственная постыдная вещь в человеческих отношениях — это умалчивание. 

Главных слов не скажет никто, кроме матери, курящей в сарае, чтобы старшенький не застукал: «Я тебя не понимаю, но люблю». Все остальные важные слова утонут в ненужных разговорах и ссорах, разгорающихся из-за них. После такого и умереть не жалко — там, где слова не прорастают, понимание могут внести только события, так что какой-то просветлённостью от финала всё же веет.

Самая адекватная из сопливых фестивальных драм этой осени, наиболее зрелый фильм Ксавье Долана, радующий не только идеальными актёрскими линиями, но и захватывающими дух кадрами, как у всех взрослых дядь. Возможно, это последний такой опус: кажется, наш мальчик обиделся на замечания диванных критиков и обещал следующий фильм в Канн не привозить. Наслаждайтесь, пока он не вырос в настоящего кинематографиста с седой щетиной снаружи и неисцелимым презрением к человечеству внутри. 

Спасибо хотя бы за то, что слишком склонных к пустопорожней рефлексии городских невротиков, которые, собственно, и будут составлять основной массив зрителей этого фильма, Ксавье Долан научит тому, что иногда своё гладкое лицо стоит отворачивать от размышлений о серьёзных проблемах в виде жизни, смерти, любви и вечности и обращать внимание на то, что рядом всегда есть живые люди, так же клокочущие сиюминутными и долговременными чувствами. Их не обязательно понимать, достаточно просто любить.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с batenka.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • batenka.ru
          • премьера
          • режиссеры
          • рецензия
          • домен batenka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции