html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

ВДНХ: эпоха реставрации

Павильон № 1 «Центральный». 1954. Фото: ОАО «ВДНХ»

Художник Андрей Монастырский в 1986 году в эссе «ВДНХ — столица мира» писал: «ВДНХ — это Кащеево яйцо советской власти». Словно в подтверждение его давней реплики, читаем свежую, от 1 июня 2018 года, новость на официальном сайте выставки: «36 000 тонн асфальта и 15,5 километра нового бордюрного камня: завершены основные работы по благоустройству Центральной аллеи ВДНХ». Бордюрный камень — это, конечно, мем современной московской жизни, но интонации все же не совсем нынешние, а, скорее, из 1970-х или даже более ранних эпох. В том же сообщении посетителям предлагается «прогуляться от арки Главного входа […] до площади Промышленности, где расположены исторический парк „Россия — моя история“ (павильон № 57), центр „Космонавтика и авиация“ (павильон № 34 „Космос“) и экспозиция Политехнического музея (павильон № 26)». Прогулка едва ли доставит удовольствие. Недавняя фраза генерального директора АО «ВДНХ» Екатерины Проничевой о том, что «вся территория сейчас охвачена строительными работами», дает исчерпывающее представление о реальности. Работы по благоустройству, начатые прошлой весной, торопились завершить к чемпионату мира по футболу, но реставрация самих павильонов и всеобъемлющее обновление территории должны быть закончены в основном до конца года. Тогда пред нами и предстанет новая старая ВДНХ.

Возвращение в 1954 год

Павильон № 14 «Азербайджан» («Вычислительная техника», «Азербайджанская ССР»). 1939. Фото: Архив ТАСС / ОАО «ВДНХ»

Приступая к реставрации объекта, первое, что необходимо определить, — на какой исторический момент его восстанавливать. В истории ВСХВ-ВДНХ можно выделить три таких главных этапа — это 1939-й, 1954-й, а также эпоху хрущевской оттепели, когда многие павильоны были перестроены в интернациональном модернистском стиле. Тогда же вместо представительств союзных республик появились отраслевые павильоны — отсюда их двойные названия.

Выставочный комплекс был передан в ведение Москвы в 2013 году, и первые годы ушли на противоаварийные мероприятия по спасению изношенных зданий и инфраструктуры. Затевая в 2016-м первую в истории основательную реставрацию ВДНХ, правительство столицы приняло решение взять за эталон выставку 1954 года. Именно тогда состоялось ее второе, послевоенное рождение. Но основана была ВДНХ (на тот момент ВСХВ — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) в 1939-м — в том виде, в каком ее запечатлел Александр Пырьев в фильме «Свинарка и пастух».

Павильон № 1 «Центральный».1954. Фото: ОАО «ВДНХ»

Съемки проходили в начале войны. Хотя выставка закрылась, для Пырьева сделали исключение. Несколько кадров из фильма после XX съезда КПСС в 1956 году были изъяты, но сегодня они возвращены — мы видим там 25-метровый памятник Сталину. На его месте впоследствии появилась космическая ракета «Восток» высотой 38 м — но ведь и здания, окружавшие тогда площадь Промышленности, спроектированную в 1937-м главным архитектором ВСХВ Владиславом Олтаржевским, были ниже, пьедестал монумента был примерно одной с ними высоты, и смысловым центром площади становились, таким образом, не павильоны, а фигура вождя. 

Поскольку в качестве хронологического рубежа для реставрации принят именно этот, сталинский и ранний послесталинский период, перед реставраторами неизбежно встает моральная дилемма: нужно ли возвращать на ВДНХ все, что было убрано и демонтировано в период борьбы с культом личности? По крайней мере, этот вопрос должен возникать.

Прощание с оттепелью

Павильон № 13 «Здравоохранение» («Армянская ССР»). 1939. Фото: Архив ТАСС / ОАО «ВДНХ»

За бывшей «Арменией» вдоль Центральной аллеи расположены павильоны № 14 «Азербайджан» (в прошлом «Вычислительная техника», «Азербайджанская ССР») и № 15 «Радиоэлектроника и связь» (раньше «Поволжье»). Все три в 1960-е годы были закрыты модернистскими фальш­фасадами из алюминиевого профиля — и не только они. Преобразились тогда, среди прочих, и павильоны «Металлургия» (бывший «Казахская ССР») и «Стандарты» (бывший «Молдавская ССР»), переданные сегодня образованным на месте союзных республик странам в долгосрочную, на 49 лет, аренду и реставрируемые, то есть приводимые к виду 1954 года, за их счет.

В 2014-м фальшфасады демонтировали и открыли оригинальные фасады, в основном неуничтоженные. В Департаменте культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие) это известие было встречено с восторгом, и реставраторы принялись восстанавливать помпезный сталинский стиль. Историк архитектуры Анна Броновицкая опубликовала тогда статью «От ВСХВ к ВДНХ: трансформация выставочного ансамбля в Останкино в конце 1950-х — 1960-х гг.», в которой среди прочего сказано: «20 декабря 1954 года Н.С.Хрущев произнес программную речь, радикально перевернувшую представления о том, „что такое хорошо и что такое плохо“ в советской архитектуре. Сияющий золотом и мозаиками сказочный городок со всеми своими колоннадами, куполами и шпилями […] в одночасье превратился из триумфального свидетельства богатства и разнообразия советской культуры в донельзя перегруженный „излишествами“ анахронизм. Когда развитие выставочного комплекса в Останкино возобновилось в 1959 году, это произошло уже в совершенно иных культурных и политических условиях. Павильоны, построенные на ВДНХ до конца 1960-х годов, не просто воплотили в себе новый, модернистский этап развития советской архитектуры, они создавались в условиях прямого диалога с Западом и были важным каналом внедрения новой эстетики и строительных приемов в отечественную практику».

Павильон № 58 «Земледелие» («Украинская ССР»). 1954. Фото: ОАО «ВДНХ»

Мы говорим об эталонной Выставке достижений народного хозяйства 1954 года, когда была построена большая часть павильонов, но заработало все лишь в 1959-м, когда мода окончательно изменилась. Прежде всего за рубежом, но и у нас тоже — а ведь все версии ВДНХ начиная с 1939 года строились в ответ на западные аналоги. После прозрачного модернистского павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958-м, после легкого купола Ричарда Бакминстера Фуллера на Американской выставке в «Сокольниках» в 1959-м понятно было, что рог изобилия, извергающий золото и лепнину, безнадежно устарел. Пожалуй, оттепель — единственный период, когда ВДНХ пыталась соответствовать заявленной цели — быть выставкой достижений науки и техники. Устранение модернистских элементов можно считать, таким образом, окончательным прощанием с оттепелью. 

Главный павильон со скульптурой «Тракторист и колхозница». 1939. Не сохранился. Фото: Архив ТАСС / ОАО «ВДНХ»

Что же они скрывали? Выразительный барельеф — погонщик со стадом — на казахском павильоне (там еще воссоздан стеклянный купол), рвущую глаз ярко-синюю майолику с красными звездами — на азербайджанском. Все это тот самый безудержный «сон пьяного кондитера», которым, по легенде, обозвал ВДНХ Федерико Феллини, когда его туда привезли. В самом плохом состоянии из открытых исторических фасадов оказалось «лицо» бывшего «Поволжья». Там сохранился витраж, но барельефы были в основном уничтожены после развенчания культа личности (Сталин фигурировал в них не единожды). Теперь фасад реставрируют, и сегодня Броновицкая задается резонным вопросом: восстановят ли их?

Показательна история с реставрацией Центрального (или Главного) павильона, одного из первых, отреставрированных снаружи. «Памятник Ленину, стоящий сейчас перед Центральным павильоном, долго стоял внутри его — в Купольном зале, под звездой», — говорит советник руководителя Мосгорнаследия Юлия Логинова. И добавляет: «До апреля 2014 года именно здесь находился музей телепрограммы „Поле чудес“». 

Евгений Вучетич. «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!». Горельеф. 1954. Фото: ОАО «ВДНХ»

В этих стенах в 2015 году прошла VI Московская биеннале современного искусства, и обнаруженный незадолго до того горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» стоял тогда за стеклом с отвалившимися головами (в сравнительно небольшом рельефе, при 62-сантиметровой его глубине, скульптор ухитрился изобразить около полутора тысяч персонажей). На биеннале этот заключенный в раму гипс казался очень уместным произведением современного искусства. Потом головы приставили на место, затонировали под бронзу, и — вуаля! — памятник как живой.

В том же павильоне обнаружили еще одну крупную работу — живописное панно Александра Герасимова с изображением II Съезда колхозников и ударников 1937 года. Сюжет — Сталин выступает перед делегатами съезда. «Провисело панно не более десяти лет и, к счастью, не было уничтожено, — поясняет Логинова. — Его намотали на вал и убрали в подвал». К счастью, видимо, для Мосгорнаследия. Теперь панно более 12 м в длину и около 10 м в высоту отреставрируют, восстановят раму и, возможно, повесят на место. И его герой легитимно вернется на ВДНХ.

Это только один, хотя и принципиальный сюжет происходящей с ВДНХ трансформации. Важно, что многие павильоны уже поменяли или вот-вот поменяют свою функцию: в них планируется разместить музеи, часто никак исторически с ними не связанные.

Букет музеев

Павильон № 44 «Кролиководство». 1954. Фото: Николай Акимов / ТАСС

37 павильонов и 17 фонтанов на территории ВДНХ запланировано отреставрировать в 2017–2018 годах. Качество реставрации часто вызывает вопросы, но процесс не завершен, и обсуждать его пока трудно. При этом можно говорить о новом наполнении тех павильонов, которые не отданы бывшим союзным республикам. Например, филиал Государственного музея искусства народов Востока в павильоне № 13 — прелестном, поражающем деликатным сочетанием синей центральной части (еще 1939 года) и розовых боковых, отделанных минералами из Армении, — откроется сразу по завершении реставрации. Это будет не первый и не единственный музей на ВДНХ, всего их обещают 11.

Павильон № 14 «Азербайджан» («Вычислительная техника», «Азербайджанская ССР»). 1939. Фрагмент. Фото: ОАО «ВДНХ»

В огромном отреставрированном павильоне № 58 (бывший «Земледелие» и «Украинская ССР») в 2019 году должен открыться Музей славянской письменности. На базе павильона № 19 («Механизация и электрификация сельского хозяйства») появится музей атомной отрасли. В павильоне № 28 «Пчеловодство» уже запущен пилотный проект — Музей пчелы. Бывший павильон «Узбекская ССР» (он же в прошлом «Культура») теперь выставочный зал РОСИЗО. А экс-«Поволжье», где недавно прошла выставка, посвященная истории мировой анимации, музеем не станет: здание передано Олимпийскому комитету.

Фонтан «Дружба народов». Фрагмент. Фото: ОАО «ВДНХ»

Музей кино уже год функционирует в запрудной зоне в павильоне № 36 (бывший «Водное хозяйство»). Близость к ВГИКу и Киностудии им. М.Горького все же не оправдывает такую удаленность важного музея, открытого в стране впервые. Все это следствие давней борьбы за наследие Музея кино, выкидывания его фондов последовательно из Киноцентра на Красной Пресне и с «Мосфильма». В Музей кино вывезли и содержимое мемориального кабинета Сергея Эйзенштейна — хотя в распоряжении Союза кинематографистов РФ есть собственная квартира режиссера.

Политехнический музей останется, возможно, в павильоне № 26 и после завершения реставрации исторического здания на Лубянке. Некоторые экспонаты, составляющие экспозицию соседнего музея «Космонавтика и авиация» (павильон № 32–34 «Космос»), тоже оттуда.

Павильон № 18 «Республика Беларусь». 1954. Фото: ОАО «ВДНХ»

Процесс адаптации павильонов к музейным функциям не всегда идет гладко. Заново «Космос» открылся в апреле, но мы не увидели там ожидаемых интерьеров и экспозиции, разработанных бюро «Архитекторы Асс». «Заказчик, мягко говоря, нас „отодвинул“ на стадии рабочего проекта и сделал все так, как ему было удобно и выгодно. В итоге, как это ни было тяжело, мне пришлось официально отказаться от авторства на завершенный объект», — написал у себя на странице в Facebook Евгений Асс. Концепция, по которой павильон, состоящий из купольного зала и эллинга, напоминал бы состыкованные космические аппараты, а интерьеры вызывали бы ассоциации с внутренней частью корабля, где подсветка должна была имитировать движение солнечного света внутри статичного объекта, выставочные модули — эллиптические галактики, а на экран-мембрану у главного входа проецировалось бы изображение спиралевидной галактики, видимое и снаружи здания, осталась в мечтах и на бумаге. 

Сейчас пространство «Космоса» так напичкано макетами и моделями космических аппаратов, двигателей, скафандров, что уже на десятой минуте просмотра посетитель устает от однообразной подачи. Да, там есть симуляторы, позволяющие представить себя за штурвалом космического корабля, и раздел, представляющий технику будущего, но образа музея будущего нет.

От ремесел до прудов

Павильон № 13 «Здравоохранение» («Армянская ССР»). Фрагмент решетки. 1939. Фото: ОАО «ВДНХ»

Неизменной останется вписанная в реестр объектов культурного наследия объемно-планировочная структура выставки: площади и аллеи, даже дорожки, их протяженность и направление. В основе этой структуры лежит план первой ВСХВ, нарисованный еще в 1935 году Олтаржевским. Изменятся, и кардинально, зонирование и функции комплекса. «Когда закончат [реставрацию и реконструкцию], это будет самая большая площадка для образовательных и развлекательных программ в мире, потому что уже решено присоединить к ВДНХ Останкинский парк и Ботанический сад», — заявил в феврале 2018 года мэр столицы Сергей Собянин.

Вот как это будет выглядеть. Слева от парадной части, сконцентрированной вокруг Центральной аллеи (61,6 га), появится тематический парк аттракционов (35 га) и 140-метровое колесо обозрения. Патологическая советская гигантомания, которую вполне олицетворяет собой ВДНХ, снова оказалась к месту и ко времени — новое колесо будет в разы выше 65-метрового старого, и его высота на 5 м будет превышать верхнюю отметку лондонского аттракциона «Око». 

Москва. ВДНХ. У павильона «Космос». 1969 г. Фото: Архив ТАСС / ОАО «ВДНХ»

Справа от центральной зоны, на участке в 20 га, начинающемся за «Рабочим и колхозницей», устроят «ВДНХ Экспо», где будут проводить до сотни разного рода выставок в год. Главный объект этой зоны — современный павильон № 75, в котором и сейчас проходят выставки и публичные мероприятия. Например, в мае там состоялся фестиваль «Интермузей».

Дальше, в глубине, обещают открыть «Парк знаний» (19 га), где школьникам предложат разнообразные возможности профориентации и знакомства с перспективными профессиями, и «Парк ремесел» (18,3 га), где будут сосредоточены десятки ремесленных мастерских. С одной стороны к парку «Останкино» (82 га), а с другой — к Ботаническому саду будет примыкать Ландшафтный парк (87 га), разбитый по последней моде (вспомним парк «Зарядье») на пять климатических зон. 

Павильон № 27 «Физкультура и спорт». 1940. Фрагмент. Фото: Евгений Разумный / ТАСС

В Мичуринском саду, расположенном в Ландшафтном парке вдоль Большой прогулочной аллеи, обещают восстановить больше тысячи погибших плодовых деревьев, а в «Останкине», уже пережившем благоустройство, чистят — впервые! — пруды, сооруженные в 1803 году Робертом Маннерсом, главным смотрителем парка в усадьбе Шереметевых.
Из наиболее любопытного в этой природной экспозиции следует упомянуть ландшафтный аттракцион «Экосистемы», представляющий собой, согласно сайту ВДНХ, «инновационный формат ботанического сада, в виде четырех экосистем по географическому принципу», что бы это ни значило, и «Природу развлечений» в запрудной зоне, крайне мало посещаемой. Теперь там появятся пляж и зеленый лабиринт в виде шахматной доски вроде тех, какими украшали свои поместья французские аристократы.

Нынешний парк придумал тоже француз, архитектор Мишель Пена, спроектировавший много выдающихся объектов, в том числе Атлантический сад на крыше вокзала Монпарнас. Он автор концепции Ландшафтного парка. «Я взглянул на ВДНХ как на целую страну и понял, что главной задачей должно стать объединение всей территории в единое пространство: соединение Центральной аллеи и всех периферийных активностей», — приводит слова архитектора сайт ВДНХ. Посмотрим, как концепция будет реализована. На фоне глобального, не всегда оправданного переустройства ВДНХ природные объекты вызывают меньше всего вопросов. Во всяком случае, пока. 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theartnewspaper.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • theartnewspaper
          • домен theartnewspaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции