html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Васильева против Кудрина-Кузьминова: в чём сходства и различия двух подходов к образованию

мнение
Александр Адамский — о том, почему изменить систему образования в России почти невозможно (как минимум сейчас)
Время чтения: 3 мин

Высшая школа экономики (в том числе ректор Ярослав Кузьминов) и Центр стратегических разработок (под руководством Алексея Кудрина) недавно опубликовали доклад, который называют проектом реформы образования. О том, что значит этот доклад и какой у него минус — рассуждает руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Рассылка «Мела»
Неверный формат e-mail
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Опубликованный доклад состоит из 12 решений, которые, по задумке, должны изменить российское образование. Авторы доклада считают, что в первую очередь нужно увеличить расходы на образование (об этом бывший министр финансов Алексей Кудрин и раньше говорил). И направить их на раннее развитие детей от нуля до трёх лет, поддержку одарённых детей и олимпиадников, строительства 40 учебных центров (как «Сириус» в Сочи), ремонт школ, цифровизацию учебных материалов и развитие колледжей. Подробнее обо всех 12 проектах из доклада можно прочитать здесь.


Выход долгожданного доклада кудринской команды экспертов не принёс неожиданных решений. Но при этом обострил противоречия между двумя подходами в российской образовательной политике.

Официально доклад называется «12 решений для нового образования», в рубрике «Человеческий капитал». В распространённом пресс-релизе сказано, что доклад подготовлен рабочей группой в рамках обсуждения стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года и входит в серию докладов Центра стратегических разработок по разным направлениям развития страны.

Основной идеей не только доклада, но и предлагаемой стратегии развития образования на следующий президентский срок, называют инвестиции (а не расходы) в образование — в качестве инструмента экономического роста. С претензией, что только если резко увеличить инвестиции в образование, можно достичь темпов развития экономики выше мировых.

Общий объём инвестиций, по расчётам Высшей школы экономики, — 4,5 триллиона за шесть лет, то есть это значит рост дополнительного финансирования до 0,8% ВВП в год. Объём средств кажется гигантским, но если рассматривать расходы на одного школьника, то прирост примерно по 6 тысяч рублей в год.

При этом то, куда планируют направить деньги, можно сказать противоположно образовательной политике, которую старается проводить нынешнее министерство образования.


В чём противоречия между министром Васильевой и проектом Кудрина-Кузьминова

Васильева: нужно укреплять единое образовательное пространство через контроль содержания образования (учебного материала), детализировать описание результатов образования, включить в стандарт планирование материала по годам, закрепить детальную структуру материалов (например, список произведений русской литературы). Результат — крепкие знания по предметам. Для всего этого нужно изменить действующие образовательные стандарты.

Кудрин-Кузьминов: достижения в формальных показателях качества образования слабо отражаются на экономических показателях. Потому что формальные знания по предметам слабо влияют на самореализацию человека. Вводится понятие «Новая грамотность» — базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях и всё это в меняющихся социально-экономических условиях. Сюда входят финансовая, правовая, технологическая, медицинская, экологическая грамотность. Развитие социальных, метапредметных навыков, повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.

Различия очевидны.


В чём сходятся позиции действующего министра и авторов доклада

Обе стороны признают:

1. Сильное недофинансирование системы образования. Есть разные варианты расчётов. Я бы сказал, что дефицит средств в системе образования — около 30%.

2. Система образования разбалансирована, фактически не работают институты финансирования, системы оплаты труда, нужно совершенствовать систему оценки результатов, в частности ЕГЭ.

3. Важность цифровизации школьного образования и поддержки одарённых детей.

4. Необходимо развивать негосударственный сектор, правда механизмы министр и авторы доклады видят по-разному.

5. Необходимость инвестиционного характера финансирования, правда механизмы инвестирования обе стороны пока не представили публично.


Решения кудринские эксперты представили в формате набора проектов.

Для меня главный из этих 12 проектов — третий, приведу его конспект.

Проект № 3 «Современная материальная инфраструктура образования». Без современной инфраструктуры невозможно увеличить охват образования и даже обновить его содержание и технологии. Реализация этого проекта состоит из пяти шагов:

  1. Подключение всех школ к высокоскоростному интернету (скорость 100 МБит/сек в 2020 году и 1 ГБит/сек в 2023 году) и формирование цифровой инфраструктуры школ.
  2. Создание современной образовательной среды — с помощью дизайна, современного оборудования и мебели.
  3. Дополнительные 70 тысяч мест для детей ясельного возраста.
  4. Строительство двух тысяч новых школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и капитальный ремонт пяти тысяч школ, в которых нет минимально необходимых условий для обучения.
  5. Модернизация образовательной инфраструктуры в сёлах за счет создания интегрированных культурно-образовательно-спортивных организаций, замена или ремонт не меньше 12 500 школьных автобусов.

Четвёртый пункт — основной. Если в ближайшие годы не построить тысячи школы, система начнёт разрушаться из-за ветхости, будут гибнуть дети.

Но на такую стройку у государства денег нет. Единственный выход — предлагать инвесторам вложить деньги в школьную инфраструктуру, объединить «стройку и цифру», выстроить механизмы возврата инвестиций в разумные сроки.

Это, на мой взгляд, возможно, если выполнить два условия.

Во-первых, должно заработать нормативно-подушевое финансирование, чтобы инвесторы видели, что финансовое обеспечение образования гарантировано государством и всё прозрачно. Во-вторых, школы должны быть самостоятельными и стать государственными.

Самостоятельность школ — это вообще необходимое условие реализации любых изменений в образовании, это аксиома образовательной политики.

А вот огосударствление школ — особая задача. Потому что специфика экономики и бюджетирования страны такая, что, к огромному сожалению, муниципальный уровень управления школой стал не просто неэффективным, а в большинстве случаев (кроме больших самодостаточных городов) он как раз препятствует качественному образованию. Поэтому перевод учредительства школ и детских садов на уровень региона — это необходимое условие не только для нормальной работы всех институтов, но и для прихода инвесторов. Они не будут договариваться с каждым муниципалитетом, им нужны крупные государственные представители.

Все 12 проектов-направлений — довольно целостная карта изменений. У меня нет вопросов к этим ориентирам развития образования.

У меня вопросы к реализации.

  • Какие механизмы выберет руководство страны: будут использовать государственные деньги для привлечения инвесторов? Или тупо расходовать проценты ВВП через ведомственные неэффективные механизмы закапывания этих денег в нелепых формальных показателях?
  • Возможно ли разделение функций — чтобы ведомство управляло самим процессом образования, а механизмами развития, в том числе финансовыми, занимались специально созданные проектные офисы?

Почему это важно? Потому что в нынешних условиях разбалансированной, забюрокраченной, ориентированной на фантомные показатели системе образования ни один федеральный проект, даже очень правильный, не может быть реализован.

Я в этом уверен.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с mel.fm

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • mel_education
          • егэ
          • домен mel.fm

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции