html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Вадим Рутковский: «Не дадим нас бить в лицо сапогом»: 10 фильмов о рабочей солидарности

Кадр из фильма «Стачка»

1. «Стачка» Сергея Эйзенштейна, 1925

На дореволюционном заводе все было спокойно, и даже за титром «Бузят ребята» не крылись события, всерьез угрожающие хозяевам-капиталистам, пока администрация не довела до самоубийства рабочего, ложно обвинив его в краже микрометра. Этот инцидент и повлек стачку, жестоко подавленную жандармами и казаками. Отреставрированную версию дебюта Эйзенштейна открывает цитата из Ленина: «Сила рабочего класса — организация...» Рискнем предположить, что великий кинематографический бунтарь и формалист-экспериментатор ориентировался не на Ленина: его манила и гипнотизировала взрывная волна плотской человеческой стихии. Так или иначе, в признании величия этого фильма были едины и Коммунистическая партия Советского Союза, и ее заклятые идеологические враги — буржуазные эстеты западного мира. Значимость фильма не умаляется, независимо от того, какое тысячелетье на дворе. И в постиндустриальную эпоху «Стачка» остается кинематографическим абсолютом — спасибо рабочему классу за то, что вдохновил Сергея Михайловича. Посмотреть фильм можно здесь.

Кадр из фильма «Гордость»

2. «Гордость» Мэтью Уорхуса, 2014

В годы правления «железной леди» Маргарет Тэтчер пролетариату Великобритании приходилось несладко; шахтерская забастовка 1984–1985 годов — одно из ключевых событий в истории рабочего движения. Известно, что на встрече с Тэтчер Михаил Горбачев публично отрицал финансовую поддержку Национального союза горняков Советским Союзом. Менее известен тот факт, что финансовую, гуманитарную и пиар-поддержку в виде благотворительного концерта угольщикам Уэльса оказало лондонское гей- и лесби-комьюнити. Об этом неожиданном союзе и рассказывает задушевная и в высшей степени гуманистическая комедия «Гордость», содержание которой можно было бы счесть утопической выдумкой, если бы оно не было основано на реальных событиях.

Кадр из фильма «Премия»
3. «Премия» Сергея Микаэляна, 1974

Вот драма о странном примере рабочей солидарности: бригада Василия Потапова (Евгений Леонов) единодушно отказывается от премии, выданной за перевыполнение годового плана всем сотрудникам треста. За непостижимым умом поступком — желание привлечь внимание к нездоровой обстановке, дурной организации труда, вынести проблемы планового хозяйства на заседание парткома. Снятый буквально в четырех стенах фильм до сих пор смотрится как триллер — можно убедиться прямо сейчас.

Кадр из фильма «Человек из железа»
4. «Человек из железа» Анджея Вайды, 1981

Остроактуальная — и высокохудожественная — хроника «Солидарности», польского объединения независимых профсоюзов, родившегося на гданьской судоверфи им. Ленина в 1980 году. Фильм Вайды — вольное продолжение «Человека из мрамора»: главный герой — Мачей Томчик, сын Матеуша Биркута, протагониста первой части дилогии (в обоих фильмах главную роль играет Ежи Радзивиллович). Благородная политическая агитка отхватила «Золотую пальмовую ветвь» Канна и успела прогреметь на родине — до запрета «Солидарности» и введения военного положения. В эпизодах можно увидеть настоящего Леха Валенсу — ему Вайда посвятит отдельный биографический фильм «Человек из надежды» в 2013 году.

Кадр из фильма «Рабочий класс идет в рай»
5. «Рабочий класс идет в рай» Элио Петри, 1972

Еще один победитель Каннского фестиваля, всегда неравнодушного к социальной остроте. Правда, Петри далек от апологизации пролетариев своей страны, не готовых объединяться без правильной агитации (осуществляемой, как правило, умниками-белоручками). И главный герой в исполнении Джана Мария Волонте — совсем не плакатный рубака из коммунистической пропаганды, а фирменный трагифарсовый персонаж комедии по-итальянски, и фильм соткан из парадоксов и гротеска; целиком и с русским закадровым переводом доступен на YouTube.

Кадр из фильма «За Маркса...»
6. «За Маркса...» Светланы Басковой, 2012

Еще один жестокий фарс, снятый единственным российским режиссером наших дней, обладающим вкусом к прямому политическому высказыванию. Два постоянных актера-соавтора Басковой — Сергей Пахомов (радикальный стендапер и художник, ныне признанный народом как оккультная звезда «Битвы экстрасенсов») и Владимир Епифанцев (другой радикал и маргинал, успешно заигрывающий с мейнстримом) — примеряют маски бригадира литейного цеха и гнусного владельца завода. Чего в фильме больше: сарказма или боли, решайте сами; «За Маркса...» можно посмотреть здесь.

Кадр из фильма «ХХ век»
7. «ХХ век» Бернардо Бертолуччи, 1976

В потрясающем витальном эпосе Бертолуччи забастовочному движению отдана лишь одна из линий, оно — часть мозаики, наравне с семейной хроникой, сексуальными эскападами, пасторальными эпизодами и историей фашизма. Но не упомянуть этот фильм, где эрос неотделим от красных знамен, невозможно.

Кадр из фильма «Кулак»
8. «Кулак» Нормана Джуисона, 1978

Американский вклад в развитие темы — ода профсоюзному движению 1930-х (название «Кулак», FIST — аббревиатура от Federation of Inter-State Truckers, проще говоря, Федерации дальнобойщиков), с Сильвеcтром Сталлоне в роли лидера Джонни Ковака. Не откажу себе в удовольствии процитировать статью Игоря Кокарева из журнала «Коммунист» за 1981 год: «В профсоюзе водителей грузовиков борьбу возглавляет новичок с боевым характером и тяжелыми кулаками. Он поднимает рабочих на забастовки, ввязывается в схватку со штрейкбрехерами, грудью идет под пули наемной охраны хозяев. И когда не остается никаких других средств, он решается противопоставить вооруженным наемникам предпринимателей мафию, давно набивавшуюся в друзья к водителям грузовиков с целью использования их транспорта для перевозки контрабанды. Сила ломит силу, и за стол переговоров со сразу подобревшими хозяевами руководитель местного отделения профсоюза Джон Ковак садится с гордо поднятой головой победителя. Эта часть фильма пронизана сочувствием к лишенным прав рабочим, симпатии режиссера явно на их стороне. Но проходят десятилетия. За спиной Ковака — годы профсоюзной деятельности, над его уже порядком поседевшей головой — выразительная эмблема руки, сжатой в кулак, с многозначительной аббревиатурой — ФИСТ. Такая же эмблема над входом в огромный небоскреб, где теперь разместилась общенациональная федерация профсоюза, символически расположенный напротив такого же солидного многоэтажного здания корпорации. Сам Ковак, пробившийся, как мы видим, шантажом и подкупом к креслу председателя федерации, выглядит уже типичным боссом с замашками опытного политикана... Мысль Джуисона в этой части фильма достаточно ясна. Усиление и укрепление профсоюза является ответом на усиление и укрупнение капитала. Как бы по законам физики: сила действия рождает такое же противодействие. И по своей бюрократической структуре, и по борьбе за власть внутри организации, и по процветанию коррупции обе противостоящие стороны ничем не отличаются друг от друга. Своих симпатий режиссер не отдает ни тем, ни другим. Его стремление к объективности искренне, но в рамках буржуазного мировоззрения, без понимания истинных интересов рабочего класса, психологии рабочего активиста, причин перерождения рабочего лидера в профсоюзного бюрократа оно привело режиссера к двусмысленности его авторской позиции. Джуисон утверждал, что сделал “прорабочий” фильм. Но дело в том, что в общественной жизни действуют законы посложней ньютоновских. И трактовка классового конфликта в духе элементарной физики игнорирует особенности участвующих в конфликте общественных сил, диалектику классовой борьбы. Джуисон закончил фильм сенатским расследованием связей федерации с мафией, в ходе которого самого Ковака убирают со сцены руками гангстеров. (...) Острых тем в США становится все больше, и в их художественной разработке в дальнейшем все острей и острей будет ощущаться поляризация демократических и реакционных буржуазных тенденций. Истинным художникам кинематографа все трудней будет удерживаться на промежуточных позициях “объективизма”, критиковать пороки системы, оставаясь ее защитником, наблюдать борьбу и быть в стороне от ее страстей, угождать всем, заботясь о коммерческом успехе. Кино, превратившись в одну из главных отраслей индустрии духовного воздействия, стало важным оружием идеологической борьбы. В каких бы жанрах ни работали его творцы, какие бы легкие или, наоборот, сложные фильмы ни создавали, они стоят перед неизбежностью выбора: служить прогрессу и демократии или капиталу и реакции. Третьего не дано».

Кадр из фильма «Норма Рэй»
9. «Норма Рэй» Мартина Ритта, 1979

Вспоминая заокеанскую классику, не обойтись без этой картины с потрясающей Салли Филд (премия Каннского фестиваля и «Оскар») в заглавной роли — простой американской бабы, вкалывавшей за гроши на текстильной фабрике до встречи с профсоюзным активистом Рубеном Варшавски, открывшим ей глаза на капиталистический произвол.

Кадр из фильма «Путь»
10. «Путь» Чэнь Цзянь-джена, 2006

Мимо международного рабочего движения не прошло и современное искусство. Этот 17-минутный опус, созданный для Ливерпульской биеннале, изумительно синтезирует концепт и живые эмоции. История фильма начинается в 1995 году, когда забастовку объявили 400 ливерпульских докеров — в ответ на приватизацию доков, повлекшую увольнение 20 портовых рабочих. Пик стачки пришелся на сентябрь 1997-го: англичан поддержали коллеги из США, Канады и Японии, присоединившиеся к бойкоту судна «Нептун Джейд» — оно странствовало по миру неразгруженным, пока не добралось до Тайваня, где вместе со всем грузом было тайно продано с аукциона. В тот же год портовые рабочие Тайваня начали свои протесты против приватизации, но, будучи изолированными от пролетариев других стран, потерпели фиаско. Символическим реваншем стала акция художника из Тайбэя Чэнь Цзянь-джена: 17 августа 2006-го он вместе с докерами устроил тайный пикет на территории порта Гаосюн, второго по величине города Тайваня. Историю нельзя переписать, но служить прогрессу и демократии можно разными способами.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snob.ru

7

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snob.ru
          • домен snob.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции