html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

В зоне турбулентности: как пользователи разочаровались в «Uber для бизнес-джетов»

Какие проблемы испытывает стартап выходца из России JetSmarter.

Издание The Verge рассказало о проблемах стартапа JetSmarter, основанного выходцем из России Сергеем Петроссовым, а также об угрозах компании в адрес собственных клиентов и журналистов.

Основатель JetSmarter Сергей Петроссов

Петроссов основал свою компанию в 2012 году, и за четыре года существования успел привлечь инвестиции на общую сумму более $150 млн и заслужить репутацию «Uber для частных самолётов». JetSmarter предлагает совместное использование частных бизнес-джетов, которые часто летают пустыми.

После раунда инвестиций в декабре 2016 года JetSmarter получила оценку в $1,5 млрд. Инвесторами стартапа тогда стали королевская семья Саудовской Аравии и рэпер JayZ, которые вложили в него в совокупности около $105 млн.

Большую популярность JetSmarter заслужил у звёзд шоу-бизнеса и политиков, которые стали главными пользователями сервиса. Например, Ким Кардашьян заявляла, что просто «одержима» сервисом JetSmarter, а бывший директор Министерства внутренней безопасности США Том Ридж вошел в совет директоров компании. Губернатор штата Флорида Рик Скотт лично присутствовал на открытии её офиса в курортном городе Форт-Лодердейл.

В последнее время у стартапа всё больше проблем с репутацией и бизнесом.

Успешная бизнес-модель

Индустрия частных авиационных перевозок привлекает предпринимателей и инвесторов. «Это по-настоящему притягательный рынок, потому что на нём так много ресурсов расходуется впустую», — рассуждает инвестор Билл Гёрли (он известен, в частности, своими инвестициями в Uber и входит в совет директоров компании — прим.ред.).

«Рынок даёт огромные возможности для любого стартапа», — добавляет Гёрли. Большинство частных самолетов летают только 200-300 часов в год, тогда как самолеты коммерческих авиалиний могут выполнять рейсов продолжительность более 2 тысяч часов ежегодно.

Как замечает Клайв Джексон, основатель и руководитель компании Victor, специализирующейся на чартерных перевозках, «значительная доля частных джетов в воздухе летают совершенно пустыми». Если самолёт арендован на рейс Нью-Йорк — Майами, то чаще всего ему придётся уже пустым возвращаться на базу или на следующий заказ.

В индустрии эти «порожние» полёты называют empty-legs, несмотря на отсутствие пассажиров они по-прежнему требуют огромных расходов: на топливо, экипаж, обслуживание самолетов.

На использовании этих свободных рейсов изначально и построил свой бизнес JetSmarter. Компания была создана в 2012 году. «Наша цель — сделать частную авиацию доступной для масс», — объяснял в интервью изданию Haute Living руководитель JetSmarter Сергей Петроссов. Под «массами» он понимал тех, кому бизнес-класса уже мало, но для кого собственный Gulfstream — всё ещё непозволительная роскошь.

Компания строила маркетинговую политику на обещании летать на одних самолетах со звёздами и предпринимателями. Например, объектами привлечения клиентов были супермодели Ирина Шейк и Шанель Иман, а также десяток спортсменов и олигархов. СМИ называли JetSmarter не иначе как «Uber для частных джетов».

Клиенты платили JetSmarter членский взнос — первоначально он составлял около $5 тысяч. Взамен они получали доступ к информации об empty-legs рейсах, бронировали интересующий их рейс и покрывали оператору чартерных рейсов его издержки на порожние перелёты.

Эти рейсы были выгодной сделкой, но малопритягательной для большинства клиентов. Это должен быть человек, готовый купить билет в один конец без чёткого понимания, как и когда он сможет вернуться. У самого JetSmarter практически не было контроля за расписанием полётов, и поэтому если владелец самолёта решил лишний денёк поиграть в гольф и отложить рейс, клиент компании также был вынужден улететь на день позже.

По этой причине в начале 2015 года компания стала создавать собственные рейсы, чтобы сделать предложение более надежным. JetSmarter запустила перелёты между наиболее востребованными городами — Нью-Йорком, Лос-Анджелесом и Майами, на которых клиенты, оплатившие членский взнос, могли бесплатно забронировать место.

Также они могли самостоятельно «придумать» рейс на определенную дату и время, но услуга обходилась в небольшую сумму. Остальные клиенты JetSmarter видели этот рейс в системе и могли присоединиться к нему уже бесплатно.

Многим клиентам новая опция пришлась по вкусу. Предприниматель Стивен Бадкер рассказывает изданию, что он летает до 100 раз в год, и получить всего за $450 перелёт на комфортабельном частном самолёте более чем выгодно. Кроме того, пассажир частного джета избавлен от обязанности проходить предполётный досмотр с обычными людьми.

«У меня было ощущение, что я веду дела с мафией»

Пока компания наращивала свою медийную славу, её клиенты испытывали все больше давления. Начиная с 2016 года бонусы и стоимость самого членства начали стремительно меняться. Например, из клиентского пакета пропала доставка в аэропорт на вертолёте. Обеды на борту, которые раньше были бесплатными, стали стоить сотни долларов, а за перелёты во время праздников пришлось доплачивать.

Кроме того, если раньше клиент мог зарезервировать целый самолет только для себя, то теперь за «одиночный» полёт ввели доплату. «Как говорит моя супруга: если я вынужден с кем-то делить самолёт, значит, он уже не такой уж и частный?», — отмечает один из пользователей JetSmarter в разговоре с The Verge.

У клиентов стартапа была общая группа в WhatsApp, где они общались и договаривались о перелётах, но в какой-то момент она превратилась в книгу жалоб, отмечает The Verge. «Мы, конечно, понимаем, что получаем прекрасный сервис и что компании нужно расти, но постоянно менять пакет услуг, за который мы уже заплатили, просто нечестно», — писал один из клиентов, который по-прежнему пользуется JetSmarter. Другой добавляет: «Если я снова оплачу членство, где гарантии, что я получу то, за что заплатил? Просто дикость какая-то».

Многие предположили, что ухудшившееся отношение к клиентам — следствие более серьёзных проблем с бизнесом JetSmarter. Клиенты стали называть стартап «схемой Понци» (финансовая пирамида, «МММ» Сергея Мавроди — классический пример такого мошенничества — прим. ред.). «Только вместо денег я получаю полёты», — написал один из клиентов в чате в WhatsApp.

Если в случае с любой другой компанией странное отношение к клиентам и тем более знаменитостям уже давно стало бы публичным, то клиенты JetSmarter вынуждены были молчать, отмечает The Verge. Клиентское соглашение включало в себя пункт о нераспространении негативной информации о компании. Таким образом любой, кто негативно высказывался о компании или её сотрудниках, мог обнаружить, что его членский билет аннулирован без возврата потраченных средств.

The Verge поговорил с двумя десятками действующих и бывших клиентов компании и прочитал переписку еще около двадцати клиентов. Некоторые из них жаловались, что компания не стала продлять с ними клиентский договор из-за публичных отзывов. Другие признались, что даже в приватных чатах в WhatsApp не рискуют высказывать своё мнение.

Один из клиентов компании сам обратился к изданию и рассказал о судебном споре, который разгорелся после того, как JetSmarter попытался поднять стоимость членской подписки. «Они давили на нас со всех сторон. У меня было ощущение, что я веду дела с мафией», — рассказал он The Verge. Изначально он был готов выступить в прессе под своим именем, но затем отказался от этой идеи: «Не хочу ввязываться в неприятности с JetSmarter, у них большие связи», — объяснил он свои опасения.

Компания пыталась надавить и на The Verge: по словам представителей издания, после демонстрации своего сервиса журналистам JetSmarter потребовал в течение пяти рабочих дней опубликовать на сайте издания позитивный репортаж. Иначе корреспондент будет оштрафован на $2 тысячи.

Репутация JetSmarter пошатнулась еще в феврале 2017 года, когда президент компании Эдвард Барски был арестован по обвинению в присвоении чужих средств. Представители JetSmarter тогда заявили, что дело связано с предшествующей работой их сотрудника и не имеет отношения к их бизнесу.

В разговоре с The Verge глава компании Петроссов и её директор по развитию бизнеса Ронн Тороссян списали все претензии к JetSmarter на быструю и агрессивную тактику компании. «Это быстрорастущая технологическая компания, которая действительно что-то меняет. Конечно, всегда есть люди, в основном, среди тех, кто к нам присоединился пару лет назад, кто не совсем вписывается [в коллектив] сегодня». Главный вызов для JetSmarter состоит в том, как объединить люксовый сервис с экономикой совместного потребления, объясняет Петроссов.

Директор по развитию бизнеса компании Ронн Тороссян до JetSmarter создал одно из самых быстрорастущих частных пиар-агентств в Нью-Йорке 5W Public Relation, про которое писало агентство Bloomberg. Среди его клиентов и крупные корпорации — Anheuser-Busch (производитель пива Bud), и некоммерческие религиозные организации, например, The American Bible Society, и знаменитые рэперы — Snoop Dogg и другие.

Частый герой скандальных публикаций в Gawker, заслуживший в СМИ репутацию «плохого парня», Тороссян ко всем жалобам клиентов JetSmarter относится с презрительным снисхождением. «Послушайте, это богатые люди, а мы — не тренажёрный зал для обывателей, где ты можешь платить $12 в месяц,— объясняет он свою позицию. — Миллионеры и богачи не могут заказать на борт еду или оплатить её уже в самолете? Бред какой-то».

Выбились из бюджета

Репутационные трудности вполне могли быть отражением нарушившейся экономической модели JetSmarter. Когда компания ввела собственные рейсы, это «драматически» поменяло её структуру расходов. В отличие от рейсов empty-legs, для собственных полётов приходилось бронировать самолёты по ценам, которые платят обычные арендаторы бизнес-джетов. Если аренда empty-legs борта стоит около $300 в час, то час полёта по полной ставке варьируется от $5 тысяч до $15 тысяч.

JetSmarter заявлял, что выполняет до 200 собственных рейсов в неделю. Если средний полёт длится 2,5 часа, то при средней ставке аренды в $10 тысяч долларов в час, программа собственных полетов обходится стартапу компании до $260 млн.

По подсчётам The Verge, это немного превышает то, что якобы зарабатывает компания. Согласно заявлениям JetSmarter, в среднем каждый клиент тратит около $29 тысяч в год, при этом к началу 2017 года у неё якобы было почти 8 тысяч клиентов. Таким образом годовая выручка могла достигать $232 млн.

Именно это могло привести к повышению стоимости членства. Если на заре создания компании за абонемент на рейсы empty-legs клиент платил около $5 тысяч в год, то с 2015 года годовая подписка на услуги JetSmarter выросла с $7 тысяч до $15 тысяч.

The Verge в своём материале напоминает, что большое количество успешных технологических компаний ещё не стали прибыльными. Сервис по вызову такси Uber благодаря вере в него инвесторов стал самым дорогим стартапом в мире. Snapchat, недавно разместивший свои акции на бирже, тоже пока может похвастаться только убытками в своей отчётности.

«Это авиационная версия Uber. Большинство этих быстрорастущих концептуальных компаний, которые финансируются за счет венчурного капитала, в действительности только и занимаются тем, что жгут наличность», — рассуждает Брэдли Стюарт, глава компании XOJet, которая продает JetSmarter «порожние» бизнес-рейсы. «Вопрос в том, как быстро им удастся стать прибыльными: через шесть месяцев или два года? Если у них получится, то они — "в игре", если нет — никто не знает, что с ними будет», — добавляет Стюарт.

Конкуренты JetSmarter рисуют более мрачные перспективы. По их словам, расходы стартапа просто абсурдно велики, и компания должна нести серьёзные убытки, оставаясь на плаву только благодаря нескольким крупным клиентам и поддержке венчурных инвесторов. Недавнее сокращение количества услуг, которые компания предоставляет клиентам за те же деньги — попытка хоть как-то сократить расходы, считают они.

«Они пытаются найти какой-то свет в конце туннеля — понять, есть ли у них где-то на горизонте прибыль, но у них это не получится», — категорично заявил The Verge основатель частного бизнес-перевозчика Airstream Jets Питер Мэстралес.

В блоге своей компании Мэстралес опубликовал несколько статей про JetSmarter, в которых доказывал, что стартап является классической финансовой пирамидой. JetSmarter, в свою очередь, пригрозила подать на него в суд за распространение порочащей репутации, если он не удалит свой пост. Однако три недели спустя никакого иска не последовало. Вместо этого, рассказывает Мэстралес, Петроссов позвонил ему лично, умоляя удалить публикацию, и с предложением о бизнес-сотрудничестве.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с vc.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • vc.ru
          • бизнес
          • стартап
          • домен vc.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции