html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

В школе надо смотреть плохое кино

Как использовать образовательный потенциал массового искусства вместо напрасного продвижения «классики».

Школьники смотрят фильмы, а не читают книги. Школьники смотрят много примитивных, глупых фильмов. И они им очень нравятся. Фильмы сомнительной ценности смотрятся потому, что кинематограф мыслится как развлечение. Очевидно, так о назначении кино рассуждают далеко не только дети.

Как исправить эту ситуацию? Можно смотреть хорошее кино в школе.

Министерство культуры выбрало такой путь, вознамерившись не только научить детей смотреть кино, но и воспитать в них при помощи кинопоказов набор положительных качеств. Это спорный воспитательный метод, но оставим его на совести составителей программы.

В 2013 году Минкульт продемонстрировал свой конструктор из 100 отечественных фильмов, рекомендованных к просмотру школьникам. Чтобы учителям не было так тяжело пускаться в неведомые миры, к фильмам позднее приложили короткие лекции. Какие-то лекции удались, какие-то — не совсем. Одна актриса сетовала на то, что современные дети и не знают вовсе, из чего делается хлеб. Но фильм Александра Довженко «Земля» исправит ситуацию.


Кадр из фильма «Земля» Александра Довженко (1930).

Источник: kinovoid.com

Реализуется ли как-то эта масштабная программа? Пока плоды ее малозаметны, однако ж медленно, но верно она должна прийти в движение. 

Список фильмов выглядит странно. «Понизовая вольница», «Пиковая дама» Протазанова… Смотреть такое кино школьнику — как разглядывать изображение окаменелого трилобита в учебнике биологии. Отдельных уникумов, может, и увлечёт. Остальные будут нетерпеливо ждать, когда эти фильмы кончатся. Это не означает, что такое кино не нужно показывать детям. Это означает, что детей нужно очень серьёзно к такому просмотру подготовить.

Если этот кинообразовательный процесс запустится в «промышленном» масштабе, то… дети будут смотреть малопонятные и оттого скучные ленты. Это повысит их «насмотренность», но не решит проблему, как не решает проблему «не-чтения» программы по литературе. Ну, не читает человек и всё тут. И смотреть он тоже будет то, что нравится ему, а не то, что, упаси Бог, покажут ему в школе, задержав на два часа.

Поможет ли лекция известного режиссера или критика перед просмотром фильма понять этот фильм? В той же мере, в какой помогает статья в учебнике литературы. Разожжёт ли интерес? Едва ли.

Составлен рекомендательный список так, словно его сдёрнули откуда-то из программы высшего учебного заведения. Профильного. Таким списком:

  • не заинтересуешь рядового ученика;
  • серьёзно осложнишь задачу преподавателю;

Но как же тогда обратить активно поглощающего сомнительную кинопродукцию зрителя к приличному кинематографу? Уж точно не Дзигой Вертовым и «Красными дьяволятами».

Идти следует не от сотворения мира, а от того, что находится на расстоянии вытянутой руки. Нужно разбирать современные, актуальные, даже плохие киноленты. Нужно узнать у учеников, что они смотрят и смотреть вместе с ними именно это. Что далеко ходить — посмотрите великий шедевр «Отряд самоубийц», он полюбился многим юным кинозрителям.


Кадр из фильма «Отряд самоубийц» (2016).

Источник: youtube.com

Такое кино — элементарное, разложить его на составляющие и объяснить, почему оно слабое, глупое, вторичное, труда не составит. Чай не «Война и Мир», такие-то киноподелки хороший преподаватель литературы должен считывать на раз-два. При таком обсуждении наверняка возникнет поколенческий спор, но зерно сомнения будет посеяно. В следующий раз ученик посмотрит на экран, недоверчиво сощурив глаза. Неубедительно? Экзекуцию придется повторить — с другим кинофильмом, благо добра этого хватает.

Нужно показывать не хорошие и сложнейшие киноленты. Нужно разбирать те, которые смотрят здесь и сейчас.

Ослабить чары ширпортреба — вот та задача, которую можно себе ставить смело. А перековать за сто фильмов ученика в гражданина, патриота, кинолюбителя и прочее, прочее — это, конечно, смело, но у вас и без кино для этого должно хватать ресурсов.

Когда мы разберёмся с тем, что реально смотрит современный школьник, тогда только и можно начинать заниматься «серьезным кино». Когда учителем будет подобрана правильная интонация, когда у ученика появится элементарный инструментарий для сравнения и обозначатся критерии оценки (а то ведь мантра про «разные вкусы» колдовски сильна).

Пока же кинематограф в сознании рядового ученика принадлежит миру развлечений. Мой старый товарищ прятался во дворе в разбитую машину, ждал, пока родители уйдут на работу, и отправлялся в кинотеатр вместо школы. Смотрел, конечно, всякую ахинею. Стал ли он сейчас разборчивым синефилом? Нет. Но какова тяга к экрану! Нужно её использовать.

Это соблазнительное экранное нечто в школе никак не объясняется. Такое впечатление, что этот феномен даже как-то пугает учителей. Дай им список Минкульта, сопроводив письмом, что это всё — про нравственность, про патриотизм, про добро, — и будут дети смотреть кино про добро, становиться добрее. Простая ведь схема.

Мы идём меж двух огней: между «нравственной» киноклассикой в школе и плохим массовым кино на улице.

Оба огня нужно использовать. Киноклассика в школе не научит любить и понимать кино. Плохое массовое кино будут продолжать смотреть. Отнять зрителя у такого кинематографа можно только актуальной аналитикой, диалогом с учеником.


Кадры из фильма ««Старше на 10 минут» (1978).

Источник: colta.ru

Ученика нужно услышать. Безусловно, нужна инициатива снизу. Один предлагает, остальные голосуют. Придётся посмотреть немало убогих клипов, растянутых каждый на два часа. Понять, за что эти клипы любимы. И нарушить гармонию.

А потом кто-нибудь ткнёт пальцем в небо, и вы будете смотреть, например, «Чужие письма». Задача педагога в такой ситуации — быть во всеоружии. Объяснить, заинтересовать, доказать, что такое кино важнее и глубже того, что смотрели ученики прежде. Но сначала играть нужно на поле ученика, а не тащить в мир советской киноклассики. Скучно ему там станет.

Кино нужно, давно уже пора смотреть в школе. Но к ученикам необходимо чутко прислушиваться, понимать их мысли, а не бумажные мысли чиновников с вечным патриотизмом и нравственностью. Нужно уметь пройти путь от подросткового примитивного кино до…

Учиться надо на простых, захватывающих лентах.

Реализуй проект «100 фильмов» в таком виде, в котором он заявлен — и это будет 10 тысяч минут тоски.

Не начинают же школьники изучение литературы с позднего Толстого или с Аристофана. С чего это они должны смотреть «Мать» Пудовкина? Что это вызовет кроме недоумения и раздражения?

Дети учатся на сказках, порой на плохих сказках. Потом, даст Бог, они эти сказки перерастают. Вот и задача кинообразования в школе — помочь детям перерасти примитивные киносказки. Но только не надо Довженко сразу подсовывать. Они до него свой путь ещё протанцуют.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с newtonew.com

13

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • newtonew
          • школа
          • домен newtonew.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции