html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

В ожидании главного // Дмитрий Ренанский задумался о будущем театральной империи Олега Табакова

Фото: Дмитрий Костюков / Коммерсантъ   |  купить фото

Дмитрий Ренанский задумался о будущем театральной империи Олега Табакова

Уход Олега Табакова спровоцировал общественную дискуссию о будущем МХТ, Школы-студии МХАТ и "Табакерки". Обозреватель "Огонька" размышляет о том, как по-разному складываются судьбы театральных империй, возглавляемых сильными лидерами

Театр — это производство: масштабное, медленное, многолюдное, дорогое, не допускающее пробуксовок и перебоев. Перспективный план любого крупного театра рассчитан как минимум на два сезона вперед, так что внезапная смена руководства почти всегда чревата травмой, несовместимой с нормальным существованием творческого организма. Однако печальный парадокс отечественной театральной жизни, что называется, налицо: к подобному стрессу российские труппы оказываются одинаково не готовы и в тех случаях, когда кадровые перемены спровоцированы трагическими обстоятельствами непреодолимой силы, и когда они возникают вполне прозаически, в рабочем порядке.

Новейшей истории отечественной сцены практически неизвестны случаи мирной, осмысленной передачи власти из рук в руки, продиктованной целесообразностью и заботой о завтрашнем дне, хотя любой театр, каким бы авторским он ни был, это все-таки общественный институт, а не частная собственность.

Иерархический уклад, к которому исторически тяготеет русская сцена, чем-то напоминает средневековую мастерскую, когда вся жизнь вращается вокруг носителя традиции, тайного знания, а даже самые талантливые из сподвижников до самых седин могут рассчитывать лишь на роль подмастерьев — так были устроены все знаковые отечественные театры: БДТ долгие годы равнялся Георгию Товстоногову, а Таганка почти полвека была синонимична Юрию Любимову.

Абсолютное большинство сегодняшних худруков или потенциальных претендентов на руководящие должности воспитывалось в эпоху абсолютизма "театров одного режиссера".

И нужно ли удивляться тому, что представляемые ими творческие программы чаще всего резюмируется формулой "после нас хоть потоп"? Лишь единицы из них понимают, что театры, созданные великими индивидуалистами, обречены уйти в историю вместе со своими основоположниками. Единственный путь к спасению — радикальная административная и художественная перепрошивка, произведенная новым лидером — внятным, жестким и обязательно несентиментальным. Впрочем, брать на себя ответственность за радикальный апгрейд не готовы и в департаментах с министерствами: театральные реформы чреваты войной с труппами, жаждущими "хранить заветы". Чем могут обернуться подобные пассеистские игры — общеизвестно: даже при внешнем успехе у публики включившиеся в них театры почти неизбежно обречены на скорую творческую смерть, горьких примеров такого рода хватает в одной только Москве.

Исключений из общего правила не так много, и наиболее впечатляющим из них в 2000-е оставался МХТ. Подчеркнуто внимательный к духу времени, Олег Табаков сознательно выстраивал репертуарную стратегию своей империи на стыке самых разных типов театра, существовавших в афише легендарной труппы на равных; не противореча друг другу, они были обращены к диаметрально противоположным целевым аудиториям. Академичнейшие трактовки русской классики уживались здесь с режиссерскими экспериментами, а старое доброе бенефицианство, театр актерской вольницы — с лабораторными поисками постановщиков-дебютантов, ежегодно десятками проходивших через горнило МХТ. Возглавив Московский художественный в 2000 году после смерти Олега Ефремова, Табаков первым делом поставил театр на очередной ремонт, закрыл добрую половину спектаклей и за несколько лет добился того, что посещаемость никогда не опускалась ниже рекордных 99 процентов. При Табакове МХТ стал одним из самых экономически успешных и финансово могущественных театров страны — с зарплатами, о которых могут мечтать артисты отнюдь не самых бедных федеральных ГБУКов (Государственное бюджетное учреждение культуры), и с обязательными стимулирующими выплатами — скажем, за рождение ребенка.

К двум сценам в Камергерском переулке (исторической и малой) стараниями Табакова в 2001 году прибавилась новая, а пару лет назад на юге Москвы началось строительство оснащенного по последнему слову техники филиала МХТ — семиэтажное здание с двумя подземными этажами возводится на пересечении Нагатинской с проспектом Андропова. Гигантский театральный мультиплекс венчают площадки "Табакерки" — носящего имя Табакова Театра-студии, долгие годы ютившегося в подвале на улице Чаплыгина, а в прошлом году получившего новую, оснащенную по последнему слову техники сцену на Сухаревской. С середины 2000-х "Табакерка" (сейчас ею руководит опытнейший директор Александр Стульнев, возглавлявший театр последние 20 лет) и МХТ были сообщающимися сосудами — многие спектакли Театра-студии, рассчитанные на большую сцену, игрались в Камергерском, а артисты, дебютировавшие в подвале на Чаплыгина, очень скоро становились резидентами Московского художественного.

Хлебосольный, но жесткий хозяин, Табаков был подлинным театральным строителем — пожалуй, единственным в новейшей истории России руководителем театра, достойным громкого звания интенданта, единолично определяющего работу сложносочиненного художественно-административного организма. Он никогда сознательно не готовил себе преемника, но, возможно, просто потому, что масштаб его педагогической деятельности в Школе-студии МХАТ (которую с 2013 года успешно возглавляет сподвижник Табакова актер Игорь Золотовицкий) и в собственной Московской театральной школе был слишком велик. Прямыми или косвенными учениками Табакова были и Владимир Машков, и Сергей Безруков, и Алексей Серебряков — наследником мог бы стать каждый из них, не говоря уже о целой плеяде молодых режиссеров, на которых у худрука МХТ был выдающийся нюх: на большую сцену он вывел Миндаугаса Карбаускиса, Евгения Писарева, Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова...

Реальную конкуренцию подопечным Табакова в последние годы способны были составить, в сущности, лишь два театра — распахнувшая окно в Европу Александринка Валерия Фокина да динамично развивающийся Театр Наций Евгения Миронова (располагающийся, кстати, в помещении мхатовского филиала на бывшей улице Москвина). Обсуждение кандидатуры возможного преемника Табакова и в околовластных, и в околотеатральных кругах продолжается не первый год, и не случайно именно фамилии Фокина и Миронова всегда звучали в них чаще всего. Между тем как бы ни сложился в конечном счете кадровый пасьянс, бесспорно одно: сегодня Московский художественный обладает потенциалом для развития в самые разные стороны — Олег Табаков оставил свое детище готовым к решительным поворотам судьбы. Вопрос лишь в том, какой выбор сделают теперь в верхах — для будущего театрального дела в России он будет во многом символичным.

Дмитрий Ренанский

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruogoniok
          • театр
          • безруков
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции