html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

В Голландии есть школа для одарённых детей. Там учат шахматам, медитации и не задают домашку

школы мира
Время чтения: 7 мин

В голландской деревне Бларикюм (пригород Амстердама) находится обычная государственная школа, в которой есть четыре необычных класса. В них учатся одарённые дети. Пока мы ждём открытия московской школы для одарённых подростков «Летово», Ирина Беляева побывала в голлландской школе и делится опытом других стран.

Рассылка «Мела»
Неверный формат e-mail
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В школе Бларик дружно уживается сразу несколько учебных организаций: во-первых, публичная школа с четырьмя особенными классами, во-вторых, детский сад, в-третьих — католическая школа. Никаких дверей между разными организациями нет — и спортивную площадку, и театральную сцену, и кафе, и парковку для велосипедов делят на всех.

В Голландии люди умеют быть разными и при этом не мешать друг другу, поэтому соседство никого не смущает, хотя, как говорит руководитель программы для одарённых детей Кайя де Хойер, если бы у них было своё здание, возможно, удалось бы увеличить количество прогулок за день. Пока у детей два перерыва — полчаса и 45 минут, в которые они могут перекусить и пойти на игровую площадку. К прогулкам здесь относятся серьёзно, ведь подвижные игры — тренировка социального и эмоционального интеллекта, а ещё умение проигрывать, владеть собой, работать в команде. Поэтому школа зовёт специальных игротехников, которые проводят перемены для детей.

В остальное время дети занимаются в одном классе. Все классы большие и очень светлые — голландцы любят окна. Ещё больше, чем окна во всю стену, удивляет отсутствие дверей. Если во время уроков ты почувствовал потребность выйти и поработать в одиночестве, ты вполне можешь, подав знак учителю, уйти в холл, а иногда и на улицу. «Все дети разные, — объясняет учитель, — кому-то важна тишина, кому-то побыть одному, а кому-то движение. У нас есть 11-летний мальчик, которому надо двигаться каждые 10-15 минут. Если мы не позволим, он станет типичным трудным ребёнком и будет мешать всем остальным. Он может выходить на пять минут во двор на площадку, когда захочет, а потом возвращаться».

Ребёнок не нарушает договоренности, потому что в этом проявляется внимательное отношение взрослого и доверие. В школе Бларик уверены, что, если ты говоришь ребёнку «я доверяю тебе», он платит в ответ тем же. Конечно, время от времени дети проверяют границы, особенно если речь идет о новых педагогах или учителях на замене. В таком случае договор об «особенном праве» просто теряет свою силу на какое-то время.

Может показаться, что это невозможно, разрешить кому-то из детей что-то особенное, ведь правила должны быть «одинаковыми для всех», как принято считать в российской школе. В Голландии утверждают, что есть основные рамки и договоренности, но все дети разные, а значит и отношения с ними должны быть разные. Как ни странно, дети принимают такие условия, потому что знают, что они сами и их желания важны для педагога. Вызывающее поведение — лишь просьба о внимании и помощи.

«Если ты пришёл провести урок математики, а никто тебя не слушает, значит, ты пришёл с плохим уроком или уже долго говоришь, или дети встревожены, — говорит фрау Хойер. Остановись и подумай, в чём ты ошибся как учитель. Если ребёнок фиксируется на потребности двигаться, какой смысл учителю фиксироваться на математике? Ученик всё равно ничего не поймёт».

Особенным детям — особенные учителя

Учителей в такую программу зовут особых, тех, кто с точки зрения руководителя, может понять и придерживаться «установки на рост»: видеть в каждом ребёнке потенциал, а не хулигана, мечтающего сорвать урок. Если педагог не готов быть гибким, меняться под детей, рассматривать их шалости и нарушение дисциплины как запрос, а не как проступок и манипуляцию, то у него не выйдет стать успешным учителем у чувствительных детей. С таким детьми легко работать, если ты можешь понять, что наушники, которые глушат резкие звуки, — это не каприз, а жизненная необходимость.

Одарённые дети часто эмоциональны и при этом не очень хорошо умеют работать со своими чувствами. Этому их тоже учат в школе: как реагировать на сложности, где искать ресурс, как справляться с собственным гневом. Перед детьми специально ставят трудные задачи, и для учителя важно не верное решение, а как именно ребёнок их решает. «Нам нужно научить детей получать удовольствие от преодоления трудностей. Когда у них что-то не получается, они расстраиваются и злятся. Стоит попробовать ещё и ещё, чтобы добиться ощущения „я сделал это!“ Это же прекрасное чувство. Но его нужно пережить не один раз, и чтобы в этот момент рядом был тот, кто тебя поддержит, а не выдаст оценку», — уверены в голландской школе.

Против фронтальной педагогики

Казалось бы, такой индивидуальный подход возможно реализовать только в малых группах. Действительно, в этих классах детей меньше, чем обычно — 22 человека (обычно в голландской школе 30-35 человек в классе). Но 22 это не пять и не десять. Чтобы учитель мог пообщаться с каждым лично и чтобы дети работали в комфортном для них темпе, в школе решили свести к минимуму фронтальную педагогику: когда учитель рассказывает, а все слушают и выполняют одновременно одно и то же задание.

Даже у взрослых концентрация теряется через 10-15 минут, так зачем требовать от детей слушать педагога полчаса?

В Бларике есть два дня в неделю (понедельник и четверг), когда учитель рассказывает новую тему (не дольше 15 минут). Всё остальное время дети работают над своими заданиями — по одиночке, в группах, парами, — а учитель ходит по классу и подходит к тем, кому это нужно. Есть специальная система знаков, чтобы попросить учителя подойти. Причём в одном классе одновременно дети могут заниматься совершенно разными вещами: кто-то пишет, кто-то делает макет, кто-то рисует, кто-то читает. Основной вид работ — проекты. Идеи проектов предлагают дети сами исходя из тем, которые проходят в школе или которые обсуждаются в обществе.

Как тут измеряют «одарённость» (и отбирают детей)

Вопрос в том, как определяют степень одарённости ребёнка и если это особенные классы, то в чём их специализация. Для того, чтобы попасть в такой класс, ребёнок должен пройти два этапа: тест на интеллектуальные способности плюс развернутое интервью с руководителем программы, на которых выявляются психологические особенности ученика. В чём именно одарён каждый из детей, тут не выясняют, потому что «все они — таланты, каждый в своей области, важно просто дать им шанс узнать себя лучше». А специализация начнётся позже.

Программа и оценки

Общеобразовательная школьная программа есть в каждой школе. Так как дети, которые учатся по специальным программам, способные, то программу удаётся пройти за первые четыре-пять месяцев в году, а остальное время посвятить проектной деятельности, отталкиваясь от интересов детей.

Оценки тут тоже есть, к сожалению, совсем отказаться от них невозможно. Но можно ставить их гораздо реже, и предлагать детям для выражения разные ситуации.

Например, тестирование проходит и открыто, и завуалированно, просто в рамках рутинной учёбы. «Мы предлагаем детям тестовые задания в обычные дни, не говоря об этом, а потом смотрим, отличаются ли результаты от тех, что они показывают нам на официальных тестах. А если да, то думаем почему: помогает или мешает этому ребёнку ситуация экзамена? И как научить его справляться с ней».

Оценки в Бларике заменили на цвета, то есть у них нет тройки, четверки и пятерки, а есть палитра от красного к зелёному. «И это работает иначе?» -удивляюсь я. — «Ну, конечно, дети в состоянии соотнести цифру и цвет, — отвечает Кайя де Хойер. — Это лишний раз напоминает учителю, что оценка не инструмент для управления детьми, а компромисс».

Нейронаука, шахматы и майндфулнесс

Талантливые дети быстро справляются с общей программой, а идти вперёд с опережением смысла, с точки зрения голландских педагогов, мало. Чтобы предложить адекватную развитию интеллектуальную нагрузку, в Бларик ввели китайский и шахматы. Так как государство не выделяет денег на дополнительные предметы, родители, согласившись отдать ребенка в класс для одарённых детей, платят небольшую сумму.

Ну и, конечно, раз уж так много внимания уделяется именно работе с эмоциями, решению задач (problem solving) и здоровой коммуникации, в школе на постоянной основе внедряются практики внимательности (майндфулнесс). Дети учат, как работает их мозг, как на человека воздействуют эмоции, как понять себя и как управлять собой. Майндфулнесс — это чисто практическое направление, нельзя только узнавать о медитациях и их пользе, нужно практиковать. В Бларик уже несколько лет приглашают специалистов, которые учат детей медитировать и правильно дышать. Ещё с одарёнными детьми педагогам помогают работать факты — изучение основ нейронаук. Если перед вами сидят логики, дайте им факты и они поверят.

Почему сложнее всего с родителями одарённых детей

Как ни странно, основным вызовом для руководителя программы фрау Хойер и директора Мориса Бонстра стало общение с родителями. Когда мамы и папы приводят детей в программу для одарённых, они ждут серьёзных академических нагрузок, а вместо этого получают майндфулнесс, игру на свежем воздухе и шахматы. Да, и никакого домашнего задания. «Мы находимся в престижном районе, ко мне приходят директора банка и говорят: «Я учился сутки напролет и достиг успеха, почему моему ребёнку ничего не задают по математике, почему у него нет домашней работы в выходные?». Педагоги терпеливо объясняют, что школьная работа должна оставаться в школе, а в выходные детям лучше играть и проводить время с семьёй.

Родители ждут результатов, школа постулирует, что они формируют мироощущение, определённый образ жизни (human being) и убеждают в своей правоте сомневающихся. «Последние пять лет мы в Голландии говорим о „революции в образовании“. Мы понимаем, что старая система устарела и нужно что-то менять, — говорит фрау Хойер. Нашим детям нужны не только тесты и шаблоны, а физическое и психическое развитие, игра, йога. По крайней мере до 12-13 лет. Мы не должны совсем отказываться от математики и письма, но мы можем попробовать делать что-то новое».

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с mel.fm

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • mel_education
          • экзамен
          • ребёнок
          • домен mel.fm

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции