html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Усталые и растерянные в двухщелевом свете

Detailed_picture
::vtol:: Метафазовая звуковая машина© Pro Helvetia

Волго-Вятский филиал ГЦСИ, московская LABORATORIA Art&Science Space и Future Everything (Манчестер) при поддержке фонда «Про Гельвеция» открывают в нижегородском «Арсенале» выставку сайенс-арта «Квантовая запутанность 2.0», которая исследует взаимодействие искусства, науки и современных технологий. Проект, объединивший художников из Великобритании, Турции, России, Мексики и Швейцарии, в прошлом году был показан в Москве. О том, как он изменился с тех пор, COLTA.RU поговорила с его куратором Дарьей Пархоменко.

— Как родилась идея выставки?

— Пару лет назад по приглашению «Про Гельвеции» я отправилась в исследовательскую поездку в Швейцарию, где мне довелось побывать в ЦЕРН — Европейской организации по ядерным исследованиям. Мне показали ATLAS — один из ускорителей Большого адронного коллайдера. Ощущение сопричастности к вечному и неостановимому процессу дало мне смелость приступить к этой теме. Идею подхватили коллеги из Манчестера — создатели фестиваля цифровой культуры Future Everything. Мы вместе создали российско-британскую выставку — первую версию «Квантовой запутанности».

— Почему вы решили исследовать сам этот феномен, в честь которого назван проект? Почему квантовая запутанность?

— Один из главных постулатов квантовой физики гласит, что наблюдатель своим присутствием создает иную реальность, синтезируя в своем сознании различные объекты. Пока нас нет, реальность живет по-другому. Так наблюдатель влияет на мир. Именно эта способность к наблюдению и роднит физику с искусством. Главная задача LABORATORIA Art&Science Space, которой в этом году исполняется восемь лет, — создавать диалог между учеными и художниками, соединять науку и искусство. Как и во многих физических явлениях, в квантовой запутанности можно увидеть много метафор. Все в этой жизни переплетено, и все мы, в конце концов, связаны неразрывно. Мне показалось, что эта тема не может оставить художников равнодушными. И действительно, все, кого мы пригласили создать новые произведения, отозвались и активно включились в процесс.

Кинетические, роботические, саморазвивающиеся произведения технологического искусства — почти живые, они намекают на сложность объектов, на существование невидимого мира, который прячется от нас. Выставка начинается с «Метафазовой звуковой машины» — кинетической инсталляции, созданной Дмитрием Морозовым (::vtol::): звучит естественный радиационный фон, улавливаемый счетчиком Гейгера.


Дарья Пархоменко© Pro Helvetia

— Насколько я понимаю, отозвались и зрители, что совсем удивительно для такого нишевого и откровенно некоммерческого проекта. Чем вы это объясняете?

— Да, действительно, успех московской выставки, которую мы показали в прошлом году, превзошел все ожидания: к нам приходило по тысяче человек в день. Это немыслимая цифра для галереи. Мне кажется, сейчас в обществе происходит что-то, что оставляет в людях чувство усталости, растерянности от навязывания определенных точек зрения, искусственных конструкций. А естественные науки, такие, как физика, дают возможность увидеть, что происходит на самом деле. Тем более квантовая физика — новая область, за которой стоят необычные феномены. На нашей выставке зритель видит их художественную интерпретацию.

— Может, дело в том, что традиционное искусство уже не способно объяснить происходящее, современность, а сайенс-арт дает такую иллюзию?

— Возможно, хотя я бы не преувеличивала популярность сайенс-арта. Художников, которые всерьез им занимаются, немного и в России, и в мире. Именно поэтому все фестивали, посвященные этому искусству, — международные. Сделать национальный фестиваль очень трудно — на одну страну, даже самую прогрессивную в смысле технологий, не наберется и двух десятков художников. О чем это говорит? О том, что на протяжении всей истории искусство и наука были разделены, и преодолевать этот разрыв чрезвычайно трудно. Сайенс-арт требует и специальных навыков, и серьезного интереса, и, что говорить, немалых финансовых вложений. Все работы, которые представлены на нашей выставке, за одним-единственным исключением (живописная работа Таисии Коротковой «Двущелевой эксперимент») — это полуживые сложные технологические системы.

Художники, как правило, выступают одновременно и в качестве инженеров. Для особенно сложных проектов привлекают профессиональных роботехников, которые консультируют авторов, разрабатывают специальное программное обеспечение. Иными словами, работают целые команды, что тоже очень показательно. Это говорит о том, что художник не может сделать в одиночку сложный исследовательский проект.

К нам приходило по тысяче человек в день. Это немыслимая цифра для галереи.

— То есть положение художника как независимой фигуры отменяется.

— Теперь все бóльшую роль играют коллаборации. Заметнее всего это на международных фестивалях. Пару лет назад я была в жюри главного мирового фестиваля искусств и технологий Ars Electronica, который проходит в австрийском городе Линце, и увидела, как сегодня оценивают работу художника. Теперь его роль — это роль идеолога проекта. А дальше к нему по необходимости присоединяются ботаники, роботехники, инженеры, которые становятся соавторами проекта. Но таких коллабораций пока не очень много. Как я уже сказала, технологическое искусство дорого в производстве. И потом, понятно, что это не коммерческая история, и не каждый инвестор согласится вложить в нее свои деньги.

— Вернемся к выставке. Почему вы решили сделать вторую часть?

— Мы развили первую версию нашей московской выставки. И я очень рада, что нам вновь удалось вернуться к этой теме, которая кажется мне очень своевременной, обладающей огромным потенциалом: связи квантовой физики и современного искусства. Ей можно посвятить еще десять выставок, и все еще останется много непонятного и недосказанного. Проект «Квантовая запутанность 2.0» был спроектирован специально для нижегородского «Арсенала», удивительного исторического пространства. Вместе с архитектором Федором Дубинниковым нам удалось получить синергетический эффект, когда экспозиция получает дополнительный, новый смысл за счет того пространства, в котором она находится.

— Как это получилось?

— Пространство «Арсенала» довольно сложно устроено, но нам удалось создать в этом протяженном зале с колоннадой приватное перетекающее пространство, где зритель с самого начала осмотра погружается в мир квантовой запутанности.

Пока нас нет, реальность живет по-другому.

— Какие работы дополнили московскую экспозицию?

— Выставка состоит из девяти масштабных проектов, каждый из которых живет по своим законам. На нынешней выставке появились три новые работы. Так, швейцарец Пе Ланг собирает из самых обычных материалов — струн, шайб, моторчиков — сложные (или, как он сам говорит, «умные») композиции. Необычная инсталляция «…Разделенные во времени» мексиканской художницы Але де ла Пуэнте с боросиликатным стеклом выглядит как научный эксперимент: колбы из лабораторий и стеклянный колпак из музея закрывают невидимые нам частицы и выстраиваются в круг, пронизанный магнитами, левитирующими в пустоте. И есть уже упомянутая живописная работа Таисии Коротковой, посвященная известному «двухщелевому эксперименту», который ставят ученые, изучая свойства света.

— Вы сами скорее разобрались или запутались, работая над выставкой? И нужно ли вообще противопоставлять запутанность каким бы то ни было структурам?

— Мы привыкли думать, что реальность единственна для всех, но каждый из нас порождает веер альтернативных миров. Они становятся наблюдаемыми в генеративной инсталляции «1, 4…19» российской группы «Куда бегут собаки», завершающей экспозицию. Внутри таких миров наблюдение и субъективный взгляд — важнейшие способы познания и творения. Художник организует объекты таким образом, что становятся возможными спонтанные пробои этой реальности на поверхность нашего восприятия. А инсталляция «Визуальная неопределенность» группы Electroboutique позволяет вам присутствовать в двух разных визуальных пространствах одновременно — в пространствах, которые несоизмеримы, но равно реальны.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с colta.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • colta
          • москва
          • законы
          • домен colta.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции