html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Упраздненный трамвай // Главная пьеса Теннесси Уильямса в постановке Михаэля Тальхаймера

Фото: Matthias Horn

Главная пьеса Теннесси Уильямса в постановке Михаэля Тальхаймера

В театре Berliner Ensemble вышла премьера Михаэля Тальхаймера по пьесе американца Теннесси Уильямса «Трамвай "Желание"». Алле Шендеровой спектакль показался одной из лучших работ прославленного режиссера.

Два часа или чуть меньше — ровно столько длится «Трамвай» в драматургической обработке Сибиллы Башунг — пролетают так, что в финале обнаруживаешь себя с пустым блокнотом: в этом спектакле ритм не то что не провисает, давая возможность критику сделать пометку,— тут, кажется, иголку нельзя просунуть между сценами. В похожем на мираж прологе в темноте откуда-то сверху неспешно спускается белая фигура Бланш (Корделия Веге), а потом действие несется в лихорадочном ритме. Для красоты можно сказать, что так катился бы с горки трамвай, на котором героиня Уильямса приехала в бедный квартал Нового Орлеана. Но о трамвае, который мог бы их хоть куда-то вывезти, персонажам этого спектакля остается только мечтать. В то же время давно никому не удавалось быть столь верным духу пьесы Уильямса, как Тальхаймеру и его верному соавтору, художнику Олафу Альтману.

Альтман не создает декорацию — он создает среду обитания, которая становится драматургическим решением. Так было в прекрасном «Тартюфе» (см. “Ъ” от 4 декабря 2014 года), где герои двигались не из одной кулисы в другую, а ссыпались сверху вниз, помещенные в золоченый квадрат: квадрат вращался — устоять при такой «турбулентности» мог только Тартюф. Нечто похожее, но только еще лаконичнее Альтман сделал и на этот раз. Портал сцены Berliner Ensemble перекрыт проржавевшим пожарным занавесом, в котором сверху вниз справа налево сделана косая прорезь — в этом узком коридоре (у него, впрочем, есть глубина, а в ней — полупрозрачная стена, напоминающая о дешевых кабаках и картонных стенах съемного жилья) и существуют герои. Спустившись, Бланш, само собой, будет стремиться подняться — на ногах, на четвереньках, ползком.

В руках Тальхаймера, с Уильямсом прежде не сталкивавшимся, и немецкая экспрессия, и брехтовское отстранение — все идет на пользу пьесе. Актеры умудряются передать голосом и пластикой бесконечные перебранки, вечное падение и яростные попытки зацепиться друг за друга. Так, играя Стэнли, изумительный Андреас Дёлер передает голосом не только страх перед аристократизмом Бланш и желание ее растоптать, но даже ощущение перегара и пота своего героя. Вообще, этот «Трамвай "Желание"» — почти балет, где любой жест и звук имеют смысл.

Вот, скажем, первая сцена: едва высокая, прямая Бланш в как бы увядающем платье (костюмы — Неле Балькхаузен) доходит донизу, сверху появляется встрепанная соседка Юнис. Нет-нет, ее прическа в порядке: «встрепаны» сами интонации и жесты, с которыми она сообщает, что Стелла вот-вот придет, а Стэнли играет в покер. В противовес ей Бланш абсолютно холодна. Но только до того момента, когда навстречу ей, покачивая беременным животом, сверху двинется Стелла. Тут Бланш уронит свой допотопный чемодан и протянет руки к сестре — как их тянут утопающие.

У Корделии Веге, в конце 1990-х сыгравшей Аглаю в знаменитом «Идиоте» Франка Касторфа, а потом переехавшей в Гамбург и в нулевые чаще появлявшейся в кино, есть все шансы стать звездой. Ее Бланш — не просто отлично сыгранная роль, но почти историческое расследование.

Пьесу Уильямса часто сравнивают с чеховским «Вишневым садом» — из-за подтекстов, проступающих за монологами (болит одно, говорят про другое), из-за имения, утраченного Бланш и Стеллой. Тальхаймер внес в эту традицию серьезное дополнение. Высоким ростом, чуть глуховатым голосом Корделия Веге нет-нет да и напомнит легендарных див, царивших в берлинских кабаре 1930-х, и тут понимаешь, что о них не мог не думать Уильямс, придумавший свою аристократку Бланш, пусть и с французскими корнями — осколок непонятного, чувственного и обреченного, но такого изысканного прошлого, от которого к 1946-му (год, когда пьеса была закончена) действительно мало что осталось.

Как только Стэнли распотрошит чемодан Бланш, надеясь найти в нем фамильные драгоценности, из левого угла наклонной площадки тонкой струйкой начнут стекать то бусы, то меха, то шелк — так и «кровоточат» до финала. Последняя схватка Бланш со Стэнли, решившим поглумиться над ней в самом простом, физическом смысле, происходит на таком градусе бешенства, что страшно уже не только за героиню, но и за актрису: на наших глазах она превращается то ли в призрак, то ли в античную эринию. Но на то он и аристократизм, чтобы уметь вовремя остановиться: в финале актриса резко сменит тон. Сядет в угол, откуда падали жемчуга и шелк, достанет помаду и, беспечно свесив ножки в бездну, будет чертить на себе густые кровавые следы — на губах, вдоль вен, на шее. Кажется, еще миг, и она запоет что-нибудь пряное бархатным голосом кабаретных див.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ru
          • театр
          • премьера
          • костюм
          • балет
          • жилье
          • режиссеры
          • платье
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции