html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Укрепляя «осажденную крепость», мы теряем будущее. О чем Путин не сказал студентам


Все более приоритетными в отечественном образовании становятся патриотичность, лояльность государству, показная духовностьKomsomolskaya Pravda/Global Look Press

Накануне, в Татьянин день, 5 тысяч студентов, собранных со всей страны в Ледовом дворце Казани, почти четыре часа ожидали появления Владимира Путина: им обещали, что президент прочитает лекцию. Однако общение продлилось две с половиной минуты. «Благодаря студенчеству, молодежи Россия всегда остается молодой, устремленной в будущее. Вы выросли в новое время. Поверьте мне, у вас большие преимущества перед теми, кто рос в предыдущие годы. Вы можете свободно, не думая ни о чем, создавать новые смыслы, новую музыку, новую моду, новое искусство, новые технологии. Не бойтесь ошибок. Всегда ищите возможность преодолеть их и выйти на нужное вам решение. Успехов вам!» — произнес глава государства и удалился. Положение обязывало. Положение российского образования и общества в целом таково, что, кроме округлых лозунгов, президенту нечего сказать молодежи.   

«Во французской стороне, на чужой планете…»

Что такое современное, конкурентоспособное высшее образование — свое мнение на этот счет на площадке Ельцин Центра недавно высказал ректор и президент Варненского университета менеджмента (Болгария) Тодор Радев. «Мы на пороге четвертой индустриальной революции, через 20 лет половина рабочих мест будет занята роботами, многие профессии исчезнут. И если до сих пор мы всю жизнь пользовались плодами раз и навсегда полученного образования, то сегодняшним студентам через 10–20 лет вряд ли понадобится то, чему они учатся в вузах. Так каким должно быть образование, в чем его роль?» — начал выступление господин Радев.  

Скорость смены технологий и их распространения нарастает, «перезагрузка» актуальных знаний происходит каждые 3–5 лет, и компании сами «подгоняют» персонал под постоянно меняющиеся задачи. Вместе с тем фундаментальные знания можно запросто получить из интернета, университеты и научные центры перестали быть практически монопольным их источником. Кроме того, отметил Радев, мы живем в уникальное время: юношество и молодежь зачастую знают больше взрослых. Поэтому во всем мире вузы расстаются с хорошо знакомой нам формой обучения (когда преподаватель читает лекции, студенты записывают их, а затем воспроизводят записанное и выученное на экзамене) и переходят к британской традиции: предоставляют учащимся свободу в выборе курсов, максимум возможностей для самостоятельной подготовки, а основная ставка делается на обсуждение изученного и усвоенного на семинарах. 

Во всем мире вузы расстаются с хорошо знакомой нам формой обучения: лекции, зубрежка, повторение, экзамены
Во всем мире вузы расстаются с хорошо знакомой нам формой обучения: лекции, зубрежка, повторение, экзаменыKaterina Sulova/CTK

Так, с помощью наставников (тьюторов) во время диспутов и дискуссий у студентов развивают такие универсальные, всегда востребованные качества, способности и умения, как стремление к самосовершенствованию, любознательность, аналитичность, воображение, нестандартность мышления, креативность, дальновидность, целеустремленность, харизматичность, убедительность, дипломатичность, командность, ответственность, честность и так далее. То есть то, что продвигает в установлении причинно-следственных связей и обнаружении закономерностей, в генерации новизны и стратегических трендов грядущего, в коммуникации и организации. То, что делает лидером — в науке, предпринимательстве, общественной жизни.   

Эти черты «шлифуются» и закрепляются в ходе практического решения конкретных задач, осуществления проектов. «Часто к окончанию университета студент имеет собственную компанию, и его финальный, дипломный проект — это реальный бизнес-проект его фирмы, который оценивается не только университетскими специалистами, но и представителями деловых кругов, банками. Если проект оказывается, с их точки зрения, удачным, инвесторы могут вложиться в него», — рассказал ректор Радев. Чтобы получить на выходе столь плодотворный эффект, университеты самым тесным образом сотрудничают с бизнесом: он выступает площадкой для «обкатки» будущих специалистов, стажирует их. «Наш Карьерный центр находит ребятам работу по всему миру — в гостиницах, ресторанах и так далее. И этот опыт открывает им дорогу к карьере едва ли не шире, чем диплом о высшем образовании», — поделился Радев.  

Компании и сами заинтересованы во взаимодействии с вузами: мало того что учебные заведения — ресурс для повышения предпринимательских, управленческих квалификаций; удачная «охота» на талантливых студентов приносит бизнесу новые идеи, инновации, рынки и прибыли. Обучение каждого такого дарования, например в ведущих американских университетах, обходится компании-заказчику в 50–60 тыс. долларов в год, и оно стоит того. Таким образом, в наше время университет — не только как образовательный, но и как научно-исследовательский и изобретательский центр — и компании образуют единое целое, питая друг друга — кадрами, замыслами, финансами. (Достаточно сказать, подчеркнул Тодор Радев, что фонд, наполняемый выпускниками Гарварда, исчисляется 30 млрд долларов, благотворители — ставшие успешными и знаменитыми бизнесмены, в том числе основатели легендарных технологических компаний, таких как Microsoft и Facebook, которые начинались, собственно, как студенческие команды). 

Еще одна принципиальная особенность образования в современном, глобализированном мире — интернационализация. Так, университет, возглавляемый господином Радевым, принимает студентов из более чем полусотни стран, и наоборот, их болгарские ровесники продолжают учебу в Великобритании, Голландии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Норвегии и даже Бразилии. Довольны все: студенты получают сразу два диплома, а Варненский университет поддерживает планку западноевропейского образования (так, преподавание там ведется исключительно на английском языке; в других болгарских вузах оно двуязычное, англо-болгарское, благодаря этому большим спросом у американской и европейской молодежи — англичан, немцев, французов, итальянцев — пользуются местные медицинские высшие учебные заведения: качественно, удобно, относительно недорого). 

Ну, а самые крупные потоки иностранных студентов привлекают, конечно, Соединенные Штаты, а также Великобритания, Франция, Австралия, Германия. Соответственно, доход вузов от образовательных услуг в США, поведал Радев, доходит до 40–50 млрд долларов в год, в Великобритании — 8,5 млрд фунтов стерлингов, в Австралии — 15 млрд долларов. А с учетом того, что многие одаренные выпускники остаются в странах, где учились, экономический эффект сильнее на порядки. «Подсчитано, что, если из ста иностранных студентов в стране обучения остаются только трое, их дальнейшая деятельность, их вклад в экономику принимающего государства окупит затраты на учебу остальных 97-ми», — сообщил Тодор Радев. Так что многие западноевропейские университеты предлагают учиться у них бесплатно. 

Российское образование пока привлекает сравнительно малое число студентов из других стран
Российское образование пока привлекает сравнительно малое число студентов из других странДарья Шелехова/Znak.com

Опыт показывает: выпускник вернется на родину, если отправить его за границу не на полный курс обучения, но на несколько семестров. Здесь «смелее» всех Китай, за ним следуют Индия, Южная Корея, Германия и Саудовская Аравия. Решительность, с которой китайцы отправляют свою молодежь за иноземным образованием, господин Радев объяснил так: «Один китаец учился в Австралии и сделал перспективное изобретение. Приезжает делегация из Китая: даем тебе помещение под производство, стартовые ресурсы — развивайся, доход — 50 на 50 с государством. И он вернулся».   

Злокачественное образование

Как в то же время выглядит российская система образования? Исследования Гарварда и Стэнфорда говорят, что 75–85% профессионального успеха зависит от soft skills — тех самых творческих, коммуникационных и управленческих качеств и умений, о которых говорилось в начале. Но «большинство российских вузов до сих пор ориентированы прежде всего на формирование у будущих специалистов базовых (hard) компетенций», то есть сугубо профессиональных знаний и навыков, свидетельствует ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский. Индивидуальные образовательные траектории, направленное самообразование, проектное обучение, командные исследования — все это для нашего высшего образования в основном пока еще диковинка. 

Общим местом стали сетования на отсутствие обратной связи высшего образования с бизнесом. «Учебные планы, как правило, оторваны от реальных потребностей производства… Мы не видим у себя вузовских преподавателей, а наших специалистов не зовут на кафедры, хотя наши сотрудники знают об отраслевых новинках больше, чем на кафедрах… Нужны технические специалисты с компетенциями экономистов, со знанием бизнес-процессов, разбирающиеся в информационных технологиях, а наши вузы таких не выпускают», — сам слышал эти упреки на одном недавнем круглом столе. Вообще, о недостатке практических знаний выпускников говорят более 90% работодателей. В то же время и сами фирмы и предприятия в условиях рецессии и непомерного административного давления неспособны предъявлять и оплачивать образовательный заказ. Как сформулировал экономист Ростислав Капелюшников, «им не до инноваций — им бы выжить».

Министр образования РФ Ольга Васильева
Министр образования РФ Ольга ВасильеваПресс-служба президента РФ

Вузовским преподавателям тоже не до инноваций. По описаниям профессора Саратовского госуниверситета Веры Афанасьевой, также выступившей в Ельцин Центре, они в унизительном и отчаянном положении: чехарда образовательных стандартов, при этом жесточайший чиновный контроль, беспрецедентная формализация и канцеляризация учебного процесса, нарастающая лавина отчетностей, издевательские зарплаты (профессор, доктор наук Афанасьева, по ее признанию, получает 30 тыс. рублей, коллеги по кафедре — в среднем 25 тысяч, зарплата доцента — от 12 тыс. рублей), эмоциональное и физическое истощение, болезни и даже самоубийства. И попробуй пикни. «У нас в университете был фрондирующий истфак — разогнали, буйных удалили, сделали из факультета институт с назначенным директором. Теперь сообщество молчит, повсюду страх», — рассказала Вера Афанасьева. В прошлом году она изложила наболевшее в открытом письме министру образования Ольге Васильевой. Реакции, как можно догадаться, не было.    

Что же касается международного студенческого обмена, то по количеству принимаемых студентов Россия занимает вроде бы неплохое 6-е место, но при этом отстает от лидеров, США и Великобритании в 2,5–4,5 раза. В десятку «экспортеров» студентов входит даже Иран: и там понимают, что обучение за рубежом — это передовые знания, диффузия культур, связи, проекты, инвестиции. России же в десятке нет. «Некоторые российские вузы стимулируют студентов на международные вылазки. Это ВШЭ, из технических — „Бауманка“ и МИСиС. Но за пределами Москвы и Питера только 10% студентов, а то и меньше, получают возможность инклюзивного образования. Дело в том, что процесс этот обоюдный, однако Россия сама крайне мало приглашает иностранных студентов, если речь идет не о столичных университетах, — объясняет член ученого совета Высшей школы экономики Алексей Маслов. — Есть азиатский рынок — неограниченное количество студентов, которые могут приехать к нам учиться. Но какого-то особого всплеска мы не видим. Западные страны — Германия, Великобритания — с одной стороны, Новая Зеландия и Австралия — с другой, потратили огромные деньги на пропаганду своего образования. Когда китайцы слышат, что можно учиться в Австралии, они дрожат от радости и даже не спрашивают названия университета: считается, что австралийское образование очень хорошее. Так это или нет — вопрос другой. Между Россией и Австралией китаец выберет Австралию, не потому, что мы хуже, а потому, что они почти ничего не знают о нашем образовании», — добавляет Алексей Александрович. 

Как известно, в знаменитых «майских указах» 2012 года Владимир Путин поставил задачу к 2020 году добиться включения пяти российских вузов в сотню лучших университетов мира в соответствии с признанными международными рейтингами. На выполнение задачи потратили порядка 50 млрд рублей. Согласно прошлогоднему рейтингу журнала Times Higher Education, 18 российских вузов попали в число 1000 лучших на планете. Некоторые из них, как МФТИ и Томский политех, улучшили результаты, но все равно не поднялись выше группы 251–300, традиционно передовые позиции подтвердил МГУ: он занял 194-е место, опустившись за год на шесть ступенек. Впервые в истории в тридцатку мировых фаворитов попали два китайских университета, а первые строчки рейтинга, как всегда, заняли Гарвард, Стэнфорд, Кембридж, Массачусетский технологический институт… 


Дарья Шелехова/Znak.com

Евгений Кузнецов из Российской венчурной компании напоминает, что образцом для Массачусетского технологического института и других ведущих технологических университетов США когда-то послужило Московское императорское техническое училище (теперь это МГТУ, «Бауманка»), еще во второй половине XIX века эффективно связавшее науку и практику. «Американцы давно поняли, что каждая технологическая революция базируется на усложнении навыков управления, и потому они не отрывают управленческое образования от научного и технологического, в итоге добиваясь лидерства уже в третьей технологической революции подряд. И несомненно, американские университеты — лидеры в части адаптации своего образования под текущие актуальные векторы развития науки и техники, — пишет Кузнецов. — Вокруг таких университетов возникает новое, динамичное, технологичное, нацеленное на развитие человечество. Кампусы университетов становятся „островками будущего“, в которых реализованы и развиваются те технологии и практики деятельности, которые будут определять успех через 10–15 лет. И выпускники выходят в мир подготовленными, знающими больше, чем окружающий мир, а не недоучками, которых надо „дотягивать на производстве“». 

Повернется ли язык сказать то же самое о российских университетах? Об адекватности нашего высшего образования говорят данные социологических замеров: 40% выпускников вузов не используют в дальнейшей жизни знания, полученные там. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов полагает: «Можно говорить о том, что мы стоим на пороге новой волны неуспешности, исходящей из вузов. Продолжающий расти рынок услуг и фриланса не может проглотить полмиллиона в год выпускников с „общим высшим образованием“. Пока неизвестно, как именно этот процесс пойдет в России, но если ориентироваться на опыт других стран, то похоже, что надо готовиться к значительной молодежной безработице, в том числе и выпускников вузов». (При этом уже сейчас социология относит к неуспешным 25% молодых соотечественников: миллионы людей до 30 лет либо вовсе не работают, либо имеют непостоянную и низкооплачиваемую работу).

Школа выживания  

Однако вузы — лишь верхушка айсберга. Как известно, в целом личность формируется к наступлению полового созревания, годам к двенадцати, среднему школьному возрасту. Так вот, почти 30% российских школьников не достигают понимания основ как минимум в одном из трех когнитивных направлений — языке, математике и естественно-научных дисциплинах. Наша школа давно отказалась от индивидуального подхода к ребенку, от выявления, поощрения и углубления его творческих наклонностей и талантов, от его целенаправленной социализации, этического воспитания (коллективизм, взаимопомощь, совестливость, обязательность). Развитие речи, логики, образности, способностей к связной презентации, аргументированному изложению позиции, организация коллективного обсуждения — разве это о нашей школе? А о такой «детали», как профориентация, и говорить нечего. 

Чтобы представить, что творится в российских школах, прочитайте пронзительное, кричащее болью письмо учителя русского языка и литература из Ижевска Анны Инютиной, опубликованное «Новой газетой»: у половины учащихся «отсутствуют элементарные знания и умения», вся система «построена на подчинении, на подавлении», «в итоге неуспевающие дети, или раздавленные, или озверевшие», «жесточайший кадровый голод», «40 учебных часов в неделю вместо 18», классы по 30–40 учеников. «Вот на этом месте надо вообще забыть о качестве и перестать заниматься лицемерием: в таких условиях качества быть не может. Здесь все по принципу „если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет“… Мы учим поверх голов, „выдаем программу“. Что проверяет Рособрнадзор? Выполнение программы. Программа пройдена — это главное. А то, что она успешно прошла мимо сознания, — это в отчетах не отражается… Никогда нельзя показывать реальную картину. Там всегда должны быть показатели соответствия госзаказу: „освоили“, „внедрили“, „успешно выполнили“. Не должно быть неуспевающих, не должно быть неаттестованных. Приоритетным стало патриотическое воспитание. Марши, присяги, песни. И все это на фоне тотального вранья, — раскрывает подноготную российской школы Анна Инютина. — Разве что равнодушие спасает от сумасшествия. Это как в концлагере: все силы направлены на выживание, и молчат сострадание, чуткость, совесть — выстоять бы и не свалиться раньше времени».


Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Здесь снова невозможно обойти вопрос о зарплатах. По данным РАНХиГС и Института Гайдара, несмотря на «майские указы», доля бедных и крайне бедных в сфере образования за последние 4 года только выросла. Опросы «Левада-центра» и ВШЭ показывают, что по итогам прошлого учебного года половина учителей получала меньше 20 тыс. рублей в месяц, еще четверть — в пределах 20–27 тысяч и лишь четверть — больше 27 тысяч. Более 40% учителей вынуждены подрабатывать, а 45% раздражены растущими объемами отчетности. «На нас давит Минобр с планами уроков. Раньше мой план урока помещался на листочке, а сейчас я должен на 70 страницах расписать на год вперед, чем мы будем заниматься», — горюет в репортаже журнала «Такие дела» преподаватель знаменитой Физико-математической школы в новосибирском Академгородке. 

Из того же материала узнаем, что правительство еще в позапрошлом году сократило финансирование новосибирской ФМШ, текущие перечисления покрывают лишь пятую часть затрат, администрации пришлось поднять ежегодную плату за проживание и питание в интернате до 130 тыс. рублей с каждого ученика. «Многие преподаватели говорят, что при таком отношении государства ФМШ перестанет быть тем местом, куда действительно мог поступить любой талантливый ребенок вне зависимости от того, сколько зарабатывают его родители». В прошлом году российские школьники неоднократно побеждали в командном и личном зачете на международных математических и естественно-научных олимпиадах. «Это говорит о том, что многое сделано для поддержки талантливых детей», — прокомментировала министр образования Ольга Васильева. Однако на фоне откровений ижевской учительницы и преподавателя из Новосибирска восторги министра, согласитесь, как-то блекнут.

Комплексное решение проблем российского образования займет не менее 15–20 лет, и только при увеличении финансирования почти на 1% ВВП, 600–800 млрд рублей в год, считает Ярослав Кузьминов. Но реальные цифры выдают, что у государства совсем иные приоритеты. В ближайшие три года доля расходов на образование к объему ВВП снизится с 0,7% до 0,6%. Зато военные и полицейские расходы прирастут почти на 700 млрд рублей, и это без учета засекреченных расходов, которые к 2020 году составят немыслимые 20% бюджета. 

Разговор окончен

Разнообразные исследования и просто живые свидетельства рисуют такой коллективный портрет сегодняшних школьников и студентов, так называемого «поколения Z»: ценят свободу и мобильность, активны и предприимчивы, но в смысле самореализации, а не «заколачивания» денег, под успехом понимают не карьеру, власть и богатство, а удовольствия и ощущение счастья; лишены зависти и радостны, индивидуалисты, самостоятельны, при этом общительны и легко идут на совместные действия, смело берутся за, казалось бы, невыполнимые задачи, ответственны и честны, начисто отвергают коррупцию и ратуют за справедливость, не доверяют чужому мнению, не смотрят телевизор, любят свои семьи и родителей, имеют устойчивые и добрые отношения с ними. То есть на сегодняшних взрослых, включая правителей и учителей, совсем не похожи. 

И для взрослых это невыносимо. У них свои правила жизни: осажденная крепость, иерархия, дисциплина, патернализм и приспособленчество, лицемерие и этическая беспринципность, карьеризм и корыстолюбие, мнительность и мстительность — типичные характеристики выживающих в авторитаризме. Зараженные авторитаризмом, слепленные им и спасающиеся в нем, взрослые — волюнтаристы-политики, полицейские, педагоги, родители — не могут допустить юной инаковости, самобытности, раскрепощенности, улыбчивости. Пригрозить, запретить, репрессировать, отнять — так действует власть на всех ее этажах, от Кремля до самой средней школы. Высмеять неуспевающего, влепить незаслуженную двойку, вымогать деньги за подготовку к ЕГЭ, накатать кляузу в Следственный комитет и ФСБ об участии ученика в оппозиционном митинге, затравить из-за проникновенного выступления в Бундестаге или из-за озорного, безобидного тверка, фальсифицировать результаты голосования на школьном избирательном участке взамен на ломтик бюджетного пирога… Это еще не самое впечатляющее. Заставить детсадовского малыша мыть туалет на глазах у группы — вот это, пожалуй, «посильнее „Фауста“ Гете». 

У искореженных властью взрослых и у детей нет общих ценностей, целей и векторов — они противоположны. Нет добрых слов друг для друга. Бывает, что вообще нет слов — дубинки и автозаки, как прошлым мартом на Тверской; ножи и топоры, как нынче в Перми и Улан-Удэ. Может, поэтому Владимир Путин был вчера так немногословен?

А может, и потому, что «поколение Z», которое в марте этого года впервые примет участие в выборах президента, немногочисленно: с середины 1990-х по начало 2000-х, когда оно появлялось на свет, рождаемость по сравнению с позднесоветским периодом сократилась в среднем наполовину. Это не такой уж «массовый избиратель». С ним можно обойтись и без поцелуев.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

Использованы материалы www.forbes.ru, iz.ru, www.novayagazeta.ru, www.rosbalt.ru, takiedela.ru, www.vedomosti.ru.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с znak.com

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • znak.com
          • домен znak.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции