html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Туризм как труд, отпуск в сарае и Бродский-походник. Каким был летний отдых в СССР

Одной из главных задач советской власти было создание идеального человека будущего, так что важное место в государственной политике уделялось пропаганде спорта.

Сталин носил гордое звание «лучшего друга советских физкультурников», а само понятие «спорт» включало в себя не только массовые культурные парады, но и туризм.

Разумеется, никакого международного туризма не существовало, но внутренний туризм преподносился как огромная ценность. Пропагандировались не только такие традиционные виды туризма, как посещение достопримечательностей и крупных городов, но и путешествия на периферию.

В культуре возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, именно в 1930-е гг. усиливаются ограничивающие и контролирующие меры: вводится паспортная система, возникает институт прописки, начинают преследоваться «летуны» (специалисты, часто меняющие место работы). Закрепляется вся та сложнейшая бюрократическая машина, которую Владимир Паперный в своем классическом труде связывает с понятием «Культура 2».


Плакат против «летунов», 1931

С другой стороны, власть активно поощряет туризм. Но, разумеется, не любой, а только наш, советский. «Наш туризм, в отличие от буржуазного и мещанского, является формой культурной революции», — гордо провозглашал журнал «На суше. На море» в 1930 году.


Журнал «На суше. На море»

Броские лозунги той эпохи помогают понять сущность и цели пролетарского туризма. Кажется, что под словом «туризм» скрывалось совсем не то, что мы традиционно связываем с этим понятием.

«Чтобы лучше строить СССР, надо его знать. Чтобы лучше знать — будьте туристами». Соответственно, туризм мыслился как продолжение рабочего процесса, только в новых местах.

«Путешествие — не шутка», — инструктировало Общество пролетарского туризма, и призывало ответственно относиться к выбору маршрута.

Вот некоторые наиболее характерные выдержки из журнала «На суше. На море»:

«Туристские базы Северного Кавказа удачно развернули работу по привлечению туристов к уборке урожая».

«Ростовская область. В совхозе „Гигант“ туристами было насыпано 800 мешков зерна и 10 возов сена и проделаны многие другие работы. Всего работали 6550 часов».

«Ячейка ОПТЭ самарского мукомольного элеваторного комбината направила бригаду туристов в колхозы на 10 дней для ремонта сельскохозяйственного инвентаря».

«Пролетарский туризм творит грани нового человека», — утверждал другой лозунг.

Именно в 1930-е родился девиз «Туризм — лучший отдых», который был знаком каждому советскому человеку.


«Туризм — лучший отдых», плакат

«Кто был ничем — тот станет всем», — гласил пролетарский гимн. И как будто в подтверждение этих слов, советская власть начинает осваивать курортное пространство.

Курортная жизнь должна была стать своеобразным макетом «светлого будущего». Ялта именовалась не иначе как «русской Ниццей», а Алтай носил в прессе гордое звание «советской Швейцарии».

18 декабря 1929 года партия принимает постановление «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», гласящее, что курортные путевки служат поощрением за качественный и добросовестный труд. Путевки на Юг выделялись только в исключительных случаях, большинство рабочих отдыхали на курортах неподалеку от места проживания. Колхозников вообще редко направляли на санаторное лечение.

«Земля — крестьянам. Дворцы — рабочим!» — под таким лозунгом старые дворянские усадьбы превращаются в санатории. Усадьба Голицына в Массандре превратилась в Дом отдыха работников народного питания, усадебный дом Мордвиновых стал домом отдыха Наркомата военно-морских дел, а дворец Суук-Су в Гурзуфе долгое время служил Дворцом пионеров для гостей лагеря «Артек». «Артек» — на долгие годы стал визитной карточкой пионерского движения страны, путевки сюда получали отличники и дети партийных работников.

Курортный мир 1930-х — это выморочный, фантастический мир, мир вечного праздника, мир несмолкаемых песен и белых одежд.

В 1934 году Александров снимает первый советский мюзикл «Веселые ребята», который пользовался бешеным успехом в прокате. Кстати, не только у нас, но и за рубежом. Там его показывали под названием «Москва смеется». История пастуха Кости (Леонид Утесов) и домработницы Анюты (Любовь Орлова), которые стремятся покорить музыкальный олимп, никого не оставила равнодушным. В том числе и главного зрителя.

«Картина эта дает возможность интересно, занимательно отдохнуть. Испытали ощущение — точно после выходного дня. Первый раз я испытываю такое ощущение от просмотра наших фильмов, среди которых были весьма хорошие», — сказал Сталин после кинопросмотра, который был устроен в Кремле для него и других членов политбюро.

Натурные сцены фильма снимали в Гаграх, на даче Сергея Петровича Фёдорова — лейб-медика царской фамилии, первым в мире сделавшего переливание крови.

Одна из самых знаменитых сцен фильма — это сцена, в которой толпа животных, вбегающих в зал под звуки пастушьей дудочки, начинает крушить все вокруг.

Леонид Утесов позже вспоминал, что поросенок, которым хотел полакомиться один из подвыпивших гостей, и вправду был пьяным. Он наглотался коньяка из большой тарелки, на которой лежал и стал буянить, бродя по столу и опрокидывая посуду. А для того чтобы заставить коров и коз есть мебель, пришлось сделать ее из соломы, макарон и вермишели.

Другой «курортный» фильм 1930-х, «На отдыхе», известен гораздо меньше. Формально в нем присутствуют все признаки легкого жанра — черноморский антураж, комедийные реплики, белые одежды. В какой-то степени фильм заимствует карнавальную идею «Веселых ребят». Только в «Веселых ребятах» простой пастух притворялся маэстро с мировым именем, а здесь, напротив, всесоюзно известный полярник Лебедев мечтает остаться неузнанным, отдохнуть, не привлекая внимания. Он даже сбривает бороду. «Миша, это ты! А борода где? — В городе оставил. Без бороды плавать легче».

Здесь вообще много абсурдных, поистине хармсовских диалогов. Например, завхоз в саду разговаривает с коровой: «А ну-ка позвольте Вам выйти вон! Я тебя на вторые блюда порежу. Гадюка Вы! Тварь!.. Сейчас будет оскорбление действием! На тебе, на тебе! Животное какое-то, а не человек…»
Фильм «На отдыхе»

Недаром сценарий этого фильма писали Николай Олейников и Евгений Шварц, которые были близки к авангардному кружку поэтов-обэриутов. Картина вышла в 1936 году и пользовалась у зрителей большим успехом, но через год ее запретили. Может быть, виной тому ирония над официальным словом, которая пронизывает картину. «…стами МУРа. — …стами мурА. — МУРа! Московского уголовного розыска! — мурА… мурА какая-то», — смеются отпускники над последними сводками газет. А может быть, судьба одного из сценаристов. В июле 1937 года Олейников был арестован и расстрелян через несколько месяцев.


«На отдыхе», кадр из фильма

В 1950–60-е годы выходит много фильмов, в которых пропагандируются не только организованный, но и самодеятельный туризм: «К Черному морю» (1957), «Друг мой Колька» (1961); «Три плюс два» (1963) и другие.


«К Черному морю», кадр из фильма

Сюжет фильма «К Черному морю» выглядит несколько диковатым для советской эпохи. Профессор Хохлов (Евгений Самойлов) влюбляется в Ирину (Изольда Извицкая) и приглашает ее в путешествие к Черному морю на своей машине. Девушка соглашается, устраивается в автошколу, где в нее влюбляется одногруппник по фамилии Кукушкин. Буквально через несколько дней они подают заявление в загс и уезжают к Черному морю большой компанией – выпускников автошколы. В погоню за ними бросается влюбленный профессор.

Необычно здесь все: и кажущаяся легкость отношений между полами, и повальное увлечение советского народа автомобилями, и независимый характер главной героини.

В фильме, например, происходит такой диалог: «Ирина, почему он разрешил тебе сесть за руль? У тебя же нет прав! — А он мне не разрешал. Я сама». «И долго ты так собираешься жить? Без платья, без паспорта, на пляже», — спрашивает профессор взбалмошную Ирину.

Фильм «К Черному морю» (1957)

Советская критика яростно критиковала картину, называя ее «пародией на комедию» и «безыдейной»: «Чему же учит эта так называемая комедия? Наша советская общественность, педагогические коллективы учебных заведений прилагают много усилий, чтобы привить молодежи… серьезный подход к вопросам любви, брака и семьи. Фильм „К Черному морю“ как раз противоречит всему тому, чему мы хотим научить нашу молодежь».

Впоследствии таким же самостоятельным характером, как у Ирины, запомнятся героини фильма «Три плюс два».

В этом фильме впервые в советском кино возникает тема курортного романа. Да и все здесь было внове: яркие независимые характеры девушек (одна — дрессировщица тигров в цирке, другая — актриса кино), обилие полуобнаженных тел.

Картина в полной мере воплотила в себе вольницу оттепельной эпохи. Троица друзей приезжает к морю на «Волге» ГАЗ-21, это машина была тогда пределом мечтаний многих советских людей, и позволить ее себе могли только люди из творческой и ученой интеллигенции или люди, которые занимались теневым бизнесом. Горбатый «запорожец», на котором приезжают к морю девушки, был гораздо доступнее простому населению. Идея его создания принадлежит Никите Хрущеву, который считал, что в СССР должен появиться автомобиль, доступный простому человеку.

«Три плюс два», фрагмент фильма

Те, советские люди, которым не удавалось достать путевку в санаторий, ехали на море «дикарями». Так же живут герои фильма, которые питаются концентратами и спят прямо в машине. В одной из сцен Роман (Евгений Миронов) жалуется: «Мне говорили: Рома, поезжай в санаторий. ВЦСПС, МИД, ТЭО, МПС, ВТК, УТТ, УКК, четырехразовое питание. Пижама в полоску, культурный отдых». За этими устрашающими аббревиатурами скрывались названия санаториев, готовых принять советского человека.

Неформальный отдых в походах и экспедициях был потенциально опасен, так как там зачастую возникала возможность неподконтрольного общения. Недаром в эпоху оттепели туризм становится формой эскапизма.

Именно туристическая среда порождает «неформальную культуру», «самодеятельную песню» и т. д. В геологические экспедиции уходили всякие сомнительные личности типа поэта Иосифа Бродского. Его подруга Людмила Штерн вспоминает:

«С 1957 по 1961 год Иосиф на два, три, а то и четыре месяца уезжал в геологические экспедиции. Тогда это была единственная возможность увидеть мир. Кроме того, геология была самой „безопасной“ профессией. В сибирской тайге, в якутской тундре, в казахских степях мировоззрение и политическое лицо геологов мало кого волновало. Зацепи их ленинградская „Габриела“ (одно из сленговых названий КГБ), они оказались бы примерно в тех же самых местах, только без зарплаты».

«Люди посланы делами, / Люди едут за деньгами, / Убегают от обиды, от тоски… / А я еду, а я еду за туманом, / За мечтами и за запахом тайги», — пел Юрий Кукин, в нескольких строчках отражая всю романтику и весь идеалистический настрой 1960-х гг.


Иосиф Бродский в геологической экспедиции, 1960-е гг.

Для этих новых романтиков как будто не существует паспортов, прописок и трудовых книжек. «Я не знаю, где встретиться / Нам придется с тобой. / Глобус крутится, вертится, / Словно шар голубой. / И мелькают города и страны, / Параллели и меридианы, / Но таких еще пунктиров нету, / По которым нам бродить по свету», — поют студенты географического факультета МГУ.

Еще одна волна фильмов, воспевающих курортную романтику, появляется в 1980-е годы. Василий Кузякин, главный герой фильма «Любовь и голуби» (1984) получает путевку на Юг, чтобы восстановиться после рабочей травмы. Там он встречает эффектную Раису Захаровну (Людмила Гурченко) из своей конторы, с которой у них завязывается роман.

Поездка на Юг для советского человека была совершенно экстраординарным событием, которое резко выделялось среди серых будней. Режиссер подчеркивает этот контраст, пропуская в сюжете фильма долгий путь: Кузякин просто открывает дверь дома и сразу падает в море.

«Это ж надо, забраться за тысячи километров от родного дома, чтобы в море встретить человека из своей же конторы», — удивляется Раиса Захаровна.

«Любовь и голуби», отрывок из фильма

Мать-одиночка Наташа из фильма «Будьте моим мужем» не может снять комнату, потому что хозяйка против детей и животных. Она просит своего попутчика Виктора (Андрей Миронов) подыграть ей, представившись ревнивым мужем. Андрей Миронов в фильме «Три плюс два», игравший ветеринара, здесь становится педиатром. Обратим внимание на контекст, в котором используется здесь ставшее привычным понятие «отдыхать дикарем». Это слово знают даже маленькие дети! Миронов признается юной пациентке: «Поеду отдыхать на море. —Дикарем? — Что ты! Свободным человеком».

Впрочем, все прелести этой свободы показаны в фильме.

Летний душ, вода в котором бывает только изредка, драка за пляжный лежак, потерянная одежда (комический эффект строится на том, что одежда у всех одинаковая, следовательно, ее очень легко перепутать), постоялец, который вынужден прятать от хозяйки свою собаку.

«Вы посмотрите сколько народа! Что ж они все не поехали в санаторий. Отдыхали бы все культурно, организованно», — задумчиво рассуждает Виктор. Наташа с сыном в итоге устраивается в ветхом сарае, а Виктор ночует на улице на канапе. Энергичная хозяйка (Нина Русланова) сдает каждый уголок в своем доме, чтобы заработать денег на автомобиль. Ситуация очень типичная, ведь гостиницы всегда были переполнены, а найти жилье даже у частника было непросто. Племянник, приехавший в гости к своей тете в фильме «Спортлото-82», и вовсе вынужден жить в курятнике, потому что все остальные места уже сданы приезжим. Алла Сурикова в своем фильме соединяет сразу два жанра. С одной стороны, это сентиментальная мелодрама о том, что каждая мать-одиночка может встретить своего принца с манерами Андрея Миронова. С другой, это энергичная сатира на курортные нравы. А двусмысленные шутки на грани фола уже давно стали крылатыми выражениями:

«Вообще-то, я сам могу (жест туда-сюда), но приятно, когда женщина их гладит…», «Нет, мне просто нужна женщина, мы с ней рядом лежали, ну, я, естественно, разделся, а потом…»

«Будьте моим мужем», отрывок из фильма

«Будьте моим мужем», кадр из фильма

Фильм «Моя морячка» (1990) Анатолия Эйрамджана («Бабник», «Жених из Майами», «Импотент») — это уже совершенно новое кино эпохи товарно-рыночных отношений. Массовик-затейник Людмила Пашкова (Людмила Гурченко) каждый день проводит в южном городке конкурс «Где вы, таланты». Однажды на сцене появляется отдыхающий Гудков (Михаил Державин) из Мурманска. Он поет песню «Моя морячка» и начинает протестовать, когда главный приз достается не ему. «Я хочу получить приз за талант, поэтому я прихожу сюда каждый день и пою свою песню», — говорит Гудков.

Эти отдыхающие все меньше похожи на ту мифическую дружную семью, которую можно было увидеть в фильме «Будьте моим мужем». Людмила не знает, как избавиться от Гудкова, а циничная аккордеонистка (Татьяна Васильева) говорит: «Хорошо, я дам вам свой инструмент на прокат. Но стоить это будет чирик».

У всего теперь есть своя цена. Возникает здесь даже такое непривычное советскому уху слово, как «демократия».

Зрители, выступающие в поддержку Гудкова, начинают бурно выражать свое мнение. Васильева скептически замечает:

«Вот он разгул демократии-то. Раньше все сидели тихо и спокойно… А теперь вон — по каждому пустяку устраивают демонстрации».

«Моя морячка», отрывок из фильма

Почитать:

Долженко П. «История туризма в дореволюционной России и СССР»

Паперный В. «Культура два»

Добренко Е. «Политэкономия соцреализма»

Булгакова О. «Караван счастья»

Орлов И. «Советская повседневность. Исторический и социологический аспекты становления»

Хотите тоже написать что-то интересное в «Нож»,
но у вас мало опыта? Это не страшно: присоединяйтесь к нашему Клубу! Там мы публикуем тексты читателей,
а лучшим предлагаем стать нашими постоянными авторами.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с knife.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • knifemedia
          • семья
          • жилье
          • кавказ
          • кгб
          • студенты
          • домен knife.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции