html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Цветной черный // Елена Стафьева о выставке «Balenciaga, l’oeuvre au noir» в Париже

Елена Стафьева о выставке «Balenciaga, l’oeuvre au noir» в Париже

В парижском доме-музее Бурделя открылась выставка "Баленсиага. Черная стадия". Она организована Музеем моды Парижа Palais Galliera, посвящена черным вещам гения золотого века парижской моды и наглядно показывает, почему Кристобаль Баленсиага продолжает оставаться главным фэшн-дизайнером всех времен

Конечно, Баленсиагу никогда не называли "дизайнером" и даже "стилистом", как французы говорят про фэшн-дизайнеров. Он назывался "кутюрье" и никогда ничем, кроме кутюра, собственно, и не занимался. Баленсиага был именно что человеком, который делает платья, причем в прямом смысле слова: одним из немногих кутюрье, способным его сделать от начала до конца, то есть сконструировать, скроить и сшить. Именно это — конкретные платья для конкретных женщин — он и делал всю жизнь, ничего не пропагандируя, не заигрывая с искусством, не пытаясь "высказаться" и не делая никаких революционных заявлений. И в первом же зале выставки мы видим в витринах выкройки к его платьям, черные с прикрепленными к ним белыми метками с техническими пояснениями. А его скетчи мы видим уже там, где проверяют наконец билеты — и где начинается, собственно, выставка с рядами манекенов в витринах и без.

До этого мы проходим по дому скульптора Бурделя — по его студии, по залам его мастерской, по крытой веранде и гостиной — и везде есть платья, но они так затейливо вписаны в интерьер этого дома, так тесно соседствуют со слепками, мебелью, картинами, что иногда нужно сделать усилие, чтобы их рассмотреть. Эта интеграция в среду — одна из причин того захватывающего эффекта, который производит выставка.

Тут вообще все устроено очень изобретательно и с большим изяществом. Директор Palais Galliera Оливье Сайяр и Вероник Беллуар — кураторы проекта — отлично понимают, что фэшн-выставки требуют не менее внятной и выразительной концепции, чем, например, выставки современного искусства.

Мастерская Антуана Бурделя, его модернистские скульптуры, пространство, где много серого, коричневого и бежевого, становится идеальным фоном для баскского абстракционизма Кристобаля Баленсиаги. Но возникающий контраст, такой очевидный и предсказуемый,— это только первый и далеко не главный эффект, который использует Сайяр. И использует он его ровно настолько, чтобы не утомить зрителя.

В главном зале два черных платья висят на высоких шестах где-то вверху под высоким потолком, над огромными причудливыми фигурами: черное платье за стеклом, черное платье в черной выгородке и черные выкройки в черной витрине. Ок, думаешь ты, это настолько концептуально, что ничего не разглядеть — все далеко, высоко, сливается и отсвечивает. Но потом попадаешь в следующий зал, где на старом деревянном столе среди женских бюстов стоят в стеклянных кубах, лежат на полках открытого шкафа и торчат среди статуй у окна шляпки Баленсиаги — крошечная с острым длинным пером, еще меньшая с пучком веток на макушке,— и постепенно включаешься в эту игру. И когда доходишь до зала, где в двух витринах стоят два одинаковых платья — черное и золотое,— ты уже полностью in. И это первое место, где, глядя на асимметричный пузырь, образованный на спине обоих платьев драпировкой, вдруг думаешь, что если убрать вот тот бантик — то получится что-то очень знакомое, что-то из конца ХХ века.

Что именно, становится очевидно в следующем зале, где фэшн-энтертейнмент Сайяра достигает апогея. Там стоят черные кубы с откидывающимися шторками, и сам этот процесс — подойти, откинуть сначала одну, потом другую и только потом увидеть, что именно черное выступает из черных внутренностей,— придуман блестяще, и, судя по детскому восторгу зрителей, это именно то, что сейчас нужно. Так вот: из темной глубины на тебя неожиданно выдвигается совершеннейший Comme des Garcons. То есть ты сто раз видел это платье и кейп 1967 года и отлично представляешь себе, как Баленсиага создавал эти абстрактные объемы, идеально сидевшие на теле, из шелка "газара", придуманного для него швейцарским текстильным фабрикантом Абрахамом в 1958 году. Но никогда раньше так отчетливо не выступала тесная связь арт-деконструкции Реи Кавакубо с поздними работами Кристобаля Баленсиаги. Именно такие вот интеллектуальные сближенья и делают просто красивую выставку черных платьев — блистательной. И то, как виртуозно Сайяр подводит зрителя к этому узнаванию, доказывает, что он один из лучших фэшн-кураторов современности.

Дальше начинается настоящая феерия: вы попадаете в длинный коридор с эскизами Баленсиаги, с фотографиями его самого и его моделей в платьях в студии, а потом видите сверху, с лестницы, огромный зал, заполненный черными платьями. Все варианты черных тканей, специально описанных в буклете выставки,— газар, тафта, маркизет, сатин, драп, кружево. Все варианты экспозиции — на фоне стен на открытых манекенах, в витринах на подиуме, в черных выгородках. Все возможные предметы — платья, бижутерия, украшения для волос. Все возможные эффекты света и цвета. Графитовые стены, на которые манекены отбрасывают тени как в черно-белом кино; целая секция расшитых платьев и украшений в витринах, где свет преломляется в стекле и камнях, и бисере со стеклярусом, создает круговое сияние, как будто в зале поставили сразу 10 черных новогодних елок; черная выгородка с бархатным плащом с капюшоном, где фактурный бархат играет с глухим фоном.

И тут становится очевиден второй смысл названия выставки: l'oeuvre au noir — понятие, обозначающее у алхимиков начальную стадию трансмутации, создания философского камня, когда все сливается в абсолютный черный, из которого должны родиться прочие цвета. Ну и "L'OEuvre au noir" — это еще и название известного романа Маргерит Юрсенар о позднеренессансном алхимике, романа, вышедшего в 1968 году, то есть ровно в тот год, когда Баленсиага закрыл свой дом.

Итак, рядом с черным появляется цвет — белый огромный воротник из песца на маленьком пальто 1957 года, красный бархат на внутренней стороне широких рукавов и подола платья 1947-го, розовые крупные бусины на вырезе и рукавах платья 1963-го, шелк цвета пудровой розы под черным кружевом платья 1950-го. И все это, конечно, показывает, насколько бесконечны возможности черного цвета, который Баленсиага так любил. И который стал квинтэссенцией его легендарной простоты. И если следовать этой алхимической метафоре, Баленсиага, кутюрье из кутюрье, как его звали, прошел свою l'oeuvre au noir, более того — добыл свой философский камень.

Кроме очевидного резюме, что нет ничего сложней простоты, что еще важно тут сказать? На последнем показе Balenciaga FW 2017 Демна Гвасалия показал в финале серию реплик великих платьев позднего Баленсиаги. Тех самых, в которых он радикально отошел от классического силуэта "грудь-талия-бедра" — la robe "Tonneau", la robe "Sac", la robe "Baby Doll",— и это стало одной из величайших революций в истории моды, из которой вышло все — от футуризма 60-х до деконструктивизма 80-х. У Гвасалии нарочито увеличенные, надетые с сапогами-чулками кислотных цветов, платья получились похожими на вещи поздней Кавакубо, только сделанными будто бы Яйои Кусамой. В них было больше подчеркнутой имитации, чем оммажа — Гвасалия повторил Баленсиагу практически дословно (Кэти Хорин, критик The New York Times, говорит, что на ужине в честь открытия экспозиции, он сказал, что пытался платья как-то "перекрутить", чтобы сделать интересней, но понял, что лучше оставить как есть). Это ключевое состояние современной моды: высокая культура в ней возможна только в виде сниженной и даже пародийной копии, в виде пастиша и симулякра. Никакой трансмутации, никакого философского камня, никакого преображения. И это то, что выставка черных работ Кристобаля Баленсиаги, которым уже больше полувека, рассказывает нам о нашем настоящем в парижском музее Бурделя.

Musee Bourdelle, до 16 июля

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruweekend
          • музей
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции