html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Трудные времена геймдева: Эскперты Nival, Alawar, Epic Games и Pruffi о возможном кризисе в отрасли

В середине октября 2015 года в Москве прошла конференция для игровых разработчиков White Nights Moscow. В числе прочих спикеров на ней выступала основательница рекрутингового агенства Pruffi Алёна Владимирская. Позднее она привела часть тезисов из своего выступления в публикации на Facebook — автор заметки рассказала о том, почему в отрасли наступил кризис.

Редакция vc.ru собрала реакцию экспертов на запись Владимирской — своими мнениями о ситуации на рынке игровой разработки поделились руководители таких компаний, как Nival, Alawar и другие.

14 октября на проходившей в Москве игровой конференции White Nights Moscow основатель рекрутинговой компании Pruffi и курса «Антирабство» Алёна Владимирская выразила своё мнение о том, что в ближайшее время ждёт отрасль игровой разработки.

По мнению специалиста, в сфере намечается кризис. Своё мнение Владимирская подкрепляет несколькими тезисами:

Итак, несколько циферок, почему все плохо:

Сначала общий тезис: сейчас в интернете нет подотрасли с большим кризисом (не кадров), а именно кризисом в целом, чем геймдев. Это усугубляется ещё и тем, что геймдев как подотрасль привык жить очень широко. Поэтому рецессию и стагнацию переживает особенно неприятно (нет привычки экономить).

  1. Зарплаты внутри геймдева не растут прежними темпами уже более полутора лет.
  2. Время «вкусных» опционов прошло: отрасль уже достаточно старая, поэтому первая самая сладкая волна опционов прошла, а второй и третьей (ну я про значительные опционы) не возникло из-за того, что отрасль после нескольких мировых неуспехов не пошла на IPO и не случилось очень громких продаж стратегам. Отсюда потеря ещё части денег — геймдев стал значительно менее интересен инвесторам любого уровня.
  3. В отрасль мало идут умные кадры извне: прежде всего, из-за первых двух пунктов, но ещё и из-за того, что отрасль находится в ментальном кризисе, все ищут новую модель, но пока её нет, отрасль не привлекательна для безумных гениев-новаторов, какие массово туда шли 15 лет назад.
  4. Отрасль впервые стала испытывать конкуренцию за кадры не только внутри (что было всегда), но и извне.
— Алёна Владимирская

Последний тезис основательница Pruffi и «Антирабства» раскрыла подробнее:

Года три назад впервые большой интернет обнаружил, что в геймдеве есть очень качественные кадры. Абсолютно необходимые другим отраслям, и это не программисты.

  • Маркетологи, которые умеют монетизровать. Их стал забирать ecommerce, крупные стартапы на стыке онлайна и офлайна, крупные не онлайновые компании, которые пошли в онлайн (банки, ритейл).
  • Продюсеры. Их стали забирать крупные стартапы и онлайн-образование.
  • Пиарщики. У них оказался бесценный опыт выхода на азиатские рынки, который сейчас остро необходим.
  • Аналитки. Забирают все: от порталов и банков, до телекома и пригосударственных медиа.
  • Ну и мобильные разработчики, конечно.

По мнению Владимирской, профессионалы уходят из игровой разработки, так как им предлагают более интересные проекты и высокие зарплаты и опционы. «Люди уходят, а притока нет. Геймдев перестал быть таким привлекательным и одновременно уже выбрал (фактически выкупил) ресурс провинциальных студий, за счёт которых решал кадровую политику в последние годы», — пишет Владимирская.

Представители игровой отрасли прокомментировали публикацию основательницы Pruffi на Facebook:


Леонид Сиротиннезависимый эксперт

Очень объемный комментарий придётся написать. А учитывая, что фактически в стране (существуют несколько независимых геймдевов — ММО, мобильная и социальная разработка, как минимум, придётся писать комментарий за каждый из них отдельно. И ещё надо оспаривать совершенно все частности типа умеющих монетизировать маркетологов и прочих мифических зверей, но при этом соглашаться с основным постулатом про кризис.

Поэтому я для краткости скажу — да, наступают трудные годы, крепитесь.


Александр Лысковскийоснователь Alawar

Все правильно. В геймдеве стало сложно рождаться и расти новым компаниям, как было раньше — лет 5-7 назад — сейчас нет ниш и платформ с низким порогом входа. А много больших и средних компаний в России испытывают кризис идей, кризис управления, кризис качества. И уж точно все испытывают кризис в вопросах ликвидности и инвестиций.

Тут и общая ситуация на рынке срабатывает и все эти истории про «Крым наш».

Но есть масса классных команд (особенно вне Москвы), которые пришли в геймдев не потому что всё перло и потому что раздавали опционы и инвестиции, а потому что можно «делать игры!». И сейчас их проекты особенно заметны — они сделаны с любовью, они снова выглядят как искусство, а не конвейер, они интересны и свежи — это не просто клоны, которыми грешили крупные и стабильные.

Это именно та молодая шпана, что сметёт крупных корпоративных монстров в игровой бизнесе с лица Земли. У них иногда страдает профессионализм, но зато много страсти. Профессионализма им можно добавить, а вот страсть не купишь ни за какие опционы.

Мы в Alawar очень любим с такими людьми и такими командами работать последние месяцы — это для нас тоже новый шанс.

Антон Аграновскийоснователь Destiny Development

Когда мы начинали заниматься играми, это занимало всю жизнь, свободную ото сна и работы (в больницах и на скорой) и не приносило первые четыре года лично мне ни копейки денег.

Нельзя заниматься творчеством ради денег.

Если из кино удалось построить индустрию хитов, то и из игр получится. Только останется три-четыре компании, внутри которых студии будут делать то, что им хочется, а не клоны Clash of Clans с жестким дедлайном за восемь месяцев. Такие игры, как показывает практика, аудитории не нужны больше.

Для всех игроков рынка сегодня стоит всего один вопрос: а смогу ли я затащить себя в эти три-четыре компании, или придётся смириться с ролью студии внутри холдинга.


Сергей Орловскийоснователь и генеральный директор Nival

Игры должны делать люди, которые без этого жить не могут. Это как с писателями. Можешь не писать — не пиши. А то, что на локальном всплеске последних десяти лет, вызванном приходом новой бизнес-модели, в индустрию пришло много людей за деньгами, и то, что индустрия готова была их платить — это аномалия. Люди, которые пришли за деньгами, должны уйти. Люди, которые без игр не могут жить, останутся. И всем будет счастье.

Сергей Бруйоснователь Vizor Interactive

Проблемы в индустрии с кадрами нет (то есть не так — эта проблема перманентна, но как константа, не особо меняется), как нет и кризиса (для того, чтобы был кризис, должен был быть взлёт, что-то подсказывает, что сейчас индустрия на пике заработков).

Есть смена бизнес-моделей, лидеров рынка и, как следствие, миграция кадров. Из индустрии уходят случайные люди, абсолютно поддержу Сергея Орловского.

Нам в Минске на 99% не интересны дорогие динозавры, строившие банковские системы в EPAM, не интересны их продажники и прочее. Их маркетологи не помогут продвинуть наши продукты и так далее. Геймдев — это пунктик, если он в человеке есть — его можно вытянуть откуда угодно.

Основой успеха игровых компаний становится умение находить и воспитывать кадры, а не переманивать дорогих людей с огромным багажом (релевантного-то багажа почти ни у кого и нет).

Сергей Романенкодиректор по развитию Playflock

Вот таки не удержался, напишу. Кризис в геймдеве? Рецессия и стагнация? Серьезно? Видимо сейчас вызову гнев зубров геймдева, но ситуация представлена крайне однобоко.

Для начала, пожалуй, надо сразу проставить рамки, мы ведь сейчас говорим сейчас о российском геймдеве? А значит, мы говорим сейчас о российском рынке, на котором в целом дела не слишком-то хорошо, верно?

Пробежимся по тезисам:

  1. Зарплаты не растут как раньше? А почему они должны расти как раньше? Ситуация была аномальной, рынок рос взрывообразно, сейчас этого нет, поэтому сейчас рост зарплат нормальный, обычный и лучше, чем в целом по РФ.
  2. Время «вкусных» опционов прошло. Здесь аналогично. Да, прошло, вместе с завершившимся периодом взрывного роста.
  3. Мало умных кадров извне? Кадры из другой сферы приходят, но их здесь уже не ждут, здесь уже хватает людей с опытом именно в геймдеве. Ничего плохого в этом нет.
  4. Конкуренция за кадры извне. Да, ок, опять же, причина в том, что индустрия ещё не постарела, но в ней уже накопились опытные кадры, и они интересны и в других отраслях. Нюанс в том, что тот, кто хочет делать игры, не уйдет, им ещё и платят за это достойно, и это тоже нормально, каждый должен быть на своём месте.
  5. Тезис «люди уходят, а притока нет». Уходят те, для кого это был очередной интересный тренд, они так и будут прыгать по трендам, это просто стиль жизни. Остаются те, для кого геймдев сам по себе был целью. На тот объем проектов, что сейчас есть, тех, кто остался, вполне хватает. В итоге приток появится вместе с проектами, а они появятся вместе с тем, как растут спецы внутри компаний.

И да, люди едут за пределы РФ, но геймдев здесь совсем не особенный, это в целом для страны сейчас так.

А теперь немного о другой, позитивной стороне медали.

  1. Объём российского рынка в деньгах растёт, где быстрее, где медленнее, но растёт.
  2. У тех, кто работает на зарубежных рынках, всё шикарно. У варианта фифти-фифти, тоже все хорошо, ибо ФОТ в рублях, а заработки в зарубежной валюте в том числе. Те, кто работает только в России, ошибся в стратегии, и к рынку это имеет мало отношения.
  3. Я не могу привести пример отрасли в РФ, где всё сейчас все гладко. Или хотя бы лучше, чем в геймдеве.
  4. Во времена кризиса люди играют больше, что нивелирует потери от того, что они меньше платят.
Алексей Савченкоевангелист Epic Games

Раз в два-три года мы традиционно ритуально хороним индустрию, чтобы она ожила на утро с новой силой.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с vc.ru

6

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • vc.ru
          • домен vc.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции