Теплица планетарного масштаба: учёные прогнозируют повышение средней температуры на Земле на 4—5 °C к 2050 году

Шведские учёные выяснили, что меры, предусмотренные Парижским соглашением по климату, не позволят удержать повышение температуры в пределах 2°C к 2050 году. После достижения этой критической отметки запустятся необратимые экологические процессы, температура в итоге повысится на 4—5 °C и наша планета превратится в «большую теплицу». Российские эксперты отметили, что государства, подписавшие соглашение, не всегда выполняют принятые на себя обязательства. Специалисты уверены, что лишь ускоренный переход к «зелёной» экономике может спасти Землю от глобального потепления.

Учёные Стокгольмского университета (Швеция) выяснили, что меры, предусмотренные Парижским соглашением по климату, не позволят к 2050 году удержать повышение температуры в пределах 1,5—2°C. Согласно этому договору, страны с развитой промышленностью обязались сократить выбросы парниковых газов к середине XXI века, переориентировав свои экономики на «зелёные» технологии. Однако, в соответствии климатической моделью, созданной шведскими учёными, текущие темпы сокращения выбросов углерода слишком низкие и, если ничего не предпринимать, то к 2050 году средняя температура на Земле повысится на 4—5°C.

Критическая отметка

Чтобы оценить эффективность мер, предпринятых для борьбы с глобальным потеплением, шведские учёные разработали климатическую модель, которая учитывает данные о текущих и ожидаемых количествах выбросов углерода в атмосферу.

Оказалось, что меры, предусмотренные Парижским соглашением по климату, не позволят удержать повышение температуры в пределах 1,5—2°C к 2050 году. Градусник термометра поднимется на 4—5°C, и Земля превратится в «большую теплицу».

«Выбросы парниковых газов в атмосферу Земли вследствие деятельности человека не являются единственным фактором, способствующим потеплению. Результаты нашей работы показывают, что после достижения критической отметки в 2°C запустятся необратимые процессы, которые мы уже не в силах будем остановить, даже полностью перейдя на «зелёные» технологии», — сообщил автор исследования Йохан Рокстрём.

Также по теме
Градус опасности: учёные прогнозируют масштабные наводнения на планете при потеплении более чем на 1,5 °C
Потепление на Земле более чем на 1,5 °C приведёт к беспрецедентным по своим масштабам наводнениям. К таким выводам пришли учёные из...

Учёные отметили, что, при превышении средней температуры к середине XXI века больше, чем на 2°C, природные «хранилища» углерода выпустят газ в атмосферу: вечная мерзлота начнёт активно таять, высвобождая гидраты метана, площадь лесных массивов Амазонки, а также полярных и антарктических ледяных покровов будет интенсивно сокращаться.

«Климат меняется в глобальных масштабах»

По мнению исследователей, промышленно развитым государствам необходимо как можно скорее переориентировать свои экономики на «зелёные», чтобы удержать повышение температуры в пределах 1,5—2°C и таким образом не допустить запуска необратимых экологических процессов.

Российские учёные согласились с выводами своих зарубежных коллег, отметив, что предусмотренные Парижским соглашением меры изначально не были достаточно эффективными.

«В момент обсуждения и принятия Парижского соглашения появилось изрядное количество публикаций, в которых учёные доказывали, что с помощью предполагаемых мер достичь заявленного эффекта невозможно», — сообщил в интервью RT кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Главной геофизической обсерватории им. Воейкова Андрей Киселёв.

Эксперт отметил, что государства, которые приняли на себе обязательства, предусмотренные Парижским соглашением, не всегда их соблюдали. В июне 2017 года Дональд Трамп вовсе вывел США из соглашения. По мнению американского лидера, участие США (второй стране по количеству выбросов парниковых газов) в подобных договорах лишь подрывает национальную промышленность.

• Reuters