html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Тень от луча света // Зачем Театру наций «Гроза» Островского? Размышления Дмитрия Ренанского

Зачем Театру наций «Гроза» Островского? Размышления Дмитрия Ренанского

Театр наций выпускает премьеру спектакля "Грозагроза" — хрестоматийную пьесу Островского ставит режиссер Евгений Марчелли. "Огонек" побеседовал с режиссером и взвесил шансы классики на интерпретацию

Руководителям российских театров не позавидуешь — они и так заняты, что называется, на вредном производстве, а с недавних пор работа служителей Мельпомены и вовсе превратилась в бесконечное хождение по минному полю. Конституция пока еще запрещает цензуру, но к парадным театральным подъездам регулярно подбрасывают свиные головы, центральные телеканалы в лучших традициях партсобраний пропесочивают в прайм-тайм громкие премьеры, а вопрос о границах интерпретации на драматических подмостках всерьез обсуждается на всех общественно-политических этажах российского общества — и игнорировать этот токсичный контекст с каждым сезоном все труднее. Серьезные проблемы начинаются уже на уровне выбора названия для новой постановки: сегодня этот сугубо творческий вроде бы процесс напоминает скорее работу политического аналитика, оценивающего возможные репутационные риски. Взять современную пьесу значит вступить на шаткую почву актуальной проблематики. Но и взяться за более традиционный материал куда как боязнее: какой бы острый или, наоборот, диетический ни получился на выходе спектакль, его автора всегда с легкостью можно будет обвинить в самом тяжком по нынешним временам грехе художника — извращении классики, поругании святынь, посягательстве на духовные скрепы. В шахматах такое положение называется цугцвангом, когда любой ход — плохой, любой ведет к потере фигуры. Причем проигравшим в итоге окажется вовсе не театр, как можно предположить на первый взгляд.

Евгений Марчелли одним из первых попал под гребенку консервативно-охранительской кампании: восемь лет назад в Калининграде его постановка горьковских "Дачников" привлекла внимание местных ревнителей нравственности, требовавших не только снятия спектакля с репертуара, но и привлечения его автора к суду. Режиссера этот эксцесс нимало не смутил — что в нулевые, что сегодня худрук ярославского Театра им. Федора Волкова работает на территории неизменно тонкой и всегда остроумной актуализации театральной классики. Между тем для новейшей истории отечественной сцены опыт Марчелли скорее исключение, чем правило: крупных режиссеров молодого и среднего поколения, последовательно занимающихся интерпретацией хрестоматийных текстов, сегодня раз-два и обчелся. Вплоть до недавнего времени постановщики скорее предпочитали иметь дело с драматургами-современниками или сами сочиняли пьесы во время репетиций вместе с актерами, не говоря уже о том, что и у нас, и на Западе театр прекрасно обходится и вовсе без текста: как ни крути, а человеку цифровой эпохи все сложнее производить новые смыслы с помощью слова и находить смысл в привычных словесных конструкциях. Питаясь энергией музыки, кино и других смежных искусств, сцена научилась выживать и без помощи литературы, тем более классической.

Парадокс, но в России эта ситуация начала мало-помалу меняться именно сегодня: аккурат в эпоху консервативного поворота отечественные режиссеры новой волны берутся за классику все более и более активно. Самые резонансные премьеры двух-трех последних сезонов поставлены по Чехову, Достоевскому и Толстому — при этом эстетика самих спектаклей, разумеется, максимально далека от смутного традиционалистского запроса, предъявляемого временем, так что ни о каком следовании общесоциальной повестке не может быть и речи. Ставки в этой репертуарной игре куда более высоки: театр осознает, что отлучение от сцены для великих писателей прошлого чревато необратимыми последствиями и для литературы, и для всего общества. Текст, как известно, становится классикой именно благодаря прирастанию трактовок: лишившись шанса на интерпретацию, даже самое расклассическое произведение теряет содержательный объем, ссыхается до знака, символа, до иллюстрации к школьному учебнику литературы. Это как раз случай "Грозы": если бы ни этапные постановки Генриетты Яновской в столичном ТЮЗе, Льва Эренбурга в Магнитогорске и Андрея Могучего в петербургском БДТ, пьеса Островского так и осталась бы стреноженной штампами литературной критики XIX века, сужающими и обедняющими микрокосм одного из центральных русских текстов.

Очень тяжело абстрагироваться от этого хрестоматийного "луча света в темном царстве": эта трактовка наводит тоску и отбивает всякое желание о ней размышлять

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruogoniok
          • театр
          • писатель
          • достоевский
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции