html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Свобода, которой нас никто не учил

Свобода, которой нас никто не учил

В середине 80-х в трёх сибирских городах — Кемерово, Томске и Новосибирске — родилось нечто, не похожее на привычное советское искусство. На улицу вышли актёры ещё только организованного театра — кемеровской «Ложи»: бродили по проспектам в балахонах, «замеряли» уровень воды и всё никак не могли найти в «городском океанариуме» дельфинов. Участники новосибирского «Пан-клуба» восстанавливали историчекую справедливость: «выловили» Чапаева в Оби, дали Пушкину второй шанс застрелить Дантеса. Хулиганили томичи — Макс Батурин и его Всемирное общество новых пролетарских поэтов. Об этом — прошедшая выставка Сибирского филиала Центра современного искусства «Повторение непройденного» в Томске. Её куратор Сергей Самойленко рассказал корреспонденту Сиб.фм, почему на смену галерейному искусству пришло уличное и как место ироничного перформанса заняла Монстрация.

Почему именно уличный перформанс вы называете адекватной реакцией на перемены 80-90-х?

Это период небывалых изменений, к которым никто не был готов. Цензурные запреты рушились моментально, каждый месяц выходило что-то новое: вчера — письмо Нины Андреевой в защиту Сталина, через месяц уже издают Набокова, ещё немножко — и Солженицына. Стало понятно, что старые формы искусства перестают работать, требуются новые. Конечно, появилась новая литература, поэзия, выставки нового искусства. Например, в московском Манеже проводились огромные выставки молодых художников, которые дополнялись выступлениями поэтов... В провинции это тоже происходило в той или иной степени — выступления, вернисажи. Но, мне кажется, правильным был именно выход в городскую среду с очень необычными вещами.


Две недели Олег Кулик жил в клетке, установленной в галерее «Deitch Projects» (США)

Например, лучшим искусством 90-х были перформансы Олега Кулика, там сказано всё об этом времени, о нашем диком капитализме и популярных штампах социального дарвинизма. И перформанс Александра Бренера, когда он на Лобном месте в боксёрских перчатках вызывал Ельцина на бой.
То есть формы искусства были ответом на вызов времени. И хотя в том же Новосибирске всё происходило более театрализованно, не так социально остро, но, например, установка виселицы на станции метро «Гагаринская» под предлогом какой-то лохматой годовщины борьбы с коррупцией (в дату казни сибирского губернатора князя Гагарина) мне кажется остроумным перформансом.

Сложно представить, что подобную акцию допустили бы сегодня...

Да.

Те полтора десятилетия — время даром данной свободы, которую никто толком не оценил и не использовал, но перформансы — это зафиксированные уроки свободы.


«Пан-клуб» никуда не исчез, и даже отпраздновал в этом году своё двадцатилетие

Cибирский перформанс появился стихийно, вне влияния Запада и даже столицы. Но обладал ли он достаточной самобытностью и оригинальностью, чтобы сформировать самостоятельную школу уличного искусства?

Как таковой школы — нет. Авторы не рассматривали перформанс как основное поле применения творческих сил. Допустим, для Макса Батурина и Андрея Филимонова главной была их литературная деятельность, хотя в итоге на основе перформансов и хэппенингов они поставили спектакль «Стремление к нулю», с которым съездили на пару фестивалей. Интервенция в общественное пространство была дополнительным творческим измерением. Очевидно, что никто и не придавал этому статус большого искусства, все относились немного наплевательски, поэтому и документации не осталось. И про перформансы «Пан-клуба» коллеги-журналисты до сих пор отмахиваются, что, дескать, это же не искусство, ребята просто развлекались. Ну да, развлекались — но это-то и было искусством. А потом довольно быстро все начали заниматься чем-то своим: кто-то ушёл в журналистику, кто-то сосредоточился на театре.

Если мы проведём параллель с сегодняшним днём, то, вероятно, самым ярким событием «уличного искусства» следует назвать Монстрацию? Её вообще можно считать явлением совриска?

Конечно. Это очень интересное явление, которое имеет глубокие корни в искусстве. В нём соединились и хэппенинг, и молодёжный карнавал, и черты флешмоба, и политического акционизма (хотя Монстрация — это принципиально неполитические лозунги). Монстрация как форма паблик-арта располагается в пространстве между художественной деятельностью, социальной активностью и политическим жестом. Но до сих пор надо убеждать, что это искусство.


За десять лет число монстрантов в Новосибирске выросло в 50 раз

При этом Монстрация-2004 была не первой. Нечто подобное ведь проводилось еще в 1999-м, но тогда акция художников не «выстрелила». Получается, она ждала своего времени?

Да, была акция-шествие новосибирских художников в 99-м, но они делали её для собственно художественного круга. Надо сказать, нечто похожее проводилось в Академгородке ещё в конце 60-х — с лозунгами разной степени неформальности молодые учёные участвовали в первомайской демонстрации. Типа: «Радость — народу!» И это вполне вписывалось в контекст хрущёвской «оттепели»: тогда же проходили первые авангардные выставки в Доме учёных, заседания клуба «Под интегралом». Но та акция не имела такого социального смысла и новизны. Её не воспринимали ни как отдельное явление искусства, ни как общественное явление.

А в Монстрации найдена принципиальная новизна: её делают не какие-то особые творцы, а самые разные обычные люди.

А как же фигура художника, которая должна аккумулировать в себе главный посыл, протест перформанса?

Есть такое понятие — партиципативное искусство, то есть то, в котором задействовано много людей. Это собрание не единомышленников, а самых разных участников, которые пришли благодаря сарафанному радио и социальным сетям. В результате не каждый — художник, но когда народ собирается вместе со своими плакатами и костюмами, это становится искусством.

Тем не менее перформанс — это всегда высказывание, сформулированная идея или протест. А Монстрация — это «за» или «против» чего...?

Начиналось всё с травестирования, карнавального осмеивания официальной формы демонстрации. Отсюда — принципиально неполитические и абсурдные лозунги. Чем дальше, тем сильнее эта «неполитичность» становилась политикой — просто «от противного», как антитеза «серьёзным» политическим демонстрациям. Она начиналась как школа солидарности и творческой активности, а сейчас всё больше превращается в праздник непослушания, детский карнавал, ясли. К тому же это мощный антидепрессант.

Да, кстати, чего в ней больше: собственно художественного или психотерапевтического?


Как прошёл митинг в защиту творчества и оперы «Тангейзер» в Новосибирске

Это тот редкий случай, когда художественный смысл вызывает небанальный психотерапевтический эффект. При этом нормальные люди к ней хорошо относятся, а те, у кого есть определённые психологические «зажимы», — воспринимают в штыки.

Монстрация сегодня переросла рамки первомайского шествия. Абсурдные лозунги мы видели даже на Болотной. В Новосибирске вовсе перед любым митингом теперь придумывают оригинальные транспаранты, внешнюю атрибутику. Говорит ли это о том, что митинг потенциально может трансформироваться в форму современного искусства?

Думаю, всё-таки нет. Особенно если мы посмотрим на последний митинг. Да, это форма реакции на современное искусство, но не самостоятельное художественное явление. Абсурдных и смешных лозунгов было не так много — как-то уж не до смеха. Хотя, допускаю, появится художник, который сможет изменить формат митинга так, что он превратится в художественное высказывание.

Но зато политический жест провоцирует другие явления искусства.

Например, у Евгения Иванова есть впечатляющий фотоцикл «Homo Demonstraticus» — портреты людей, которые участвуют в митингах и демонстрациях.

Перформанс как актуальный язык 80-90-х в нулевые уже практически исчез, можно ли спрогнозировать, как долго Монстрация будет отвечать духу времени?

Чем дольше её будут запрещать, тем сильнее будет интерес.

В этом смысле я удивляюсь власти: сколько можно наступать на одни и те же грабли?

Надеюсь, что и в этом году возобладает здравый смысл и Монстрация пройдёт по Красному проспекту.

А отдалённое будущее прогнозировать невозможно. Не знаю, останутся ли в истории искусства Монстрация, или «Тангейзер», или современное искусство вообще, надеюсь, что останутся. Но «запретители» точно войдут в историю короткими примечаниями, сделанными мелким шрифтом, петитом.

Но сегодня в том числе эти самые «запретители» создают в Новосибирске среду, в которой нет места современному искусству.

Сейчас самое благоприятное время для возрождения перформанса: выставочных залов нет, выставляться негде, в свете последних событий никто не рискует открыто поддерживать современное искусство. Значит, рано или поздно появятся люди, которые займутся уличными перформансами и хэппинингами, просто потому что это становится актуальным и возможным и не требует ни залов, ни дорогостоящих ресурсов.

Вообще же речь идёт о том, что нынешний период нужно как-то пережить. Стоит заниматься просвещением, образовательными проектами, что-то делать в этом направлении. И, конечно, беречь, защищать и поддерживать преемственность свободы, в искусстве особенно. Молодые люди, которые сегодня выходят на Монстрацию, этих уроков не проходили, про эти перформансы двадцатипятилетней давности ничего не знают, они начинают будто с чистого листа. То есть «Повторение непройденного» — это и про наше время. Про то, что у нас в анамнезе есть и искусство, и свобода.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с sib.fm

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • sib.fm
          • метро
          • акции
          • митинг
          • домен sib.fm

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции