html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Свидетель тотальной катастрофы: Памяти Клода Ланзманна

Свидетель тотальной катастрофы: Памяти Клода Ланзманна

Самый принципиальный, непримиримый и въедливый режиссер в истории, Клод Ланзманн еще при жизни стал легендой. На Каннском кинофестивале, который даже к признанным авторитетам относится высокомерно и может «забукать» любого фон Триера, Ланзманну устраивали стоячие овации по 10-15 минут, и ни один зритель не смел сбежать до конца сеанса его многочасовых лент.

Главный труд Ланзманна — «Шоа», то есть «Катастрофа», монументальная работа о Холокосте. Он длится девять часов, и его нельзя показывать по частям, в формате сериала — тогда впечатление не будет таким сокрушительным и тяжелым (а можно ли легко рассказывать о Холокосте?).

В 70-е, когда Ланзманн начал собирать материал, о Холокосте громко было говорить не принято, многие предпочитали считать его сионистским мифом (американский мини-сериал «Холокост» с Мэрил Стрип выйдет только в 1978-м). Государства-союзники, победившие в войне, предпочитали говорить, что все народы равно пострадали от нацистов.

Ланзманн построил «Шоа» (как и большинство своих фильмов) на свидетельствах очевидцев. Он записал эти свидетельства в форме беспощадных интервью, разрывающих завесу молчания, добиваясь от каждого респондента если не покаяния, то хотя бы чистосердечного признания своей вины. Метод Ланзманна основывается на том, что все материальные свидетельства Холокоста уже были предъявлены человечеству, выполнили свою шокирующую функцию и со временем перестали быть актуальными для массового восприятия, превратились в общее место. Значит, посчитал Ланзманн, Холокост надо проговорить, потому что через устные свидетельства людей, которые живут здесь и сейчас, мы проникаем сквозь время, оказываясь в зоне Холокоста, но в то же время остаемся и в настоящем. А для Ланзманна Холокост — это настоящее, квинтэссенция ХХ века, сверхцель западной цивилизации, явление, которое существовало вопреки всей европейской культуры, но при этом, очевидно, являлось прямым следствием европейской политики и экономики. Синхронное интервью в документальном кино задолго до Ланзманна стало мощнейшим оружием в борьбе за эффект сопричастности, но Ланзманн первым констатировал, что некоторые вещи в принципе могут быть познаны только через массив устных свидетельств, через передачу непосредственного опыта, а не показ картинок. И кино Лонцманна, действительно, транслировало этот опыт.
«Шоа»

«Шоа»

Вот работник зондер-команды, обслуживавшей газовые камеры. Вот парикмахер-заключенный, который стриг узников перед отправкой в камеры. Вот крестьянин, который плавал в лодке рядом с лагерем и пел песни, чтобы не слышать криков из-за стен. Ланзманн составляет обвинение, подшивает к делу показания все новых свидетелей, и известный нам исторический феномен через девять часов фильма превращается в яростную симфонию о трусости, предательстве, смерти и — отваге, сопротивлении отдельных людей, героев, которым Ланзманн тоже отводит в своем фильме место.

Вообще «Шоа» мог бы длиться и дольше. Ланзманн работал над ним более десяти лет и за это время наснимал такое количество материала, что его хватило бы и на тридцать часов. На самом деле режиссер и не прекращал работу: он разбирал эти записи и постоянно выпускал на их основе новые фильмы о Катастрофе.

Конечно, у него были и другие фильмы, не только о Холокосте. Его первая картина «Почему Израиль» открывает магистральную для Ланзманна тему, правда ответа на главный вопрос фильма «Кто такой еврей?» — он не находит. Израильской армии посвящен пятичасовой фильм «Цахал». Ланзманн верит, что государство Израиль имеет смысл именно потому в нем есть эта армия женщин и мужчин, готовая в любой момент ответить на угрозу своему народу.

При этом Ланзманн в Израиле — чужак. И в Польше, и в Италии чужак, в его фильмах необходимо это ощущение постороннего, который всматривается в предмет своего изучения, но все равно до конца не способен его постичь. Поэтому в них всегда остается легкая недосказанность, какая-то тайна, из-за которой многочасовые полотна потом тянет пересмотреть и еще раз. Эта дистанция была очень важна для режиссера, он говорил, что ни за что не смог бы сделать «Шоа», если бы отсидел в лагере, да и в Израиле не снимал бы, если бы был его гражданином. Последний полный метр Ланцмана «Напалм» весь строится на переживании тотального отчуждения. Пожилой Ланзманн приезжает в Северную Корею, чтобы рассказать о том, как он уже был здесь в конце 50-х, в составе коммунистической делегации и влюбился в местную медсестру. Единственным словом, которое они произносили одинаково, было «напалм». И собеседник Ланзманна здесь он сам, именно его собственный монолог в кадре — главная часть фильма, такая неожиданная для всех, кто знает метод режиссера. Так же неожиданна и тема — любовь, которую уничтожил тоталитаризм, а в широком смысле — жестокий ХХ век, который Ланзманн прочувствовал в своем творчестве настолько полно и трагично.
«Напалм»

«Напалм»

Последнее, что успел сделать Ланзманн накануне смерти, — выпустил мини-сериал «Четыре сестры», хотя, наверное, и его лучше смотреть целиком, как фильм, который длится четыре с половиной часа. Каждая из серий рассказывает о судьбе еврейской женщины, которая пережила концлагерь. Конечно, сестры — это намеренное искажение фактов, героини не только не родственницы, но даже разной национальности. Ланзманн встретился с ними, когда работал над «Шоа», в конце 70-х. В сериале гораздо больше лиризма и надежды, чем в прошлых работах Ланзманна, и во взгляде на героинь куда больше нежности, чем можно было ожидать. В таких случаях принято говорить, что это фильм-завещание. Но в случае с Ланзманном стоит уточнить, что написание этого завещания заняло сорок с лишним лет и его последние главы были написаны одновременно с первыми.

Автор Сергей Сычев
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kinopoisk.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kinopoisk.ru
          • домен kinopoisk.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции