html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Супергерои-пуритане, которые бросают за решетку воров — это точно нет». Кто, что и зачем рисует в мире российского андеграундного комикса

Никита Исаев, куратор спецпроектов фестиваля «Комикс-андеграунд»

— Сейчас андеграунд стоит на месте. Про андеграунд не слышно, а представители андеграунда не особо-то и стремятся, чтобы о них слышали. Это сакрально-ламповая компания. Мы же пытаемся немного это расшатать, чтобы новые люди могли стать частью андеграунда.

Комикс-андеграунд — это жанр, который начал первым развиваться в российской комикс-индустрии. Наш фестиваль этому поспособствовал. Мы очень древние. Нам уже шестнадцатый год пошел. Сначала все было на два-три гаража, хороших дедовских гаража, сейчас у нас площадка в Музеях Москвы, на «Флаконе», проводим лекции в Библиотеке молодежи.

Но надо понимать, что для каждого андеграунд свой. Термин придумали так же, как меломаны придумали жанры музыки — чтобы хоть как-то систематизировать и понимать.

— Что — не андеграунд?

— Наверное, крупные издательства, например российское Bubble. Эталонная попса — это супергерои. Некоторые и не слышали про альтернативные комиксы, хотя до появления фильмов Marvel и DC комиксы вообще были андеграундом в мире искусства.

Сегодня андеграунд-комикс жестче классического, непонятнее, более нестандартный по рисунку. Если художник решил, что он не будет соблюдать анатомию, он не станет ее соблюдать. Здесь нет правил. Например, в андеграунде редко раскрывают попсовую тему супергероики, но недавно у нас ребята запустили комиксы, где супергерой — человек-пропеллер: у него вместо головы пропеллер, которым он и поражает врагов. Абсолютное безумие. Но вполне себе супергерой.

— Надеюсь, это безумие рождается в безумной атмосфере.

— Да. У нас есть мероприятие drink&draw, когда художники все вместе садятся, рисуют и пьют.

Казалось бы! Люди пьют и рисуют, но мы придумали этому название, и всем стало приятно и спокойно.

— Среди попсовых комиксов есть что-то стоящее?

— Есть один комикс на стыке попсы и андеграунда — «Трансметрополитен» Уоррена Эллиса. Он про мир посткиберпанка с антиполитическим уклоном, про похождения американского журналиста, который борется с несправедливостью предвыборной кампании. За прообраз главного персонажа взят Хантер Томпсон. Весь комикс пропитан гонзо-журналистикой.

— Допустим, я рисую комиксы. Как мне попасть на фестиваль? Какие мои работы точно пройдут?

— Комиксы с пометочкой «18+» железно или скорее всего попадут на фестиваль. И здесь не обязательно должна быть эротика. Может быть какой-то серьезный социальный или политический подтекст, который юный человек без сложившейся картины мира не поймет. А попасть к нам очень просто — вы отправляете заявку на сайт комиссии и предоставляете свои работы.

Григорий Старостин, комиксист. Маша Исаева, издатель

Комикс Григория Старостина

Маша (М.): Наши комиксы своеобразные, потому что мы выбрали жанр ужасов. Первый наш комикс «Некрополис» как раз про это. Есть и свой супергерой — Мутаген, он появляется во втором сборнике. Там история супергероя в желтом.

Григорий (Г.): Желтый Жук.

— А с кем борется Желтый Жук?

М.: Это странный город, какая-то пограничная среда…

Г.: Не надо ничего говорить! Дальше все будет понятно. Это декорации подворотни. Они сами за себя говорят. Что нужно, мы поясним, а это не нужно.

— Вы андеграунд?

Г.: Мне не нравится это название. У андеграунда слишком тяжелые правила, чтобы по ним играть. Че-т нас никто не замечает тут, смотрят, но проходят мимо. Или это незнакомо глазу, или это не вписывается в их понятие об андеграунде, а именно — черно-белых рисунков. Мы — по факту — андеграунд, но себя так не позиционируем. Это не значит, что мы стремимся в мейнстрим, мы скорее инди: независимые, делаем все за свои деньги, отчитываемся только перед собой.

— Каково комиксистам в России?

Г.: Блин, пока что худо. На хлеб с маслом, на хлеб с маслом ровно! На кофе по праздникам хватает, на сигареты. Позволить себе поесть здесь, на «Флаконе», — это уже роскошь.

Но если издавать лицензии, понимать, что ты издаешь и для кого, то можно ежемесячно стричь очень неплохо.

— А вы для кого издаете?

Г.: Для таких, как мы.

«Я хочу высказать тебе претензию…» — говорит Григорию неожиданно возникший молодой человек, — «Дай мне сигарету». (Григорий уходит.)

М.: Путей для развития несколько. Либо издательство уходит в лицензии, либо идет русской дорогой: ты общаешься с художниками, сценаристами, вы вместе работаете. Зарубежной супергероике помогают фильмы. На их фоне ты подсовываешь новые книжки, и их покупают. Но для нас важно давать людям читать что-то самобытное.

(Григорий возвращается.)

Г.: Мы делаем комиксы для тех, кому не по духу Bubble, кого утомила мейнстримовая супергероика западная, кто не согласен со взглядами на мир этих супергероев.

— Какими взглядами?

Г.: Что Бэтмен, Паук, Супермен — все спят в обнимку с американским флагом, насколько бы самобытными не пытались их делать сценаристы.

— А вы хотите, чтобы наши герои с российским флагом в обнимку спали?

М.: Нет, нет, нет!

Г.: Человек, который стремится что-то изменить своими действиями и берет правосудие в свои руки, не может быть нейтрален и придерживаться общепринятых ценностей. И тут сразу возникает вопрос, кто такой герой. Но мне плевать, кто такой герой.

Мне интересно рассказывать о чудаках, которые напяливают на себя трико или как-то видоизменяются, и не важно, живые они или мертвые, если мертвые, то вообще отлично. Это нам интересно. Но рассказывать про пуритан, кидающих за решетку чуваков, которые воруют магнитолы или грабят банки, это точно нет.

И это точно никому здесь не нужно, я уверен в этом.

(Григорий уходит.)

— Но у нас попытки все же есть. Тот же распиаренный Майор Гром.

М.: Это все попытки, и это тоже должно быть. Чтобы в ответ появилось что-то еще, и еще, и еще. Человек, который делает комиксы, до этого читал какой-то материал, и его комикс — это ответ на то, что он прочитал.

— Вы на каких комиксах выросли?

М.: Я любила читать комиксы про Барби. Фотокомиксы про Барби. Это как Робоцып, только для маленьких девочек. А сейчас я делаю комиксы в жанре ужасов.

«Ты опять у меня крысишь!» — кричит Григорию все тот же молодой человек.

«Я просто… У меня интервью». (Григорий возвращается.)

— Григорий, а вы на каких комиксах выросли?

Г.: У меня — как у всех — Черепахи. Они, безусловно, сильно повлияли. Почему мы Мутаген выпускали? Джим Лоусон — в детстве запало.

— Каких бы отечественных комиксистов вы отметили?

Г.: Даниил Кузьмичев! С ходу! Когда мне было 14–17 лет, он был моим живым маяком. Маяк — и не где-то за бугром, а в Тушино. Это человек, на которого можно и нужно равняться.

Александр Кондратьев, писатель, комиксист

Я всегда хотел быть писателем. А когда понял, что комиксы достаточно популярны, я решил, что комиксы — это один из способов продвижения книг. Свой дебютный роман «Острова блаженных» я писал как экспериментальный. Одна из глав выглядит как пьеса, другая — как стихотворение, где каждый персонаж говорит в своем стихотворном размере.

Я посмотрел на то, что получилось, и заметил, что драматическую главу легко можно переделать в комикс, потому что пьеса — это уже готовые реплики персонажей. Так появился комикс «Розовый слон». Он разошелся, и я стал скорее известен как автор комикса.

— Так в итоге комиксы помогают продавать книги?

— Да, у меня на фестивале дела идут лучше, чем у других. Сейчас почти не осталось моей предпоследней книги «Белый человек». По ней я тоже сделал комикс.

— «Белый человек» — это про расизм?

— Нет, совсем нет.

Я вообще считаю себя добропорядочным христианином и в книге хотел показать неприемлемость насилия и жестокости. Для этого я вывернул градус абсурдности до предела.

Из-за этого многим людям роман кажется крайне жестоким.

— Вы андеграунд?

— Я самый мейнстрим. Я так хорошо продал свои книги, потому что мне удалось написать историю, которую очень легко рассказать в двух-трех предложениях. И людям это нравится.

— Каково комиксистам в России?

— Достаточно тяжело. Есть недоверие к отечественному продукту, и на рынке очень много переводных комиксов. А переводят лучшее, проверенное, и очень трудно русским комиксистам соревноваться с вершинами американского, японского, французского комикса.

Алексей Трошин, комиксист

Я пишу истории людей, но в образах животных. Старый приемчик. Мой комикс «Диптих» — про Первую мировую войну, про двух героев, которые разведены линией фронта. Один — шестнадцатилетний британец, который идет на войну добровольцем и полон мечтаний и идей, другой — уже взрослый офицер, у которого есть семья, который устал от жизни, устал от войны. И эти герои встречаются.

В середине 90-х годов, еще когда я был маленьким, я увлекался темой Второй мировой, я рисовал войну. Потом выиграл на фестивале «КомМиссия» с комиксом про немецкого художника Отто Дикса, наверное, самого важного художника в моей жизни. Его триптих «Война» поразил меня. И на волне этого захотелось сделать большую историю.

— Вы используете исторические материалы или все складывается у вас в голове?

— Наверное, и то и другое. Я очень много читал и смотрел про Первую мировую, и не только про сами военные действия, но и про людей, больше деятелей искусства, которые участвовали в боевых действиях.

— То есть вы максимально серьезный представитель андеграунда?

— Я бы не сказал, что это андеграунд, скорее, авторский комикс. Я, честно говоря, в этих терминах не разбираюсь, я просто рисую, как умею.

— На каких комиксах вы выросли?

— В детстве я читал комикс про медвежонка Бамси. Также мне покупали российские комиксы, которые выходили в 1991–92 годах. В начале 2000-х я восхищался авторами этих комиксов как какой-то недоступной величиной, сейчас я с этими людьми дружу, я с ними выпиваю, мы печатаемся в общих сборниках. Дошло до того, что уже я им подписываю свои комиксы.

— Как происходит создание комикса? Вы сначала набрасываете текст на бумаге?

— Изначального сценария никогда нет, я не работаю с текстом, я обычно записываю мысли, как в школьном сочинении: план, тезис, немного развернутый план, еще пара тезисов. И я всегда оставляю место для импровизации.

Даже если история прописана, порой один прорисованный лист подсказывает, что что-то нужно изменить. Миядзаки говорил, что, когда он начинает работу над мультфильмом, никогда не знает, чем тот закончится.

— Вы думали перейти в мультипликацию?

— Я по образованию художник-мультипликатор. Я как раз из мультфильмов пришел в комиксы. Но я работал как фазовщик, прорисовщик, у нас была калечка, карандаш синенький… Когда я заканчивал образование, уже вся мультипликация переходила на компьютер. А я ретроград, я очень не люблю компьютер, работаю с живыми материалами — с бумагой и красками. Но прорисовывать персонажей мультфильма, конечно, достаточно скучно и утомительно, если призвания нет. Мне хотелось делать что-то более объемное, сочинять свои истории.

— Каких российских комиксистов посоветуете?

— Аскольд Акишин, классик российского комикса. Скоро у нас с ним выйдет сербская книжка, посвященная Первой мировой войне. Еще мы с ним работаем над сборником про Льва Толстого. У меня история про оборону Севастополя. Другие художники рисуют, как Толстой женился, как к вере пришел, ушел из Ясной Поляны. В прошлом году мы выпустили сборник про писателей революции к столетию революции. Аскольд рисовал про Гумилева, я — про Бунина. В этой же работе участвовал еще один замечательный художник — Алим Велитов. У него была история про Маяковского.

Советую посмотреть работы Николая Писарева, у него вышло несколько комиксов без слов, где потрясающая детализация. И, конечно, Ольга Лаврентьева — просто феномен в русском комиксе. Питерская художница, в 2016 году вышел ее графический роман, толстенная книга «ШУВ». Это такой мистический детектив. Я не знаю, как описать — была одна эйфория, когда читал. На мой взгляд, комиксы Ольги Лаврентьевой должны составлять фон современного комикса.

— Каково сегодня комиксистам в России?

— Похвастаться нечем. И жаловаться тоже, наверное, не стоит. Издают работы. Приятно. Несколько лет назад сложно было представить, что можно такую большую книжечку издать, да еще и печать хорошая. Главное — найти издателя. Я со своим познакомился на фестивале «КомМиссия» в 2014 году. У моего будущего издателя собачка породы вельш-корги пемброк. А я очень люблю собак. И у меня были открытки с собаками. Мы с ним разговорились на эту тему, вышли покурить, и он сказал: «Я хочу издать твою книжку». Я сказал: «Ну, здорово, только у меня ее нет». Так и разошлись. А в 2015 году я читал большое интервью с ним на «КомиКоне», которое заканчивалось вопросом, не хочет ли он поработать с российскими художниками. Он ответил: «Ну, я мечтаю поработать с Лешей Трошиным, но что-то он ко мне не приходит». А я как раз начал рисовать эту книжку, сразу в комментариях написал «Вася, я приду». Он в моей книге ничего не редактировал, сказал, что издаст все, что я нарисую.

— А комиксисту реально прожить, занимаясь только творчеством?

— Не-не-не… Если только ты не какой-нибудь буддист и сидишь на хлебе с водой, тогда ты полностью можешь отдаться рисованию… Но у меня еще собака. Собаку кормить надо. Она не буддист.


Выставка провисит до 13 апреля. За фотографиями, новостями и музыкой идите в группу фестиваля.
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с knife.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • knifemedia
          • семья
          • офицеры
          • война
          • домен knife.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции