html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Студенческие культуры

Социолог Михаил Соколов о жизни в американских колледжах, разновидностях студентов и целях получения высшего образования

Изучение студенческих культур начинается в американской социологии в 1940–1950-е годы. Идея того, что студенческая популяция делится на типы, очень старая. В XIX веке она распространена повсеместно. Но в 1940–1950-е годы эта идея ложится на научную основу — на самую современную на тот момент социологическую теорию структурного функционализма.

Центральная идея структурного функционализма в версии Парсонса — возможные расхождения между мотивами, ценностями и нормами. Есть социальная система, созданная из норм, которые, в свою очередь, образуют институты. Есть культура, которая создана из ценностей и задает высшие идеалы. И есть индивидуальные психологические мотивы. Для соблюдения социального порядка нужно, чтобы мотивы, ценности и нормы были в соответствии друг с другом. Иначе оказывается, что есть институты, в которые люди знают, как играть, но зачем — не знают. Или знают, зачем и как, но не хотят играть.

Широко известно приложение этой идеи к политической культуре. Если нет политической культуры, то простое калькирование институтов может привести к тому, что эти институты начнут функционировать не так, как предполагалось. Одинаковые конституции Соединенных Штатов и Аргентины вовсе не привели к одинаковому устройству политических систем в двух странах. Парсонс (американский социолог второй половины XX века. — Прим. ред.) объяснил этот факт легко: институты, может быть, и одинаковые, но ценности, нормы и культура — разные.

Эту плодотворную идею легко перенести на высшее образование. Есть институты — университеты, есть какие-то другие академические институты, есть студенты. Поведение студентов определяется не только и не столько институциональными рамками, сколько устремлениями, которые воодушевляют студентов.

Обычно в одной аудитории сосуществуют люди с очень разными устремлениями. С первого курса эти люди притягиваются друг к другу, иногда садятся вместе. На первом ряду садится тот, кто записывает каждое слово за преподавателем, поднимает руку, старается встрять и добавить слово от себя. На задние ряды садятся те, кто не хочет, чтобы преподаватель увидел, чем они занимаются. Так происходит и в школе, и в университете. Возникает дружба. Теплые человеческие отношения возникают обычно по тому же пространственному признаку, поскольку он отражает разницу в интересах и жизненных траекториях, перспективах.

Самая известная из ранних типологий студенческих культур принадлежит Кларку и Троу. Они разделили студентов в колледже по двум основаниям: по заинтересованности жизнью колледжа и по интеллектуальности интересов и устремлений. Студенты, ценившие жизнь колледжа и одновременно интеллектуалистски ориентированные, становились типичными ботаниками (тогда их называли по-другому, но смысл был тот же). Они постоянно учились в библиотеке в присутствии друг друга. Поскольку американский колледж — это вполне изолированное сообщество, часто даже географически вынесенное из города, ботаники создавали очень плотную группу, объединенную общим интересом к выполнению домашних заданий и получению оценок.

Ученой субкультуре противостояла другая, которая тоже высоко ценила жизнь колледжа, но совершенно не ценила учебу и интеллектуальную составляющую. В английском языке ее назвали бы collegiate — коллегиальная, социальная. Эти студенты тусовались. Но поскольку жизнь американского колледжа одновременно изолирована от большого мира и более насыщенная, тусовались они тоже в пределах своего колледжа и посвящали неформальной стороне жизни колледжа все время. Они занимались спортом, состязались с соседними колледжами по разным видам спорта, устраивали подобие КВН, вечеринки и танцы. Если колледж был чисто мужской или женский, они живо участвовали и в жизни соседних колледжей другого пола. Учебой они интересовались в той степени, чтобы не вылететь из колледжа и не потерять возможность участвовать в его жизни.

Еще одна категория студентов была очень мотивирована и заинтересована учебой, но при этом не ассоциировала себя с колледжем и его жизнью и не интересовалась идеями ради самих идей. Это профессиональная (vocational) группа более взрослых людей, которые приходили в университет, для того чтобы выучиться. Часто у них не было друзей в колледже. Они могли добровольно снимать жилье в соседнем городке, а не с другими студентами в общежитии. Эти люди хотели диплом, но академическая жизнь не представляла для них интереса.

Наконец, была субкультура студентов, которых не привлекала жизнь колледжа, но которые имели широкие интеллектуальные интересы. Самая известная статья Кларка и Троу была опубликована в 1966 году. Тогда эти люди отращивали длинные волосы и заплетали феньки, чтобы ехать на Woodstock, и слушали рок-н-ролл. Родители отправили их в колледж, но они чувствовали, что его упадническая культура их совершенно не интересует, а настоящая жизнь начинается где-то за его стенами, но тем не менее живо следили за идеями своего времени и обсуждали Сартра, Керуака и Тимоти Лири. Многих из них мы сегодня обсуждаем на курсах по истории социологии.

Поскольку идея изучения культур и их отношений с институтами была одной из центральных в 1960-е годы, большое количество исследований породило похожие типологии, которые отчасти зависели от характеристик учебного заведения. Например, Ньюком не обнаружил в женском либеральном колледже студентов, которые были бы сильно профессионально ориентированы: девушкам, которые ходили в такой колледж, в то время еще не полагалось быть профессионально ориентированными.

Однако студенты, которые были ориентированы на внешний мир, делились на две группы. Одна ассоциировала себя с колледжем, но имела широкие интеллектуальные интересы и мечтала влиться в богему. Другая интересовалась вечеринками, но вечеринки в колледже их не устраивали. Они мечтали о том, что по меркам приличного колледжа было разнузданными оргиями. В наше время оно поразило бы всех своей невинностью, но тогда было радикальным вызовом общественной морали.

Некоторые подобные четырехчастные типологии продолжают воспроизводиться. Последние их версии в Америке включают студенческих активистов, которые не очень озабочены борьбой за учебу, но очень озабочены борьбой за социальную справедливость. Хиппи образца 1960-х отчасти переродились в этих людей, которые изживают сексуальный харассмент и прочую микроагрессию на кампусе. В целом четырехчастные типологии хорошо охватывают устремления в американской студенческой популяции, но их не всегда легко приложить к другим случаям.

Другая возможная типология полезнее, если мы пытаемся использовать ее для сравнительного контекста, а не для американского высшего образования. Она указывает на выгоды, которые может дать высшее образование. В самой развернутой форме она начинается с противопоставления между ситуативными мотивами получения образования и мотивами, которые выходят за пределы конкретной ситуации.

Некоторые люди получают высшее образование, потому что это дает много льгот и привилегий. Оно дает возрастной мораторий, и старшие родственники не спрашивают, чем ты занимаешься; можно посвятить некоторое время себе и решить, чего ты хочешь в жизни. Оно дает жилье, а в некоторых странах и неплохую стипендию. Эти возможности используют люди, которые еще не уверены, кем хотят быть. Эрик Эриксон называл это мораторием. Высшее образование действительно во многом служит мораториальным или миграционным целям. Люди могут каким-то образом приспособиться к будущей жизни.

Иногда кажется, что все высшее образование работает на обеспечение моратория. В 1960-х годах была очень популярна идея, что влиться в современный социальный порядок сразу слишком сложно и молодым людям нужно давать так называемый буферный период. Некоторые западноевропейские страны примирились с мораторием как с правом, таким же, как на бесплатную медицину. В России эта идея не пользуется популярностью. Учиться здесь принято «не для школы, а для жизни» (так написано на дверях одного широко известного учебного заведения).

Кроме студентов, ориентированных на возрастной мораторий, есть другая категория, нацеленная на то, чтобы что-то вынести из университета с собой во взрослую жизнь. Эта категория, в свою очередь, разделяется на две: одни студенты ориентированы на классовые преимущества, а другие — на профессиональные. Иногда эти категории сосуществуют, хотя речь скорее идет о разных типах системы высшего образования и более широких функциях, которые она выполняет в обществе.

Есть университеты, транслирующие классовые привилегии. До некоторого времени такими были Оксфорд и Кембридж. Туда шли аристократические молодые люди — не чтобы чему-то научиться, а чтобы провести некоторое время с такими же аристократическими молодыми людьми. Их поселяли вместе, они обзаводились нужными связями и образовывали элиту, поскольку по наследству от их предшественников им доставались все высшие позиции. Они были членами элиты, потому что уже всех знали.

Даже когда высшее образование импортировали в североамериканские колонии, оно обслуживало прежде всего классовые, а не профессиональные интересы. В XVII веке в раннем Гарварде единственной разновидностью профессионалов, которые учились чему-то в университетах, были священнослужители. Все остальные учащиеся хотели быть джентльменами, а не работать по полученной специальности. Тем более что никакой специальности они там не получали. Образование представляло собой чтение классиков, немного греческого и латыни, при желании можно было добавить фехтование и навыки верховой езды.

По-своему это очень гармоничная форма высшего образования, которая может существовать столетиями. Единственная проблема заключается в том, что она не получает поддержку от государства, потому что тому нет смысла это финансировать. Но такое образование покупают только богатые люди. Университеты, ориентированные на их потребности, могут благополучно прожить без иной поддержки.

Профессиональные студенты — это студенты, которые хотят чему-то выучиться и рассматривают университет как инструмент получения профессионального багажа и продвижения в карьере. Как классово ориентированные, так и профессионально ориентированные студенты получают некоторое количество человеческого или культурного капитала и знаний, даже аристократы. Но также они получают не менее важный социальный капитал, будь то связи в обобщенной элите или в своей профессии.

Связи могут быть гораздо важнее, чем знания. Это одна из вещей, которую онлайн-образование никогда не заменит. Оно может с большим успехом заменить учебники и лекции, но не общение с одногруппниками. Последнее является более важным ресурсом, чем информация, которую уже в XVII веке можно было получить из иных источников.

Наконец, символический капитал является сигналом принадлежности выпускника либо к аристократии (он окончил Оксбридж), либо к профессиональной элите (он прошел суровые испытания и, вероятно, способен справиться с какой-то профессиональной функцией).

Студенческие культуры не просто позволяют преподавателю систематизировать то, что он перед собой видит, но оказывают решающее влияние на развитие системы высшего образования и академического мира. Студенты приносят в университет большую часть ресурсов, за счет которых этот университет существует. Изменения студенческих культур, изменения мотиваций влекут за собой перестройку всего института. Разные типы студентов создают разные университеты под себя. Аристократический университет будет иметь некоторое количество блестящих профессоров, способных развлечь скучающих студентов своими лекциями, но не будет ценить выдающихся ученых.

Университет, который учит профессиональных студентов, вынужден нанимать звездных профессоров с репутацией, далеко выходящей за стены этого университета. Такую необходимость диктуют ему студенты, рассчитывающие учиться у лучших специалистов в своей области и поступающие в университет именно ради этого.

Волна профессионально ориентированных студентов, влившаяся в свое время в американские университеты, привела к тому, что иногда называют американской академической революцией. Университеты начали всерьез охотиться за выдающимися профессорами, потому что это было главным средством рекламы у масс студентов, которые желали изучать медицину и инженерное дело. Научные достижения профессоров стали важны для университета, поскольку наука очень хорошо рекламирует себя. Для профессора получить место в университете стало проще всего за счет славы за его пределами. Профессора стали достаточно влиятельными, и лучшие из них получили возможность выкручивать университету руки, требовать зарплаты и пожизненные контракты.

Изменения в студенческих мотивах привели к радикальной перестройке системы управления университетом и относительного баланса власти. Раньше в университетах правил авторитарный президент, который по собственному желанию нанимал и увольнял профессоров (обычно молодых людей, ждавших, когда их наймут куда-нибудь священниками). Теперь старшие профессора диктовали ректору свои условия, потребовали пожизненного контракта, участия в управлении всеми делами. Они могли устраивать эффективные революции, угрожая увольнением в том случае, если ректор не пойдет им навстречу. И это была убедительная угроза, потому что другие университеты с удовольствием взяли бы суперзвезд к себе.

За несколько десятилетий баланс власти в американском высшем образовании радикально перестроился: профессора превратились из наемного персонала, который никому особенно не интересен, в главный актив университета. Но превратились не за счет собственных достижений, а за счет изменения студенческой мотивации, за счет того, что их достижения стали важны в более широком контексте.

Массовые изменения в студенческих культурах меняют университет гораздо быстрее, радикальнее и надежнее, чем государственная политика. Последняя пытается заменить студентов с их способностью формировать университет под себя, но обычно не справляется с этой задачей.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • ученые
          • университет
          • исследования
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции