html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Сценарист Павел Гельман — об угрозе утраты свободы в искусстве и жизни


Кадр из сериала "Этюды о свободе"Телеканал "Дождь"

Недавно телеканал «Дождь» выпустил собственный мини-сериал «Этюды о свободе» в жанре политической антиутопии. Сценаристом выступил член Академии российского телевидения Павел Гельман. В интервью Znak.сom он рассказал, почему мировое искусство захватила тема мрачных антиутопий, могут ли появиться в России серьезные фильмы на политические темы и к чему ведет постепенная утрата свободы.

— Есть две базовые концепции взаимоотношений искусства и общества. Первая — что искусство должно читателя чему-то учить, в радикальной трактовке — быть инструментом пропаганды. Вторая — это как формулировал Оскар Уайльд: «Настоящее искусство всегда бесполезно». Что сейчас актуально для России?

— Искусство само по себе не может ничего изменить в обществе. Но внести свой вклад в эти изменения может. Изменения в обществе начинаются с того, что меняются стандарты: то, что вчера еще казалось людям приемлемым, становится неприемлемым. Или наоборот. И вот тут роль искусства очень велика: оно как раз влияет на эти стандарты, остро и по-новому показывая грань между допустимым и недопустимым.  Взгляд на эту грань — это личный взгляд автора, но он бывает заразителен.  

И вторая важная функция искусства — оно меняет мышление людей. Потому что учит инакомыслию. Искусство — это всегда другой взгляд на вещи, не общепринятый, даже «чужой».

Если говорить о нашем проекте «Этюды о свободе», то мы в нем занимаемся таким гуманитарным прогнозированием. Мы говорим: если идти вот по такому- то пути, то в результате можно прийти вот сюда. И это не совсем приятное место. Первые три эпизода нашего мини-сериала посвящены теме утраты свободы. В первой новелле речь идет об утрате свободы в частной, семейной жизни, вторая история — о контроле государства над творчеством, а значит, и над сознанием, и в третьей новелле героиня теряет власть уже над всей своей жизнью, над выбором — жить или умереть.

Угроза утраты свободы кажется мне очень важной. И не потому, что я такой свободолюбивый. Дело в том, что мир очень изменился: он стал очень сложным, многофакторным, калейдоскопичным, и чтобы выжить в таком мире, и отдельному человеку  и обществу необходима большая степень свободы. 

Мы не пророки и не знаем, каким будет будущее. Но мы точно знаем, каким мы не хотим его видеть. Этот проект про наше «не хочу». И, наверное, не только наше. 

Кадр из сериала "Этюды о свободе"
Кадр из сериала «Этюды о свободе»Телеканал «Дождь»

— А если обобщить — какое искусство, на ваш взгляд, для России сейчас актуально?

— Если бы я был теоретиком искусства, я бы сказал, что у искусства в России сегодня есть три важные задачи. Первая — искусство должно говорить о будущем. Говорить о нем в форме утопии, антиутопии, фантастики, пророческих снов, как угодно. Мне кажется, что будущее — это единственная оставшаяся платформа, на которой могли бы найти общий язык люди разных взглядов. Поскольку по поводу прошлого и настоящего мы все разругались окончательно. 

Вторая — с экранов не сходит образ «человека в погонах», и все мы начинаем чувствовать себя немножко военнослужащими. Но мы — не только военнослужащие. Мы — и ученые, и поэты, и рабочие, и музыканты. Наше настоящее призвание — не война, а мирная жизнь. И, чтобы мы вспомнили об этом, искусство должно показать нам нас самих с иной стороны. 

Наконец, третья — у одного французского философа есть фраза: «Добру не хватает воображения». Жизнь научила нас, что зло порой бывает изобретательно, изощренно, соблазнительно, а человек добра — скучный, безжизненный, дидактичный. Он без энтузиазма, только по чувству долга, повторяет как попугай свои правильные истины. Но из этих истин ушла энергия. Вот вернуть ее — и есть задача искусства. Чтобы наш зритель мог ощутить, что жить по принципам милосердия, справедливости, солидарности не только правильно, но и увлекательно, осмысленно и порой непредсказуемо.

— Вы написали сценарии трех серий мини-сериала жанра антиутопии. Мы видим всплеск сериалов в этом жанре и за рубежом: «Черное зеркало», «Рассказ служанки», «Мир дикого Запада», многие другие. Почему во всем мире возникает такой интерес к будущему, причем к самым мрачным сценариям его развития?

— Будущее — это прежде всего угрозы. Мир стал настолько сложен и малопредсказуем, что никто не знает, что будет завтра. Никакие институты, футурологи и аналитические центры не могут его предсказать. Поэтому люди хотят увидеть будущее глазами творческого человека — в надежде, что его интуиция что-то ему подскажет. 

В том же, что в первую очередь рассматриваются самые мрачные варианты, есть и такой момент: наслаждайся жизнью сейчас, потому что будущее ужасно. То есть, в каком-то смысле, цель апокалиптических сериалов о будущем — заставить вас не думать о будущем, а сосредоточиться целиком на текущем моменте. Или даже вернее сказать, что это не цель, а неожиданный для создателей эффект от таких сериалов. 

Но у всего есть и обратная сторона. Поэтому важен и другой момент — когда мы разглядываем ужасное будущее, мы хотим увидеть в нем день сегодняшний. Что в сегодняшнем дне привело к ужасному завтра? Что мы недоглядели, просмотрели, чему вовремя не придали значения? В этом смысле сериалы о будущем очень полезны — они могут точно оценить наши сегодняшние действия. 

— В мини-сериале «Этюды о свободе» бросается в глаза существенное отличие с перечисленными западными сериалами. Каждая новелла «Этюдов» — это по большей части просто разговор, действия минимум (возможно, этим объясняется такой небольшой хронометраж). В западных сериалах же герои довольно много действуют и взаимодействуют. Чем обусловлена такая специфика?

— Это проблема денег. Денег у нас было совсем чуть-чуть. У Владимира Мирзоева я научился принципам независимого кино. Первый принцип — ты должен быть готов к тому, что ты ничего не заработаешь. В независимом кино нет денег. Твоя мотивация должна быть иной. Второй принцип: ты должен написать сценарий, в котором у актеров есть возможность сыграть то, чего они не сыграют больше нигде. Сценарий должен нравиться актерам. Тогда хорошие, известные актеры могут прийти к тебе бесплатно. В нашем случае не только актеры работали у нас как волонтеры, но еще и скинулись, чтобы помочь нам осуществить наш проект. И третий принцип — сценарий должен позволять снять его за минимум денег. Это значит: минимум объектов, никаких спецэффектов, массовок, сценарий строится по принципам хорошей пьесы. А основа любой хорошей пьесы — это диалог. 

Поэтому, если мы будем продолжать наш сериал, мы, скорее всего, обратимся в первую очередь к театральным драматургам, которые умеют работать именно в таком формате.

Кадр из сериала "Этюды о свободе"
Кадр из сериала «Этюды о свободе»Телеканал «Дождь»

— Насколько перечисленные выше темы новелл-антиутопий актуальны для западного зрителя? Являются ли эти проблемы в некоторой степени универсальными, стоящими сейчас перед мировым обществом?

— В 1953 году Рей Брэдбери опубликовал свою знаменитую антиутопию «451 по Фаренгейту» — о мире, в котором запрещено читать книги. Это были годы маккартизма в Америке, годы «охоты на ведьм», на всех, кто придерживался левых взглядов, — но Бредбери увидел в этой политической ситуации угрозу всей человеческой культуре. Его читательская аудитория не решила, что автор сошел с ума или же истерит не по делу — читатели во всем мире поняли, что Бредбери говорит о чем-то важном. Утрата свободы — это тема, с которой любой человек в мире не обязательно сталкивается сегодня лично, но это тема понятная каждому. Мир стал очень тесен, и даже если в вашем уголке мира нет острой угрозы вашим свободам, то все равно те уголки мира, где эта угроза существует, не так уж далеки от вас. 

— Если говорить о российском кино, в последние годы мы видим попытку возродить жанр политического кинематографа, правда, скорее сатирического жанра. «День выборов-2», «Каникулы президента» — это фильмы о политике, но комедийные. Может ли быть создан в России сейчас политический сериал, но серьезного жанра?

— Это зависит от того, в какой стране нам будет предложено жить. Если в стране тотального единомыслия, то, конечно, ни о каком политическом кино речи быть не может. Если же будет возможно инакомыслие, альтернативные точки зрения, то политическое кино как инструмент осмысления реальности возможно. Другое дело, что жить в стране тотального единомыслия опасно. И не только для тех, кто с чем-то не согласен. Было, например, проведено исследование самых неудачных решений в мире бизнеса. В 98 процентах случаев все неудачные решения принимались в тех организациях, где даже не рассматривались альтернативные решения. Плохие решения часто принимаются там, где царит единомыслие. Но чтобы альтернатива существовала, ее кто-то должен обдумывать, растить, публично обсуждать, должно быть место, где она может жить и не умереть.

Меня интересует кино, которое не боится исследовать свое время… Именно таким кино в СССР занимался, я считаю, мой отец драматург Александр Гельман, когда в условиях советской цензуры говорил о проблемах советской экономики, говорил о бесчеловечности этой экономической системы, о том, что ее основные постулаты просто не соответствуют законам нормальной человеческой психологии. Таким кино занимались и Александр Миндадзе с Вадимом Абдрашитовым, и Григорий Горин, и не только они.

Люди кино, люди театра должны иметь право говорить об актуальном. Высказывать свои взгляды, делиться своими опасениями и прогнозами. Вот мы, например, сделали сериал о будущем. Сегодня в России нет, как в нашем сериале, института семейных кураторов, сегодня авторов не вызывают в комиссию по профилактике экстремизма в культуре, да и комиссии такой пока нет… Но эти инициативы уже звучали. И наш творческий метод — сделать из мухи слона. Увидеть в сегодняшнем дне какую-то тенденцию, деталь — и посмотреть, что будет, если эта тенденция дорастет до абсурда. Но именно по такому принципу и формируется реальность — что-то вроде бы мелкое и незначительное вырастает в тотальное. Нужно просто успеть вовремя это заметить. Являемся ли мы в наших опасениях параноиками или наши прогнозы вполне реалистичны — пусть каждый зритель решает сам, исходя из своего жизненного опыта и наблюдений над жизнью.

Павел Гельман
Павел ГельманFacebook Павла Гельмана

— Одна из новелл «Наставники» (об участии семейных пар со стажем в кураторстве молодых семейных пар, включая самые личные аспекты жизни) отчасти перекликается с одним эпизодом сериала «Черное зеркало» о мире, в котором социальный успех и условия жизни человека оффлайн зависят от его рейтинга в соцсетях. Насколько вы считаете перспективу такого развития общества реальной?

— Очень трудно спрогнозировать, чем станет социальный успех, например, через несколько десятков лет. Возможно, мы будем жить в мире, в котором у людей будет меньше работы, а жизнь станет длиннее. Сейчас социальный успех накрепко связан с понятием «работа», но завтра он может перейти в сферу досуга, увлечений, хобби, внутренних и внешних исканий… Я, честно говоря, боюсь мира, в котором люди будут лишены необходимости работать — мне кажется, в таком мире нам будет очень сложно найти общий язык друг с другом. 


— Будет ли второй сезон сериала? Есть ли уже идеи, на каких проблемах и тенденциях можно построить новеллы следующего сезона — например, в этом сезоне не было темы вездесущих соцсетей?

— Будет ли продолжение — пока сказать трудно. Пилотные серии мы смогли снять на своем энтузиазме, но для того, чтобы снимать новые серии регулярно, нужна уже более солидная база. Пока мы ищем ее. Новые серии у нас задуманы и отчасти написаны. Но раскрывать их содержание пока не будем.  

— Может ли в ближайшие годы в России появиться свой аналог знаменитого «Карточного домика» — то есть именно серьезный политический сериал, причем без положительных героев, но и без лубочной картинки «хорошая власть/пятая колонна» или «плохая власть/ героические бунтари»?

— В России власть сакральна, божественна. А значит, это исключает критический и препарирующий  взгляд на нее. Власть в России требует к себе религиозного отношения: либо поклоняйся ей, либо бунтуй против нее. Если станет возможным преодолеть такое отношение, то может стать и возможным русский «Карточный домик».

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с znak.com

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • znak.com
          • домен znak.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции