html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Страх съедает душу»: Классовая диалектика любви

Этот уикенд в Петербурге пройдет под знаком Фасбиндера. В субботу в библиотеке Гете-института пройдет бесплатный сеанс фильма «Страх съедает душу», а в воскресенье в «Родине» будет показана 35-мм копия «Лили Марлен». Обе картины представит актер Харк Бом, работавший с Фасбиндером на протяжении 10 лет. Уикенд приурочен к выходу нашего специального номера, целиком посвященного немецкому классику. Статью из него мы и публикуем.


«Страх съедает душу». 1973. Реж. Райнер Вернер Фасбиндер

«Сначала выучи немецкий!» За два года своего проживания в Германии (2013–2014) мне доводилось слышать эту фразу — главным образом, при попытках отстоять свои права в типичных для вновь прибывших бюрократических ловушках хорошо отлаженной социальной машины. И всякий раз возникало ощущение дежавю: где-то я это уже слышала. Ну конечно, у Фасбиндера! С такими словами немец, владелец небольшой продуктовой лавки (в наше время в Германии, кстати, подобными лавками владеют, в основном, турки) обращается к герою — молодому марокканскому автослесарю, недавно женившемуся на пожилой немецкой уборщице, в фильме, само название которого с так и не выученного немецкого можно перевести как «Страх съесть душа».

Выпущенный в 1973 году «Страх съедает душу» и сегодня, сорок лет спустя, остается одним из лучших антифашистских, антирасистских, антиксенофобских фильмов. Отсчитываем лет сорок назад — и перед нами историческая реальность, которая является точкой отсчета: герои идут праздновать свою свадьбу в мюнхенском кафе, где когда-то «любил кушать Гитлер». Эта реальность, как показывает Фасбиндер, в современном ему обществе (Германия семидесятых) никуда не делась, но проявляется, оживает, вызревает и пролиферирует, как патогенная бактерия в лабораторной пробирке. Особенно интенсивно она вызревает в ходе реакции на безусловный раздражитель, которым оказывается то ли любовь, а то ли что-то, для чего у нас пока нет правильного слова, между двумя очень одинокими людьми. Встреча этих людей производит сильный эффект: все, с кем им приходится сталкиваться — дети, коллеги по работе, подруги, соседи и т. п., — вдруг обнаруживают свои наихудшие качества. На их любовь общество первым делом отвечает ненавистью — это самая простая, непосредственная реакция, которой позже придет на смену известная толерантность и даже приветливость, но это уже неважно.

Картина не стремится шокировать зрителя, вывести его из состояния равновесия, спровоцировав интенсивные аффекты. В ней нет сцен чудовищного насилия, нет тяжелого драматизма, трагического надрыва, зато есть ирония и даже, пусть не всегда распознаваемые, элементы комедии. «Сначала выучи немецкий!» — хамит лавочник. «Не понимаю», — отвечает Али. Лавочник повторяет свою фразу, Али повторяет свою. «Не понимаю» — это парадоксальный ответ на брошенную расистом фразу. Она как бы отскакивает, натолкнувшись на стену непонимания, чтобы быть брошенной вновь и вновь. Между участниками этой сцены устанавливаются любопытные *не-*отношения, в которых непонимание выполняет роль защитного барьера, как если бы возможность — а главное, желание — понимать смысл этой фразы делали бы героя уязвимым. Однако основная функция повторения — жанровая: повторение производит комический эффект. Реальность, изображаемая Фасбиндером, то и дело заедает, как старая пластинка. Героиня — с виду совершенно обыкновенная и поначалу ничем вроде бы не примечательная «бабушка», которая тем не менее является субъектом трансгрессии, — будет вновь и вновь заходить в арабское кафе, приводя в недоумение завсегдатаев, и просить поставить одну и ту же мелодию. Как старая пластинка, заедает весь окружающий влюбленных злобный фашистский мир.


«Страх съедает душу». 1973. Реж. Райнер Вернер Фасбиндер

Фашизм, который показывает нам Фасбиндер, обретается не в лагерях смерти и не в газовых камерах, а в самой обыденной реальности. Ханна Арендт в книге об Адольфе Эйхмане рассуждает о банальности зла: человек, ответственный за Холокост, мнил себя попросту добропорядочным, ответственным гражданином своего государства и маленьким чиновником, исправно выполнявшим указы вышестоящих. Перед нами не абсолютное и беспрецедентное преступление, которое никто не в силах понять, а, напротив, вполне себе законопослушное поведение простых людей, у которых есть традиции, есть мораль, есть ценности, и, в конце концов, есть стыд. Но главное, что у них есть, — это страх, который, если верить арабской пословице, съедает душу.

Общественное тело фашизма складывается из обывателей с выеденными страхом душами. В данном случае — из тех, кто считает неприемлемым, скандальным, грязным или просто неприличным союз пожилой немки и молодого араба. Однако не стоит думать, что влюбленная пара представляет собой однозначный романтический противовес этому общественному телу. Она его представляет, конечно, но очень сложным и опосредованным образом: прежде всего, в той мере, в какой она сама не чужда страха, фашистское общественное тело — не без труда, но, похоже, и не безуспешно — пытается ее ассимилировать. Зло банально в том смысле, что носителем его может быть любой, в том числе и те, против кого оно поначалу было направлено. Здесь нет плохих и хороших героев. Фасбиндер выстраивает такую брехтианскую сцену отчуждения, которая выворачивает наизнанку любые отношения — не только семейные, трудовые, дружеские, но и любовные.

Этим, однако, любовь не исчерпывается. Я хотела бы все-таки обратить внимание на тот сложный и опосредованный характер противостояния, вокруг которого складывается, на мой взгляд, главная интрига фильма, делающая его по-настоящему антифашистским. Что это за любовь? Как ее описать? Прежде всего, перед нами предельно радикализированная гетеросексуальность, представляющая собой узел антагонизма. В этом узле соединились противоречия, проходящие по линиям гендера, культуры, расы, возраста, гражданства и т. п. У влюбленной пары все разное — он мужчина, молодой, мигрант, она — женщина, пожилая, немка. По-настоящему объединяет их только одно, и это одно — не только и не столько любовь, как могло бы показаться на первый взгляд, сколько принадлежность к рабочему классу. Это фильм о любви угнетенных — причем, у каждой стороны свой опыт угнетения, и из разности этих опытов складывается трудная диалектика, в которой любовь оказывается неотличима от солидарности. Вот и подобралось подходящее слово: в свое время Александра Коллонтай говорила о любви-товариществе как возможной форме отношений между мужчиной и женщиной; Фасбиндер же предлагает нам любовь-солидарность в качестве своего рода модели для сборки. В своем открытом противостоянии фашизму любовь-солидарность всегда будет амбивалентной, у нее всегда будет другая сторона и открытый финал. «Вместе мы сила», — говорит героиня в предпоследней сцене фильма, после чего герой тут же падает от острой боли в желудке и с язвой попадает в больницу. Так форма жизни опосредует манифестацию субъекта в классовой диалектике любви.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • комедии
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции