html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Станции московского метро теряют признаки памятников

В витражах на «Новослободской» родное рижское стекло еще в 2003 году заменили на новое чешское. Фото: Татьяна Васильева/Лори

Вначале 2018 года три станции Кольцевой линии московского метро — «Белорусская», «Киевская» и «Комсомольская» — получили статус памятников, в дополнение к дюжине других, давно таковыми признанных. Однако в реестр объектов культурного наследия (ОКН) не попали многие довоенные станции, не говоря уже о более поздних. А реставрация тех, что государство охраняет, тоже все чаще вызывает вопросы.

Год назад чудом спасли станцию «Аэро­порт» (1938, архитекторы Виленский, Савицкий и Ершов) — одну из прекраснейших в Москве. По проекту ООО «Бюро А495» демонтировать хотели не только мрамор в вестибюлях, но и оникс, и богатый окаменелостями и кораллами мраморовидный известняк на перроне, заменив их «аутентичными» материалами. Мрамору из давно выработанных карьеров обещали «аналогичную» замену. Подлежали замене и почти идеальной сохранности деревянные кассы с латунными перегородками.

«Аэропорт» спасло обращение участников общественного движения «Архнадзор» к столичному правительству. Департамент культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие) в итоге отказался утверждать одобренный им же проект, как ранее не утвердил еще несколько проектов реставрации от «Бюро А495». Но эта компания — субподрядчик ООО «Промтрансниипроект», с которым заключен контракт на разработку проектов реставрации многих старых станций.

В 2015 году, когда наше метро отмечало 80-летие, обсуждались перспективы внесения станций 1930–1950-х в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это логично, но, прежде чем говорить о ЮНЕСКО (пока в списке одна линия метро — в Будапеште, 1896 года), надо бы разобраться с охранным статусом на уровне страны. Даже у станций-памятников он регионального значения, и их всего 12. Еще 30 станций в 2007-м стали выявленными ОКН — временный статус в течение года должны были заменить постоянным, но не торопятся. Нынешнее же решение, по трем новым объектам, принималось не профессионалами: прошлым летом голосование шло на сайте «Активный гражданин», 266 095 москвичей сделали выбор, а мэрия утвердила.

Мосгорнаследие, впрочем, в лице своего главы Алексея Емельянова обещает до конца года включить в охранный реестр все девять оставшихся станций Кольцевой линии. А пока реставрация с частичной реконструкцией идет, и часто без согласования с департаментом. Метрополитен, оправдываясь вниманием к транспортной и стратегической функциям, считает себя вправе распоряжаться и архитектурой.

Мосгорнаследие не смогло помешать реставрации в 2003 году станции «Новослободская» (1937, архитектор Дмитрий Чечулин), не считающейся памятником, даже несмотря на знаменитые витражи Павла Корина. Творческая мастерская «Китеж», выигравшая тендер на реставрацию у института «Метрогипротранс», демонтировала все и рижское кафедральное стекло заменило новым чешским. Швы в витражах оказались негерметичны, в них попала пыль. Подсветка витражей стала точечной и мешает восприятию.

В 2014-м на еще одной чечулинской станции, «Киевской» Филевской линии (1937), тот же «Китеж» сбил керамическую плитку. По словам профессора МАРХИ, историка архитектуры Натальи Душкиной, «работы проходили без привязки к охранному законодательству уже на уровне техзадания, разработанного и утвержденного ГУП „Московский метрополитен“». Но это выявленный ОКН — работы должны были быть согласованы. «В дополнение к покрытию путевых стен замене подвергли мраморную облицовку колонн и изящную фарфоровую керамику капителей», — комментирует Душкина. Фарфоровые детали, созданные ее дедом Алексеем Душкиным на ЛФЗ, заменили фаянсом.

Больше всех, кажется, не везло «Маяковской» (1938, архитектор Алексей Душкин). Станция текла, коррозия разрушала несущие конструкции, из-за воды было много утрат в облицовке колонн из родонита. В 1990-х родонит пытались заменить пластиком. В 2005-м прорубили второй выход — в торговый центр, который собирались тогда строить наверху. «Понимание ценности „Маяковской“ как памятника должно было побудить современных архитекторов сделать примыкание нового входа незаметным, не создающим дисгармонии», — писала координатор «Архнадзора» Наталья Самовер. Но и этого не случилось. А в 2010-м началась «научная реставрация». Ярко-розовый дендритовый родонит заменили более дешевой разновидностью минерала, положив его без учета рисунка. Поменялась и облицовка путевой стены, которая была отделана мрамором, от темно-серого к светлому — это была настоящая мозаика. Теперь там просто мраморная плитка. А еще в 2007 году на «Маяковской» стали менять пол — пять метров успели выложить гранитом. От этого вовремя отказались, но изменили цвет и фактуру продольных полос, делавших станцию похожей на взлетную полосу (отсюда и авиационный алюминий, и небесная тема панно Александра Дейнеки). Пол с черными квадратами Душкин посвятил Малевичу, и раньше квадраты окружали светлые плиты, собранные из трех пластин. Как лучи, они расходились из центра и создавали динамику. Теперь это цельные плиты — и никакой игры света. И формальных признаков памятника, за исключением мозаик, тоже нет.

Есть и другие примеры неаккуратной,  местами губительной реставрации метро: на «Кропоткинской» или «Парке культуры», не говоря о станциях 1960-1970-х годов, где плитку меняют на голландский алюминий, а на «Китай-городе» вместо мрамора переход покрыли пластиком. Эти станции не памятники — там делают, что хотят. 

Если же говорить об ОКН, то самая свежая история — реставрация «Киевской» Арбатско-Покровской линии (1953). Речь о 24 фресках, посвященных 300-летию воссоединения Украины с Россией. Еще в 2010‑м из-за протечек обвалилось панно в торце станции — его написали заново по фотографиям и вернули замазанное в 1956 году имя Сталина (хорошо, что не его портрет). Другие фрески тоже слегка переписали. Местами это просто новая живопись, с менее тщательной прорисовкой деталей. Многие пассажиры возмущались, в ответ говорилось о возвращении прежнего вида. Скажем, на фреске «Детский сад» в центре возник мальчик — в 1953 году он тут, как выяснилось, был. Девушка на «Танцующих» теперь вместо венка с лентами носит платок. На обвинения в де­украинизации пресс-служба метро ответила, что «на фото 1954 года голову девушки на панно „Танцующие“ покрывал платок». Подход согласован с Мосгорнаследием — только теперь из-под платка торчат все те же ленты.  

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theartnewspaper.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • theartnewspaper
          • метро
          • живопись
          • выборы
          • памятники
          • аэропорт
          • китай
          • домен theartnewspaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции