html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Спор о «вечром» самодержавии: От Грозного до Путина. Глава 5 «Деспотология» (окончание)

ФЕНОМЕН ТОТАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Конечно, он сам себе порядочно напортил своим неизжитым марксистским убеждением, что в основе всего на свете должны непременно лежать производительные силы и производственные отношения. Отсюда вся его "гидравлика", то есть попытка объяснить деспотизм исключительно ирригационными потребностями и концентрацией власти в руках элиты, контролирующей воду. Но это безнадежно все запутывало. Ну, какое, спрашивается, могла в этом случае иметь к азиатскому деспотизму Русь, где гидравлика никакой роли не играла, и которая вообще расположена в Европе. Пришлось бедняге строить громоздкую и неправдоподобную "пирамиду    " деспотизмов".

"Ядерным", конечно, был Китай. Потом его завоевали монголы. Но по причине своего полного безразличия к земледелию, тем более ирригационному, удостоились они лишь статуса "полумаргинального" и годились лишь в переносчики заразы. И, завоевав Русь, превратили ее в "подтип  полумаргинального деспотизма". Совсем уже чепуха какая-то. Удивительно ли, что  стала она для экспертов, набросившихся на него с разных сторон и вполне равнодушных как к производительным силам, так и к производственным отношениям, чем-то вроде красной тряпки?[1] Особенно усердствовал Тойнби (что понятно: Виттфогель игнорировал роль церкви и вообще религии, которые исполняли для Тойнби примерно ту же роль, что производительные силы для соперника). 

Разумеется, Виттфогель был здесь неправ. Но неправы были и преследователи, проглядевшие в пылу охоты главное в его работе. Я рад, однако, что нашлись среди его оппонентов и трезвые головы. Вот что писал один из них, известный историк и специалист по древнему Египту С. Андрески, заключивший свою филиппику неожиданным признанием: "Восточный деспотизм" Виттфогеля – важная книга, незаменимая для социологов, заинтересованных в сравнительных исследованиях". [2] Дай Бог каждому таких оппонентов.

Так или иначе, я попытаюсь здесь изложить по возможности кратко и доступно десять главных характеристик, суммирующих, по мнению Виттфогеля, сущность феномена тотальной власти (дополняя их, где уместно, наблюдениями его предшественников и опуская "гидравлические" аллюзии).

1. Деспотизм основан на тотальном присвоении государством результатов хозяйственного процесса страны. С современной точки зрения, можно было бы назвать его постоянным имущественным грабежом.

2. В экономических терминах это означает простое воспроизводство национального продукта, т.е. перманентную экономическую стагнацию (так подтверждается наблюдение Маркса).

3. Отсюда следует отсутствие модернизации политической. Возникает то, что можно было бы назвать простым политическим воспроизводством или, если угодно, перманентной политической стагнацией (так подтверждается наблюдение Монтескье).

4. Экономической и политической иммобильности деспотизма соответствует и его социальная структура. Общество сведено к двум полярным классам. "Государственный аппарат представляет собой управляющий класс в самом недвусмысленном значении этого термина; остальное население представляет второй класс  – управляемых". [3]

5. Масса "управляемых" однородна. Их равенство перед лицом деспота воспринимается как нормальный порядок вещей (так подтверждается наблюдение Гегеля).

6. Оборотной стороной однородности "управляемых" является абсолютная атомизация и нестабильность класса "управляющих", полная хаотичность того, что социологи называют процессом вертикальной мобильности. Селекция руководящих кадров происходит вне связи с их корпоративной принадлежностью (деспотизм исключает какие бы то ни было корпорации), с привилегиями сословия (он исключает наследственные привилегии), с богатством или способностями. Так подтверждается наблюдение Крижанича.

7. С этим связано отсутствие при деспотизме понятия "политической смерти". Совершив служебную ошибку, любой член управляющего класса, независимо от его ранга, расплачивался за нее, как правило, не только потерей привилегий и нажитым богатством, но и головой. Ошибка равнялась смерти. Атомизированная, всю жизнь бродящая по минному полю капризов деспота, нестабильная элита "мир-империй" не могла превратиться в наследственную аристократию (или, если она, в конечном счете,  в этом преуспевала, деспотия, как, например, в случае Византии, становилась легкой добычей более последовательных "мир-империй"). Другими словами, независимость деспота от обоих классов "мир-империи" была абсолютной (так подтверждается наблюдение Аристотеля о деспотизме как перманентной тирании).

8. Конечно, такая странная в глазах нашего современника политическая конструкция не протянула бы и месяца, если бы не воспринималась всеми её участниками как естественное устройство общества, как явление природы (подобно рождению или смерти). И как смерть внушала она страх. Причем, страх универсальный, страх всех и каждого – от последнего крестьянина до самого деспота. Страх, по выражению Монтескье, как "принцип общества".  "Умеренное правительство, – писал он, обобщая современный ему европейский политический опыт, – может сколько угодно и без опасности для себя ослаблять вожжи... Но если при деспотическом правлении государь хоть на минуту опускает руки, если он не может сразу же уничтожить людей, занимающих в государстве первые места, то все потеряно". [4] Другими словами, конец страха означал физический конец деспота, порою династии.

9. Но парадоксальным образом не означал он конец системы тотальной власти. Ибо главной структурной характеристикой деспотизма был не только универсальный страх, но и полное отсутствие политической оппозиции. Оно и объясняет его чудовищную стабильность. Не только сундуки своих подданных обкрадывала в "мир-империях" власть, но и их головы. Грабеж идейный оказывался оборотной стороной грабежа имущественного. Монтескье описывал это метафорой: "Все должно вертеться на двух-трех идеях, а новых отнюдь не нужно. Когда выдрессируете животное, вы очень остерегаетесь менять его учителя и приемы обучения: вы ударяете по его мозгу двумя-тремя движениями, не больше". [5]

В результате альтернативных моделей политической организации общества просто не существовало. Не только в реальности, но и в головах подданных "мир-империи". Вот что говорит по этому поводу Виттфогель: "В отличие от независимых писателей, которые при западном абсолютизме бросали вызов не только крайностям, но и самим основаниям деспотического порядка, критики гидравлического общества жаловались лишь на злоупотребления отдельных чиновников или на специфические акции правительства. Конечно, были мистики, учившие отречению от мира сего. Но критики правительства ставили себе, в конечном счете, целью лишь оздоровление тотальной власти, принципиальную желательность которой они не оспаривали. Они могли разгромить вооруженных защитников режима, даже свергнуть шатающееся правительство. Но, в конце концов, они неизменно возрождали агроменеджериальный деспотизм, некомпетентных представителей которого они устраняли. Герои знаменитого китайского бандитского романа "Чжу-ху-чуан" не могли придумать ничего лучшего, чем устроить на своем острове миниатюрную версию той же бюрократической иерархии, с которой они так яростно боролись". [6]

10. По этой причине единственным механизмом исправления ошибок власти в "мир-империях" оказывалось убийство деспота. Отсюда еще один парадокс. Неограниченность персональной власти деспота делала его власть столь же абсолютно нестабильной, сколь абсолютно стабильным был деспотизм как политическая система.

Естественно, поэтому, что в фокусе политической активности деспота оказывалась не столько безопасность империи, сколько его собственная. Это вынуждало его отдавать предпочтение людям, которые его охраняли, – назовите их хоть преторианцами, как в Риме, или янычарами, как в Стамбуле, хоть национальной гвардией, как в Гаити, – и в результате... становился марионеткой в их руках. Вот наблюдение Крижанича: "У французов и испанцев бояре имеют пристойные, переходящие по роду привилегии. И поэтому там ни простой народ, ни воинство не чинят королям никакого бесчестья. А у турок, где никаких привилегий благородным людям, короли зависят от глуподерзия простых пеших стрельцов. Ибо что захотят янычары, то и должен делать король". [7]

Вот почему начались и кончились "мир-империи" как парадоксальная сверхстабильная система с нестабильным лидерством. Не случайно же, что за 1000 лет существования Византии 50 ее императоров было утоплено, ослеплено или задушено  – в среднем один каждые двадцать лет.

Учитывая, что перманентная стагнация ставила систему тотальной власти в полную зависимость от стихийных бедствий и вражеских нашествий, а полное отсутствие ограничений власти создавало ситуацию непредсказуемости и хаоса, где каждый, начиная от самого деспота, постоянно балансировал между жизнью и смертью, можно сказать, что деспотизм напоминает скорее явление природы, нежели человеческое сообщество. И в этом смысле Аристотель опять прав, отказав ему в статусе политического феномена.                           

*********

Таким представал перед читателем Виттфогеля коллективный портрет великих "мир-империй"  – Китайской, Египетской, Ассирийской, Персидской,  Арабской, Монгольской, Византийской, Оттоманской и многих-многих других. При всей суетливой пестроте дворцовых переворотов, преторианских заговоров и янычарских бунтов воспроизводили они себя на протяжении тысячелетий во всей своей политической безжизненности. Мир их был замкнут, лишен выбора, лишен вероятности. И в этом смысле он был призраком. Он существовал вне истории. Разумеется, он, как и все на свете, двигался. Но ведь движутся и планеты – только орбиты их постоянны.

Действительно важно для Виттфогеля было показать в его описании деспотизма по сути лишь одно: этот мир был анти-цивилизацией, если понимать под цивилизацией не все, что историку попадет под руку, а систему, способную к политическому и экономическому саморазвитию. Деспотизм неспособен сам из себя произвести политическую культуру – с её "осознанием свободы" и "внутренним достоинством человека". Для этого нужен был совершенно другой мир, способный к политической модернизации.

На наше счастье он возник в Европе, тут прав Валлерстайн (во избежание разночтений повторю здесь свое определение Европы. в принципе это и есть способность к самопроизвольной политической модернизации. В отличие от всех других форм модернизации − экономической, культурной, церковной − политическая модернизация, если отвлечься от всех ее сложных параферналий, вроде разделения властей или независимого суда, сводится к чему-то вполне элементарному: к гарантиям от произвола власти).

Так или иначе, с момента выхода на политическую арену Европы (Валлерстайн предлагает дату: ХV век) деспотии были обречены.

[1]Книга Виттфогеля была встречена буквально в штыки многими серьезными специалистами, включая историка А. Тойнби ("American Political Science Review," March 1958, vol. 52, No.1), социолога С. Эйзенштадта ("Journal of Asian Studies," May 1958, vol. 17, No. 3), синолога В. Эберхардта ("American Sociological Review," 1958, vol.23, No. 4), специалиста по Золотой Орде Б. Шпулера ("Slavic Review, Dec. 1963) и специалиста по сравнительной социологии С. Андрески(Elements of Comparative Sociology, London, 1964).

[2]S. Andresky. Op. cit., p. 164.      

[3]Karl A. Wittfogel. Oriental Despotism, Yale University Press, 1957, p. 303.

[4] Шарль Монтескье. Цит. соч., с. 31-32.

[5] Там же, с. 64.

[6]K. A. Wittfogel. Op. cit., p. 134.

[7] Ю. Крижанич. Цит. соч., с. 599.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snob.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snob.ru
          • домен snob.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции