html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Спор о «вечном» самодержавии: От Грозного до Путина. Мой второй фронт. Часть 2. Глава 12

Вступление

1 декабря 2016 года скончался, не дожив до шестидесяти, крупнейший российский культуролог и главный герой моего "второго фронта" Андрей Анатольевич Пелипенко. Меньше, чем кому-либо, подобает мне писать  некролог человеку, посвятившему  двадцать лет жизни "смыслогенетической теории культуры". Хотя бы потому, что  теория эта для меня темный лес. Столь же, боюсь, темный, каким для покойного А.А (да будет земля ему пухом!), художника, кандидата искусствоведения,  д-ра философских наук была русская история. Потому и не пишу некролог.

Но предварить несколькими словами довольно жесткую полемику последующих текстов я обязан. Меньше всего беспокоит меня этическая сторона дела. Нет, я не бросаю вслед покойному упреки, на которые он уже не сможет ответить. Тексты эти написаны давно. И А.А. не только читал их, но, как увидит читатель, и ответил  на них. Причем ответил не только жестко, но раздраженно, по сути, оскорбительно, обвинив меня, несмотря на массу оговорок,  в "ангажированности″, в "передергиваниях" и едва ли не в шулерстве.

Нет,  я не обиделся. Я понимаю, что происходило это из-за принципиальной разницы в наших представлениях об истории. Даже в страшном сне не пришло бы мне в голову рассуждать о теории "смыслогенеза культуры". И тем более критиковать то, о чем я имею лишь самое смутное представление, упрекая автора в передергиваниях.  Но понимаю я также, что история нисколько не менее сложна, чем "смыслогенез". И далеко не каждому д-ру философских наук сложность эта доступна.

А.А. совершенно очевидно думал иначе. Но это ровно ничего не отнимает от его репутации  блестящего, по мнению тех, кто знает толк в "смыслогенезе", культуролога. И не мешает мне, вместе с ними,  скорбеть о преждевременной кончине замечательно одаренного человека, каких не очень уже много вокруг. Вот и все мое вступление. Теперь текст.

                                                                      

.          

 

… Долгое рабство – не случайная вещь: оно, конечно,

соответствует какому-нибудь элементу национального

характера. Этот элемент может быть поглощен,

побежден другими элементами, но он способен также

и победить.

                                               Александр Герцен

 

                                   .  .. Перемены Вашего духовного лица я старался  понять. Но вот к власти                                                                  пришел Гитлер и Вы стали прогитлеровцем. У меня до сих пор имеются Ваши прогитлеровские статьи, где Вы рекомендуете русским не смотреть на гитлеризм "глазами евреев"... Как Вы могли, русский человек, пойти к Гитлеру?.. Категорически оказались правы те русские, которые смотрели на Гитлера "глазами евреев".

Роман Гуль. Письмо Ивану Ильину,1949

 

Это, как уже знает читатель, было для меня открытием. Оказалось, что  среди моих единомышленников в России есть  люди, уверенные, что судить об отечественной истории  вне сложившихся стереотипов (outsidethebox, как говорят американцы) категорически нельзя. Любую новую  ее интерпретацию отметают с порога. Этакие Базаровы навыворот. Те не верили в абстракции, но собственным глазам (в нашем случае неопровержимым документальным свидетельствам), по крайней мере, верили. А эти и им не верят. Тоже своего рода нигилисты, нет на них Тургенева. Гласит, мол, стереотип что  Россия   – деспотия, значит, деспотия она и есть, и нечего мудрствовать лукаво. Эти люди, собственно, и представляют ударную силу моего "второго фронта". 

Нет, признают, они, конечно,  что копошатся где-то там, у подножия деспотии и русские европейцы –  еще бы не признать! –  но толку от их копошения никогда не было и нет. Не заметили нигилисты в пылу отрицания даже очевидного. Того, в частности, что каким-то образом удалось все-таки  этим никудышним русским европейцам превратить Россию по факту из империи в своего рода многоэтнический  nation-state, пусть даже в представлении российских масс она  остается империей, и РЕВАНШ  заглавными буквами написан на их знамени.

Но "ментальный блок" масс (об аналогичном "блоке" элит поговорим мы в гл. 17),  все же, согласитесь, не то же самое, что историческая реальность. А в реальности что ж, разве может какой-нибудь Крым возместить потерю Польши, Финляндии, Прибалтики, Закавказья и Средней Азии бывшей Российской империи? И тем более половины Европы, принадлежавшей бывшей советской? Это ведь примерно то же самое, что приравнять лягушку к слону: аберрация. Тем более что события второй половины 1980-х, подробно описанные в заключительной книге Русской идеи, странным образом обнаружили необычайную хрупкость этого "блока" масс. Едва тогдашняя перестроечная власть позволила СМИ, в первую очередь, конечно, телевидению, рассказать правду о советской империи, как миф рухнул. И вслед за ним рухнула и империя. И никто, кроме кучки перепуганных бюрократов, не встал на ее защиту. Подумайте, НИКТО – в гигантской стране с грозной пятимиллионной армией! Говорит же о чем-то этот замечательный исторический эксперимент! И был ведь он делом рук тех самых "никудышних" русских европейцев. Чьих же еще? Так, может быть, не такие уж они никудышние?

Но стоят на своем нигилисты. Что поделаешь? Придется воевать.

Я понимаю, что всякий запоздалый "второй фронт", создаёт для обсуждения массу формальных неудобств. В частности, придётся мне оживить в памяти читателя, знакомого с трилогией, множество персонажей, эпизодов и ссылок, ему уже известных. В принципе это все равно, что попытаться заново перевоевать уже законченную войну – только на новом фронте. С другой стороны, однако, имеет такая попытка и свои преимущества. Она даёт возможность вкратце обобщить, свести воедино разнообразные аргументы, разбросанные по пространству почти двухтысячестраничного трехтомника, заново оценить их логику и проверить их интеллектуальную убедительность. Я хочу надеяться, что преимущества этого второго фронта перевесят в глазах читателя его неудобства. 

Я мог бы, конечно, обсудить здесь свои разногласия и, скажем, с Александром Невзоровым или с Николаем Усковым, или, на худой конец, с проф. В.В. Ильиным, который учит студентов, что "никакой разницы между Иваном IV, укреплявшим централизм рубкой голов, и Петром I, бравшим в руки рубанок и занимавшимся тем же – утверждением восточного деспотизма в России, –  нет".[1] Но точнее и, если хотите, выразительнее всех сформулировал их все-таки в силу своей уникальной неосведомленности о русской истории А.А. Пелипенко в статье "Россия и Запад: грани исторического взаимодействия".[2] Впрочем, его формулировки до такой степени буквально отражают общепринятый среди нигилистов   взгляд на русскую историю, что спорить с ним по сути все равно, что спорить с самим этим взглядом.

Например, Пелипенко решительно не верит, что Россия изначально страна  европейская – и либеральные нигилисты не верят. Он убежден, что в качестве деспотической империи Россия всю дорогу противостояла Европе, была ее антитезой. И все они  в этом убеждены. Он считает,  что "генеральной доминантой" европейской государственности был "процесс формирования национальных государств" [3], тогда как в России никогда такого процесса не было. И нигилисты так считают. Он напрочь игнорирует открытия советских историков-шестидесятников, документально доказавших присутствие прогрессивных реформ в досамодержавной, докрепостнической  и  доимперскойРуси первой половины XVI века, и, следовательно, ее способность к политической модернизации. И нигилисты эти открытия игнорируют. 

(Как мы уже знаем, замечу в скобках (см. главы 8−11), не все либералы-нигилисты разделяют жесткий догматизм Пелипенко. И понятно почему. Должны же они как-то объяснить присутствие в этой "антитезе Европы" русских европейцев, собственное, свое, так сказать,  присутствие (не с Марса же, в самом деле, все они, включая Пелипенко или Невзорова, в нее свалились). И потому иные из них предполагают, что в какой-то момент ее истории России была сделана некая европейская "прививка". Одни – в XIX веке их было большинство, уверены, что сделана была эта мичуринская "прививка" Петром, в ХХ веке мнения склонились в пользу Екатерины. Несмотря  на эти разногласия, однако, все  они согласны с Пелипенко, что "с эпохи Ивана Грозного Русь обозначилась для Европы в качестве внешней имперской антитезы".[4] А это, естественно, влекло за собою "отказ от либеральной альтернативы"). [5]

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ МАНЁВР

Здесь, однако, проблема. Состоит она в том, что русская история не начинается с Ивана Грозного. И с империи не начинается она тоже. На самом деле от начала Киевско-Новгородской Руси до окончательной победы контрреформаторов – иосифлян (и самодержавной революции Грозного) в 1560-е, прошло не меньше веков, чем от этой победы до наших дней. И все эти досамодержавные столетия "генеральной доминантой" русской государственности как раз и был ровно такой же, как в Европе "процесс формирования национального государства"  (насколько вообще можно говорить в те времена о национальной государственности).

Не удался  на первых порах процесс, это правда, а потом и вовсе был насильственно прерван  монгольским завоеванием – но, во всяком случае,  ничего подобного самодержавию, оставим пока в стороне вопрос о деспотизме, и в помине тогда на Руси  не было. Более того, обе  известные нам попытки установить режим неограниченной власти окончилась для великих князей Андрея Боголюбского в середине XII века и Василия III, в начале XVI,  неудачей. Иначе говоря, победой тогдашних русских европейцев.

Европейский характер Киевско-Новгородской Руси признают, как мы видели, даже самые неколебимые из западных приверженцев теории "русского деспотизма"  Карл Виттфогель и Тибор Самуэли (см. гл.5)  Мало того, главная трудность  для этих авторов состоит именно в том, чтобы объяснить роковой "перелом", в результате которого ЕВРОПЕЙСКАЯ  Русь превратилась вдруг в  "антитезу Европе".[6]  Их попытки объяснить этот немыслимый исторический курбет влиянием "Орды" тоже подробно рассмотрены в трилогии, и нет надобности здесь их повторять.

Пелипенко, однако, предпочел, как мы видели, обойти эту трудность западных единомышленников своего рода хронологическим манёвром, попросту начав  русскую историю с противостояния Европе во второй половине XVI веке. Само собою, пришлось ему для этого пойти на некоторые жертвы. Например, игнорировать эпохальную борьбу тогдашних "либералов"-нестяжателей (под либералами имею я здесь в виду противников неограниченной власти) с идеологами самодержавия (иосифлянами) за церковную Реформацию.  Между тем именно трагический исход этой борьбы, по сути, и решил судьбу России на пять столетий вперед.

И не одну лишь нестяжательскую борьбу, продолжавшуюся, между прочим, на протяжении четырех поколений, пришлось ему игнорировать, но и связанные с нею "Московские Афины" 1490-х (о которых свидетельствуют сами иосифляне). И "крестьянскую конституцию" Ивана III (Юрьев день). И вообще все его царствование, занявшее практически всю вторую половину XV века, на протяжении которого Россия не была ни империей, ни "антитезой". Не упоминает Пелипенко  даже о Великой  реформе, правительства Адашева, вводившей в России 1550-х земское самоуправления и суд присяжных – за три столетия до аналогичных реформ Александра II.  Не упоминает даже о пункте 98 Судебника 1550 года, который  назвал я  в трилогии русской MagnaCarta и который юридически запрещал царю принимать новые законы единолично.

[1]А.А. Пелипенко. Россия и Запад: грани исторического взаимодействия // Россия: путь в третье тысячелетие, М., 2000, с. 66

[2]Там же, с. 68.

[3] Там же.

[4]Там же.

[5]See Кarl A. Wittfogel. “Russia and the East: A Comparison and Contrast” in theDevelopment of the USSR: an Exchange of Views, ed. by Donald W. Treadgold, Seattle, 1964, p. 352-353. See also Tibor Szamualy. The Russian Tradition, London, 1976. p. 87.

[6]А.А. Пелипенко. Цит. соч., c.66.

 Продолжение следует.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snob.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snob.ru
          • домен snob.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции