html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Спор о «вечном» самодержавии: от Грозного до Путина

СПОР О "ВЕЧНОМ" САМОДЕРЖАВИИ: От Грозного до Путина

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ КАК ОНА БЫЛА

Глава 1. Вводная.

Глава 2. Заметки по следам дискуссии.

Глава 3. Так было это с нами или не было?

Глава 4. Новая парадигма? Неизвестная Россия. Гибель реформы.

ЯЗЫК, НА КОТОРОМ МЫ СПОРИМ.

Глава 5. Деспотология.

Глава 6. Парадокс абсолютной монархии.

Глава 7. Самодержавная государственность.

МОЙ "ВТОРОЙ ФРОНТ".  ЧАСТЬ 1.

ПЕРЕПИСКА СО СТАРЫМ ДРУГОМ

Глава 8.  В дискуссии.

Глава 9. О дружественной критике: "артиллерия бьет по своим?"

Глава 10. О "европейском столетии". Ответ Александру Янову.

Глава 11. Диалог с читателем.

МОЙ "ВТОРОЙ ФРОНТ"  ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

НА ФОНЕ ИСТОРИИ.

Глава 12. Нигилисты навыворот.

Глава 13. Как стала Россия тем, чем стала?

Глава 14. "Выпадения из Европы".

Глава 15. Упущенный шанс.

Глава 16."Ментальный блок" элит.

Глава 17. Последняя реплика.

ПРОВЕРКА МИФОВ

Глава 18.  Моя "нераскопанная Троя".

Глава 19. Много ли на земле "цивилизаций"?

Глава 20. Мучитель.

ИВАНИАНА. ВЕК XX

Глава 21. Подтверждение гипотезы.

Глава 22. Опричнина.

Глава 23. Исповедь.

Глава 24. Конец спора или новое начало?

Приложение 1.О послании МБХ русским европейцам

Приложение 2.О воскрешении Европы

Приложение 3. Переписка с Ларри Вульфом (2002)

Приложение 4.И. Кондаков. Легенда российской историографии. Послесловие к спору.

 

ИСТОРИЯ КАК ОНА БЫЛА

Глава 1

ВВОДНАЯ

Истина рождается как ересь и умирает как предрассудок.

 Гегель

Что знаем мы о самодержавии?  Почему не отпускает оно нас на волю, как крепостных, –  из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век? Что бы мы ни делали, не отпускает? И не скажешь ведь, что не умела Россия избавляться от самых глухих своих тупиков, лишавших ее, казалось, будущего. Как еще умела!  Избавилась при Петре  от православного фундаментализма Московии. Избавилась при Александре II от крестьянского рабства. Избавилась при Горбачеве от империи. Избавилась, наконец, при Ельцине от коммунизма. Как в детской присказке про колобка "и от дедушки ушел, и от бабушки ушел..."  А  от   самодержавия не может. Почему?

О ЧЕМ СПОР?

Есть два ответа на этот роковой вопрос.

Первый –  "ментальность" такая, неевропейская. Не может народ в России жить без тирании. "Исключительно мощный генетический код", как объясняет нам Путин. Именно ведь на "ментальность" русского крестьянина ссылались в XVIII веке крепостники, сопротивляясь отмене крестьянского рабства: не сможет, мол, русский крестьянин жить без власти хозяина, помещика. Все пропьет. Пропадет. И с ним пропадет Россия. Кратко обобщил тогдашнюю "ментальность" знаменитый в свое время поэт Александр Сумароков: "Свобода крестьянская пагубна для России". Поверь ему  российские элиты времен Великой реформы 1860-х, никогда б ее, этой реформы, не было[1]. И точно так же именно православной "ментальностью" объясняли свое сопротивление реформам Петра и его противники: погубят, мол, православную Россию латинские еретики. Вот образец тогдашней "ментальности": стрельцы бунтовали из-за того, что "идут к Москве немцы, потворствуя брадобритию и табаку во всесовершенное православия ниспровержение". И прислушайся к той "ментальности" Петр, не состоялся бы "прорыв в Европу" в 1700-е.

Но Россия-то, как мы только что видели, уже продемонстрировала – в гигантских исторических, если хотите, экспериментах – что код этот беспощадно не раз и не два ломала и к саморазвитию способна! Аристотелевской, значит, деспотией быть не может и генетика тут ни при чем.

Таким образом, второй ответ – исторический. То есть, вопреки логике ″ментальности″ − крестьян освободили и "прорыв в Европу" состоялся.  И  не пропала Россия ни  от крестьянской свободы, ни  от немецкого брадобрития и табака. Напротив, четырежды сломав "исключительно мощный", если верить Путину, "код" вырвалась из исторического тупика, совершила рывок в будущее, и – главное – выяснилось, что вечная (ох, уж эти вечные апелляции к вечности), как думали в свое время, "ментальность" оказалась на поверку, не более чем смесью реакционной пропаганды и "текущих", так сказать, предрассудков. Забота о будущем страны, о продолжении, если хотите, ее истории заставила ее лидеров и в 1700-е, и в 1860-е, и в 1980−90-е преодолеть исторические тупики, действовать вопреки этой "текущей смеси", которой по недоразумению присвоили ныне модное  французское имя "ментальность". Значит, дело с самодержавием не в ней и не в "коде". В чем же тогда?

Некоторые русские историки (особенно в советские времена) пытались отождествить самодержавие с европейским абсолютизмом.Но абсолютная монархия господствовала в Европе с XVI по XVIII век, потом начав освобождаться от абсолютизма, превратилась в монархию конституционную, в иных случаях и в республику.  А Россия  и после  XVIII века,  как  была,  так и осталась  самодержавной. Совсем другая историческая траектория. Отсюда еще один драматический вопрос. Если родом самодержавие  не из деспотии, как подавляющее  большинство азиатских стран (до того, как их деспотическая государственность была разрушена Западом), и не из абсолютизма, как европейские,  то откуда оно?

Понятно,  что ответить на этот вопрос может только история. Понятно также, что покуда не привлечем  мы историю к его решению, так и останемся под игом самодержавия. Так и будем ссылаться  на якобы вечную "ментальность", как ссылались в прошлом крепостники и фундаменталисты, пусть и звалась она в их время "народностью", или на "генетический код".   Но ведь не привлекаем.  Больше того, не замечаем самого даже вопроса о происхождении и природе самодержавия.  Сформулирую поэтому без обиняков: перед нами стоит во весь рост как теоретический, так и  политический выбор между реакционной пропагандой, ″текущими предрассудками″,  т.н. "ментальностью" (о генетике я уж и не говорю, это вообще из другой оперы) и – историей. Спор наш именно об этом.

МОЯ "ЕРЕСЬ"

Россия пропустила европейскую эпоху Просвещения. Подумайте, целую эпоху, когда на протяжении нескольких поколений блестящая плеяда  замечательных критических умов дерзко штурмовала  и вдребезги разнесла –  вечные, казалось, стереотипы средневековья. И – что не менее важно – оставила за собой ТРАДИЦИЮ недоверия к стереотипам и любопытства к дерзким "ересям". Нет у нас такой традиции. Может быть, в  результате этого даже самые прогрессивные умы в России склонны к консерватизму, и попытки сломать вековые стереотипы воспринимаются не столько с любопытством, сколько с раздражением. Особенно в самой уязвимой с точки зрения  влияния стереотипов гуманитарной сфере. И в первую очередь в истории (если "ересь", конечно, не очевидный конспирологический анекдот, как в случае А.Т.Фоменко).

Я знаю об этом не понаслышке. Да, моя попытка сломать "ордынский", условно говоря, стереотип (т.е. гипотеза, об изначальном европействе России, о которой ниже) была встречена в штыки и на Западе. Первая ее публикация –  по необходимости в Америке "The Origins of Autocracy",1981 (потом она, правда, была перепечатана в Италии "Le origini dell'autocrazia", 1984, и в Японии "The Russian Challenge", так мне, во всяком случае, перевели ее нечитаемое название,1989) – вызвала очень разные отклики в мире. От "памфлета" (Марк Раефф) до "эпохальной работы" (Рихард Лоуэнтал). Но среди этих отзывов были и важные рекомендации, например, тогдашнего патриарха американской славистики Сэмюела Бэрона ("Янов по существу сформулировал новую повестку дня для исследователей эпохи Ивана III" в "Slavic Review") или Айлин Келли в  "New York Review of Books"­, сравнившей мою работу с философией истории Герцена. Ничего подобного в России.

Здесь доминировало некое глухое внутреннее отталкивание от самой идеи изначального европеизма России. И было в нем не только отчаяние (см. "русская душа  – тысячелетняя раба" в замечательном романе Василия Гроссмана "Все течет"), но и туча мелких "ученых" придирок. Было, правда, и предостережение авторитетного историка Игоря Кондакова: "Критика Янова с позиций конкретного исследования совершенно несостоятельна... Всякое окучивание тех или иных исторических грядок мало что может возразить относительно больших идей, связанных с повторяемостью истории, с наличием каких-то магистральных линий, которые не уходят на всем протяжении российской истории". Но и это предостережение прошло мимо ушей. Одним словом, контекст появления моей "ереси" в России был недружелюбным.

А "ересь" вкратце была такая. Я исходил из того, что не в азиатской Орде начиналась русская государственность, а в Европе. Так же, как начинались  обыкновенные североевропейские абсолютные монархии (Московское государство 1480 – 1560 тоже была северной страной: южная граница в районе Воронежа, культурные центры – на Севере). Короче, тогдашняя государственность ее подобна была, грубо говоря, шведской или датской, варяжской.  Во всяком случае, самодержавия не было в ней тогда и в помине.

Разница с североевропейскими соседями была в уникальной двойственности русской политической культуры (о чем подробно в следующей главе), лишь в том, что восточной границы у Руси, по сути, не было. И расширяться она могла после завоевания Казани практически беспрепятственно –  до самого Тихого океана: сопротивление сибирских туземцев было значительно менее серьезным, нежели сопротивление американских индейцев.  Россия обретала гигантскую колонию, которую она, в отличие от Америки, не столько осваивала, сколько ПРИСВАИВАЛА, превращаясь в самую большую в мире страну.

И надо же, чтобы совпала эта имперская экспансия с чрезвычайным, грозным  событием в Москве, сопоставимым  по мощи и кровавому насилию с Октябрьской революцией 1917 года, событием, полностью изменившим, мистифицировавшим  жизнь и судьбу  страны на столетия вперед. Изменившим, но не превратившим ее (в силу той же двойственности) в Орду, лишь в скользкий гибрид, в амальгаму европейства и "ордынства", обусловившую  его долгожительство.  В то, короче, что и назвал  я "самодержавной государственностью". В этом, собственно,  и состоит моя "ересь".

Сравнение террора Ивана Грозного (то есть в моих термин САМОДЕРЖАВНОЙ  РЕВОЛЮЦИИ 1560-х, я говорю о ней) с отечественной "татарщиной" принадлежит, напомню, еще Н.М. Карамзину. Но природы этого рокового совпадения отечественной "татарщины" с новой империей Карамзин не понял, тем более не понял его последствий. Так же, как не поняла их и вся классическая русская историография, трактовавшая Россию  просто как запоздалую Европу. Не как наследницу Орды, правда, я подчеркиваю, как Европу. Да, она ошиблась, наша замечательная историография, но не до такой же степени...

Вот-вот, за ближайшим поворотом, ожидала она, "взойдет заря пленительного счастья",  и "свобода вас встретит радостно  у входа", как обещал Пушкин декабристам. Ах, эта пушкинская заря! Сколько поколений русской молодежи поманила она – и обманула! Да, ожидаемый "поворот" наступил, заря взошла в феврале 1917 года –  и что же? Лишь внешнюю форму изменило самодержавие, в остальном осталось, как было.  И вновь показало себя во всей своей "татарской" свирепости.

Вот тогда впервые и замаячил перед русскими умами проклятый вопрос: да что же оно такое, это "вечное" самодержавие, избавиться от которого не смогла и революция? Тогда и начался наш спор. Он молод, как видите, и ста лет ему еще нет. Первыми задали этот вопрос эмигрантские евразийцы. И ответ их был прост: уже известная нам "ордынская" ментальность. Не понимает и не принимает, мол, органически русский народ свободу, путает ее с разбойничьей волей. Короче, жить без тирании (читай: без самодержавия) не может.

И аргумент их был серьезный, опирался на неоспоримые как будто бы исторические факты. За два с половиной столетия Киевско-Новгородская варяжская Русь собственную государственность создать не сумела, жила беспрерывной братоубийственной междукняжеской войной. Так и жила бы, кабы не азиатские завоеватели, освободившие ее от беспрерывных войн. Отсюда евразийское мотто: "Без татарщины не было бы России". И, слава Богу, говорили евразийцы, хватило ума Руси не отказываться от "татарщины", когда ослабла орда. Просто, как объяснял их молодой идеолог князь Н.С. Трубецкой, "перенесли столицу из Сарая в Москву".

Короче, на роковой вопрос "откуда самодержавие?″ евразийцы четко ответили: из азиатской Орды. Вроде бы логично. Вот только костью в горле у этой по-своему стройной теории стояло ПОСТмонгольское Московское государство, созданное Иваном III, и то, что назвал я  "Европейским столетием России" (1480 −1560).

Евразийскому ретроспективному историческому "идеалу" мешали:

1. "Юрьев день", законодательно гарантировавший переход, то есть, не будем лукавить, крестьянскую свободу.

2. Боярская дума как "учреждение не государево, а государственное", по выражению В.О. Ключевского (главное его архивное открытие).

3. Неограниченная свобода слова (гневно засвидетельствованная  открытым противником государя Иосифом Волоцким).

4. Судебник 1550 года, юридически запрещавший государю принимать новые законы или вводить новые налоги "без всех бояр приговору".

5. Великая реформа 1550-х, вводившая крестьянское и посадское самоуправление и право "судиться между собою", т.е. независимый от государства суд и возникновение сильной крестьянской предбуржуазии, как именовали это свое архивное открытие советские историки-шестидесятники. Могло ли  что-либо подобное случиться  при "татарщине"? 

И случилось все это при вполне европейской абсолютной монархии, раз и навсегда положившей конец междукняжеским войнам. Устроила, иначе говоря, Русь,  свою государственность – без "татарщины" и  БЕЗ САМОДЕРЖАВИЯ.

 

[1]Заметим  на полях, что термин "ментальность" принадлежит французской школе "Анналов", но искажен в этой интерпретации, поскольку в оригинале  с этнизмом и с замкнутостью культур  имеет весьма мало общего.

 Продолжение в следующую субботу.

 

Читайте также

Он, его любовница и ее подруга
Всего просмотров: 31834
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snob.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snob.ru
          • домен snob.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции