html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Спасти нельзя разрушить. Почему важно сохранить советские модернистские здания (и какие именно)

В этом году ВДНХ присоединилась к большому списку объектов, обновленных городом, среди которых — Новый Арбат, Тверская, площадь Тверская Застава и множество парков во всех районах Москвы. Дело пошло дальше новой плитки: не так давно после реконструкции открылся павильон «Космос», в котором разместился интерактивный музей космонавтики. Другим павильонам, таким как «Радиоэлектроника и связь», возвращают первоначальный облик, скрытый в 1960-х за фальшфасадами.

Реставрация не обойдет и модернистский павильон «Москва», известный как «монреальский павильон», построенный к «Экспо-67» в Монреале и пересобранный в Москве в 1975-м. Работы над ним начнутся в следующем году. Как изменится павильон, точно пока неизвестно — проект еще не был представлен общественности, — но любого мало-мальски понимающего в архитектуре человека обрадует перспектива сохранить его в первозданном виде. Модернистский стиль остается недооцененным нашими современниками, и зачастую то, что стоило бы защитить от разрушающего воздействия времени, исчезает до того, как его ценность признают.

Советская сенсация в Канаде

История павильона «Москва» начинается в ранних 1960-х. Предполагалось, что всемирная выставка «Экспо-67» пройдет в Москве, и советские архитекторы, конечно же, не могли ударить в грязь лицом.

Главный архитектор Москвы тех лет, Михаил Посохин (автор Кремлевского дворца съездов, Нового Арбата, Северного Чертанова и других знаковых проектов) предлагал выполнить советский павильон в виде стеклянного шара размером с Главное здание МГУ. Его предполагалось подвесить над искусственным прудом.

Как и многим другим амбициозным проектам тех лет, ему не суждено было осуществиться: оттепель закончилась, и легкий стеклянный модернизм уступил место тяжеловесному «имперскому» модернизму брежневских времен. СССР отказался от проведения выставки, и она прошла в Монреале, став самой медийной на то время, с такими гостями-знаменитостями, как Елизавета II и Марлен Дитрих, Грейс Келли и Шарль де Голль.

В какой-то мере «монреальский павильон», построенный по проекту Михаила Посохина, Ашота Мндоянца и Бориса Тхора, стал ответом на американскую выставку, состоявшуюся в московских Сокольниках в 1959 году. Советы распространяли рекламу даже среди американцев: «Посмотрите, что строят русские всего в 40 милях от США. Американцы должны увидеть это!» — гласил текст рекламных листовок. Советский павильон стал одним из наиболее популярных на «Экспо-67» (12 миллионов посетителей), обогнав даже дом-сферу Ричарда Фуллера.

Денис Ромодин, историк архитектуры:

Павильон № 70, или «монреальский», часто неотделим в одном кадре со знаменитым монументом Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Сейчас это потускневшее здание из металла и стекла является памятником своей эпохи и символом СССР на международной выставке «Экспо-67», которая могла бы пройти в Москве, но тогда СССР в силу экономических и политических причин отказался принимать у себя.

Архитектору Борису Тхору удалось сделать принципиально новое инженерное и архитектурное решение. Легкий изогнутый объем крыши держался на четырех мощных стальных опорах, расположенных под углом к земле и образующих две буквы V. В то же время стеклянная оболочка играла роль обособленной ограждающей полупрозрачной конструкции.

На потолок крыши был нанесен силуэт реактивного самолета, который хорошо просматривался вечером, когда интерьеры освещались и становились абсолютно проницаемыми снаружи. Все это придавало композиции здания динамику, ассоциирующуюся с ощущением полета.

И неслучайно, так как главным экспонатом в этом павильоне был сверхзвуковой авиалайнер Ту-144. На переднем фасаде сквозь стекло светилась огромная надпись USSR.

Здание произвело фурор на выставке, и после окончания «Экспо-67» было решено павильон СССР восстановить в Москве на территории ВДНХ у северного входа. Монтаж и демонтаж в Монреале выполняла итальянская компания Feal.

Поскольку павильон не проектировался как сборно-разборный, ушло почти десять лет на то, чтобы воссоздать его в Москве. Фактически часть конструкций пришлось создать заново. Каркас смонтировали к 1973 году, остекление только к 1975-му, бюджет строительства превысил общие затраты на строительство в Канаде. В то время на этой территории появляется новое пространство ВДНХ и проектируется еще один павильон для экспонирования товаров народного потребления. «Монреальский» павильон вписался тогда в эту концепцию и стал павильоном для межотраслевых выставок.

К сожалению, в 19902000-х павильон, как и вся территория бывшего ВДНХ, стал эксплуатироваться под выставки-продажи. Угроза над павильоном нависла в 20082009 годах, когда руководство ВВЦ решило использовать данную территорию для строительства современных выставочных зданий.

К счастью, в тот момент павильон был объявлен объектом культурного наследия, да и ВВЦ стал вновь государственным объектом, а вскоре был передан городу и началось возрождение территории.

В 2016 году были подведены итоги конкурса на разработку концепции нового комплекса «Экспо» на ВДНХ. Территорией рядом с павильоном займется одно из шести архитектурных бюро-победителей — Ginzburg Architects.

В 1967-м почти все материалы для «начинки» павильона были привезены из СССР — эскалаторы, древесина, металл, стекло. Это обошлось Союзу примерно в 15–20 млн долларов. На трех этажах павильона разместилось 10 000 экспонатов, основная гордость СССР — макеты доменной печи Новолипецкого металлургического завода и первой АЭС, ядерной установки «Токамак» и протонного ускорителя, макеты космических кораблей и спутников. Не обошлось без барельефа Ленина, специально привезенных кружевниц из Вологды и гордости СССР — темы космоса: ее представлял имитатор космического полета под названием «Чечевица».

Сборки, разборки и кошки

После завершения выставки в Канаде павильон разобрали. Экспозиция вернулась назад, композиция «Серп и молот» скульптора Николая Брацуна родину не увидела, а само здание в Москве собирали почти 10 лет. Металлический каркас смонтировали к 1973 году, а остекление — к 1975-му. Таким образом, затраты на повторную сборку павильона превысили стоимость его постройки в Канаде. В Москве здание поставили на трехэтажный стилобат, а входные эскалаторы заменили массивной лестницей, в 2000-е ставшей прибежищем субкультурной молодежи. В итоге павильон утратил часть своей легкости и воздушности.


Источник

Утратил он также и целевое назначение, превратившись в безликий павильон межотраслевых выставок — всего попало.

Уже в 1990-х павильон назвали «Москвой» и передали под коммерческие выставки: чаще всего в нем проводили выставки кошек. На входной лестнице выросли гроздья палаток и ларьков.

Сейчас «Москва» пустует, готовясь к реконструкции.


1973 год
Смерть и спасение модернистских памятников 

«Монреальский павильон» — наследник модернистского приема с «взлетающей» консолью, в послевоенное время впервые примененной в кинотеатре «Россия» на Пушкинской площади. А «Россия» в свою очередь восходит к конструктивистскому Дому культуры имени Русакова на Стромынке.

Он окончательно избавляется от камня, которого все еще много у кинотеатра «Россия», и становится полностью стеклянным. Прообраз «Москвы» — нереализованный проект советского павильона для Всемирной выставки 1964–65 годов в Нью-Йорке, в которой СССР не участвовал.

Сам Мельников впоследствии писал в своей книге «Архитектура моей жизни»: «Посохин не раз пользовался моей казной, но особенно отличился изуродовать блестящую идею моего проекта павильона СССР для Нью-Йорка, построив в Монреале павильон СССР киоском кондитерских изделий».


Перспектива несостоявшегося павильона в Нью-Йорке

Позже, в 1970-х годах, прием нависающего стеклянного объема стал массовым: в одной лишь Москве его тиражировали в типовых кинотеатрах. Однако эта массовость никоим образом не обесценивает «монреальский павильон». Его ценность — в именах, которые работали над его проектом (Посохин, Мельников), в уникальной истории — много ли в пост-СССР зданий, которые изначально построили в Канаде, а через 8 лет воссоздали «на родине»? Кроме того, он ценен эстетически — вместе со скульптурой «Рабочий и колхозница» и «домом на ножках» он формирует модернистскую ось района.

Несмотря на множество положительных историй о сохранении модернизма, этот архитектурный стиль до сих пор толком не принят обществом.

С момента постройки большинства непризнанных или вновь выявленных памятников архитектуры прошло в среднем 40–50 лет, и за эти десятилетия они обветшали и подверглись значительным изменениям. Это касается множества выдающихся московских жилых домов: «Дома авиаторов» («на ножках») на Беговой, ЖК «Лебедь» на Ленинградском шоссе, домам в Северном Чертаново, киевской «тарелки» УкрИНТЭИ, которую недавно чуть не снесли, бруталистских домов-«ромашек» на Оболони в Киеве.

Однако постсоветское пространство может похвастаться удачно сохраненными модернистскими зданиями (и это даже не Беларусь). Среди них — киевский и московский дворцы пионеров, Даниловский рынок в Москве.

— Дворец пионеров (Москва)

Дворец пионеров на Ленинских (Воробьевых горах) сам стал «пионером» — первенцем настоящего модернизма в СССР. Вторая половина 1950-х из-за отсутствия гибкости у советских архитекторов стала эпохой невнятной кирпичной архитектуры: уже без излишеств, но и без новых приемов, свойственных модернизму. Безликими квартальными домами застроена добрая часть юго-запада Москвы, почти весь Комсомольский проспект.

Дворец пионеров, построенный в 195862 годах на Ленинских горах по проекту Игоря Покровского, смел все прежние архитектурные каноны  как неоклассицистские, так и конструктивистские. Он асимметричен, как дома 20-х, но совершенно горизонтален.

Козырек главного входа держат тонкие колонны-«спички», за ними — огромное панно-мозаика. Дворец пионеров распадается на отдельные блоки-павильоны, растворяется в окружающем пейзаже — в целом парке с горками, прудом и малыми архитектурными формами.

Комплекс не был реализован в полной мере: в 1963 году финансирование по комсомольской линии прекратилось, и строительство отдельно стоящих павильонов на территории дворца так и не состоялось. В 2012-м инициативная группа предложила реализовать так и не построенные павильоны по проекту еще живых архитекторов, но из-за того, что Дворец пионеров с 2002 года является объектом культурного наследия, проект отклонили.

— «Чазовский дом» (Москва)

Фото автора
О Северном Чертаново написано много — и в советское время, и сейчас. А о собрате чертановских домов, «чазовском» красном доме в Крылатском городские журналисты пишут крайне мало.

Этот дом был построен в 1986 году на самой окраине Крылатского (дом до сих пор последний перед лесом) для сотрудников кардиологического центра и в народе прозван по имени его главврача, академика Чазова.

Дом во всем отличается от типового жилья, в том числе и от серии П-44, которой массово застроено Крылатское. Многоуровневые квартиры, мостики-переходы между корпусами, необычные отделочные материалы — красные панели и камень. «Чазовский» дом до сих пор стоит особняком среди остальных крылатских многоэтажек. Несколько лет назад ТСЖ провело ремонт фасада дома: были обновлены красные облицовочные панели, а почерневший от времени облицовочный камень закрыли утеплителем.

— Дворец пионеров (Киев)

Киевский Дворец детей и юношества, построенный в 1962–65 годах по проекту архитекторов Авраама Милецкого (автор киевского крематория) и Эдуарда Бильского (автор жилого района «Виноградарь»). Здание наследует элементы одновременно московского Дворца пионеров и нереализованного проекту Дворца советов на Ленинских горах.

От московского аналога у киевского дворца заимствовано немного: постановка фактически в парке, хотя он намного меньше, пруд с флагштоком (тоже, естественно, меньше, чем у «оригинала»). От Дворца советов киевский Дворец пионеров наследует гораздо больше — саму форму здания. Это «барабан» главного зала, покрытый художественными панно, свободное пространство вокруг него, и стеклянная стена, отделяющая внутреннее пространство от внешнего мира.

— Даниловский рынок в Москве
Самый удачный пример недавней реставрации объекта позднего СССР — Даниловский рынок около станции метро «Тульская», построенный по проекту Феликса Новикова в 1986 году.

В 2016–2017 годах территорию вокруг здания крытого рынка очистили от палаток и ларьков, в самом здании восстановили остекление, входную группу и стеклянный купол. Изменилась и «начинка» рынка: большую часть торговых рядов заменили фуд-корты и кафе.

Один из важнейших критериев сохранения первоначального вида Даниловского рынка — это его уникальность. Подавляющее большинство крытых рынков в СССР строилось по нескольким типовым проектам, исключения делались для крупнейших городов, и то — все они были похожи друг на друга.

Даниловский рынок Новикова — явление исключительное. Здание, похожее на гигантский каменный цветок, скорее напоминает экзотический храм, чем утилитарный советский рынок. И, хвала модернистским богам, после реконструкции он стал еще лучше, чем прежде.

И «монреальский павильон», и Даниловский рынок — везучие объекты. Несмотря на планы демонтажа, их все-таки не снесли ни в 2000-е, ни в 2010-е. Рынок уже стал «меккой» московской молодежи, а в удачном будущем «монреальского павильона» сомневаться не приходится. Однако десяткам их собратьев — кинотеатров 1960–80-х годов — так не повезло. В этом году начался их массовый снос под эгидой реконструкции. И среди «жертв» — архитектурный аналог «монреальского павильона» и кинотеатра «Россия», кинотеатр «Киргизия» в Новогиреево.

Хотите тоже написать что-то интересное в «Нож»,
но у вас мало опыта? Это не страшно: присоединяйтесь к нашему Клубу! Там мы публикуем тексты читателей,
а лучшим предлагаем стать нашими постоянными авторами.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с knife.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • knifemedia
          • метро
          • самолет
          • жилье
          • домен knife.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции