html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Современное искусство записалось в Ленинку // Премия «Инновация» экспериментирует с выставочными пространствами

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ   |  купить фото

Премия «Инновация» экспериментирует с выставочными пространствами

Государственная премия в области современного искусства «Инновация» уже объявила своих обладателей, но помимо премиальной церемонии в нынешнем году ее самым интересным начинанием стал эксперимент с показом работ номинантов и лауреатов. Часть их представлена на специальном сайте, другая — в залах Российской государственной библиотеки. Комментирует Игорь Гребельников.

За решением представить выставочные и образовательные проекты, выдвинутые на «Инновацию», частично — виртуально, частично — реально, но в нетипичном для подобных экспозиций месте, есть вполне определенная проблема. Как донести до любопытного к премиальному процессу зрителя те произведения и проекты, что уже состоялись в другое время, в другом месте? И как сделать так, чтобы и до, и после награждения (в конце концов, сама церемония — событие более светское, нежели художественное) желающие могли составить собственное представление, развернутое и полноценное, о премиальных итогах?

Зарубежный опыт тут вряд ли поможет: среди тамошних важных премий, кажется, нет таких, где практически на равных состязались бы и «персоналки» художников, и большие кураторские проекты, и образовательные затеи. И, скажем, когда в Лондоне дело доходит до награждения престижной премией Тернера, то к этому времени выставка четырех художников из ее шорт-листа, проходящая в просторных залах галереи Tate, уже в течение нескольких месяцев является одним из самых обсуждаемых событий.

С номинантами «Инновации» такого не бывало никогда: как в Москве одновременно и эффектно показать воркшоп для местных музейных работников в Перми, или иммерсивный спектакль, или целую Уральскую индустриальную биеннале? В разные годы в тесные залы ГЦСИ на Зоологической улице втискивали фрагменты работ номинированных художников, но при этом выставка неизбежно оказывалась щедро разбавленной всякого рода описаниями, фото- и видеодокументацией — зрелище, прямо скажем, интересное скорее профессионалам.

На этот раз огромный массив информации по номинированным проектам разместили на сайте http://2018.artinnovation.ru, а что-то — причем достаточно эффектно — до 12 мая экспонируется в читальных залах, на лестнице, в анфиладе и закутках Российской государственной библиотеки. Вход относительно свободный: достаточно иметь при себе читательский билет.

По словам куратора выставки Александра Буренкова (кстати, победителя прошлогодней «Инновации» за проект, показанный в фитнес-клубе), это попытка «реинтерпретации медиума, того, как показывать выставку номинантов премии... насколько можно верить документации».

Попытка отчасти удалась: по крайней мере некоторые проекты в библиотечных стенах (и вообще в контексте этого хранилища знаний) приобрели большую основательность и даже монументальность, особенно те из них, которые основаны на архивных разысканиях художников. Так, «Журнал наблюдений» Сергея Кищенко, обращенный к истории спасения коллекции семян растений, собранных Николаем Вавиловым, эвакуированных во время войны из Ленинграда, но в итоге захваченных немцами, перемещенных в австрийский Грац, где Институт генетики растений СС использовал их для экспериментальных посевов, занял не только один из самых больших залов библиотеки, но и пару коридоров со стеллажами книг Вавилова, его оппонента Лысенко, а также шкаф-обманку с «репрессированными» трудами по генетике, долгие годы хранившимися в спецхранах. В рамках этого проекта Кищенко и австрийская группа художников RESANITA засеяли семенами, вывезенными из блокадного Ленинграда, поле под Грацем и вообще продолжают детально исследовать этот эпизод в истории как науки, так и войны, о чем на выставке напоминают графика, фотографии, микрофильмы, а также банки с семенами, которыми уставлены все столы читального зала.

Другой проект, обращенный к теме восстанавливаемого по архивам прошлого,— «Бумажная память» Хаима Сокола, впервые показанный в ЦТИ «Фабрика». Художник извлек из архива московской фабрики технических бумаг «Октябрь», в советские годы занимавшейся разного рода обработкой бумаги, как образцы продукции, так и истории ее безвестных работников, сохранившиеся в документах отдела кадров: в личных делах, заявлениях, приказах. Все это послужило материалом для серии графических листов, представленных в виде альбома, обрамленных в рамки композиций и видео: работы экспонируются на библиотечных столах.

Видимо, сложнее было вписать в библиотечный антураж произведения, ориентированные на обстановку белого выставочного куба. Но и здесь есть явные удачи, как, например, гигантские полотнища из строительной пленки и баннеров Егора Федоричева, свисающие со стен одного из переходов и своей декларативно «бедной» эстетикой выгодно контрастирующие с советским ар-деко интерьеров Ленинки (до этого в меньшем масштабе они выставлялись на «Винзаводе» и в Фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина, которому «Инновация» присудила в этом году спецприз «За поддержку современного искусства в России»). Или проект MIGRATIO Валерия Айзенберга, в свое время показанный в залах Московского музея современного искусства: тогда это была ретроспектива, но картины, графика, объекты располагались не хронологически, а ассоциативно, что было призвано вызвать у зрителя мгновенный эмоциональный отклик. В РГБ картины Айзенберга развешены вдоль узкой винтовой лестницы, а также в одном из служебных помещений, где, кстати, только благодаря этой выставке и можно оказаться. Конечно, впечатление не то, что в музее, но, как пошутил художник, эта библиотечная лестница в своем роде почти что пандус нью-йоркского Музея Гуггенхайма, в свое время открывший публике возможность новых ракурсов для знакомства с произведениями.

Кстати, теме взаимоотношений зрителя и произведения в выставочном пространстве, того, как смотреть искусство, посвящен проект победителя «Инновации» в номинации «Художник года» Владимира Логутова. Его «Следующий уровень», показанный на «Винзаводе», представлял собой каскад ракурсов и диапазон возможностей белого куба для экспонирования произведений. Выставка подробно исследовала рождение абстрактной живописи и варианты ее судьбы в восприятии зрителя — того, как картины становятся неотделимыми от выставочного пространства и, по сути, развивают то самое «расширенное смотрение», возможность видеть не только глазами, но и затылком, о котором мечтал Михаил Матюшин. В библиотеке этот процесс разворачивается на столах и стенах, открывая новые возможности для этого пространства, впервые впустившего в себя современное искусство. И это, пожалуй, главный результат выставки «Инновации» в Российской государственной библиотеке, которая до этого жаловала в качестве экспонентов разве что советских плакатистов, книжных графиков и редкие книги.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ru
          • лондон
          • память
          • искусство
          • инновации
          • музей
          • библиотека
          • выставка
          • эксперименты
          • война
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции