html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Современная архитектура занимается заурядным домом для обычных людей»

Написанные Ле Корбюзье в 20-е годы манифесты «К архитектуре» и «Урбанизм» изменили облик земного шара. Две лекции, выпущенные издательством Strelka Press в сборнике «Новый дух в архитектуре», менее известны, но за счет своей подачи наиболее доходчиво объясняют принципы модернизма. Strelka Magazine публикует отрывок, из которого может показаться, что французский архитектор излагает с полемическим пафосом самоочевидные вещи. Сейчас никому не нужно доказывать, что здание должно быть соразмерно человеку, пространства нужно делать светлыми, а окна большими. Но это очевидно только благодаря тому, что будущее, описанное Ле Корбюзье, повсеместно победило.

Фото: Институт «Стрелка»

Изучая феномен архитектуры, мы по привычке рассматриваем только дворцы; разумеется, они представляют собой как бы конечную точку, завершение. Но я буду говорить о простом доме: этого материала вполне достаточно, чтобы сформулировать законы и правила архитектуры. Современная архитектура занимается домом, самым обычным, заурядным домом для обычных нормальных людей. Дворец ей не интересен. Изучать дом для обычного, «рядового» человека — значит вернуться к основам человеческой жизни, к человеческому масштабу, к типовым потребностям, типовым функциям, типовым эмоциям.

У дома две цели. Во-первых, это машина для жилья, то есть машина, назначение которой — оказывать нам действенную помощь, делать наш труд быстрее и точнее; это прилежная, предупредительная машина для удовлетворения потребностей тела — комфорта. Но во-вторых, это полезное место для размышлений и, наконец, место, где живет красота, доставляющая духу необходимый ему покой; я вовсе не утверждаю, что искусство — пища для всех, я просто говорю, что у некоторых людей дом должен вызывать чувство прекрасного. Все то, что относится к практическим целям дома, доставляет инженер; а что касается размышлений, духа прекрасного, господства порядка (который станет опорой для красоты) — все это дает архитектура. С одной стороны, труд инженера; с другой — архитектура.

Дом — прямое следствие феномена антропоцентризма, иначе говоря, того, что все сводится к человеку, по той простой причине, что дом неизбежно интересует только нас, причем больше, чем что бы то ни было; дом соотносится с нашими жестами, он — как раковина улитки. Следовательно, он должен быть нам по мерке.

Жилая единица, Фирмини, Франция

То есть необходимо свести все к человеческому масштабу; это единственно приемлемое решение, а главное — единственный способ разобраться в проблеме современной архитектуры и произвести полную переоценку ценностей; обойтись без этой переоценки совершенно невозможно после окончания эпохи, которая в общем и целом была последней волной Возрождения, завершением почти шести столетий до-машинной культуры, блистательного периода, разбившегося о машинизм, периода, который, в отличие от нашего, посвятил себя внешнему лоску, господским дворцам, папским церквям.

Но сейчас, как я сказал, перед нами новое явление, машинизм; в средствах для постройки дома по человеческой мерке произошел полный переворот, они стали значительно, бесконечно богаче и настолько идут вразрез с устоявшимися привычками, что все наследство, доставшееся нам от прошлого, оказалось совершенно бесполезным и сейчас, пока ощупью идут поиски новой эстетики. Мы стоим на пороге новой формы; именно ее мы будем пытаться выразить.

Антропоцентризм, то есть возвращение к человеческому масштабу, — это, говоря попросту, значит изучать двери, изучать окна; дом — это коробка, в которой открываются двери и окна; двери и окна — это элементы архитектуры. Прежде доходило до того, что здания строили с дверьми 12-метровой или 3-метровой высоты; и те и другие одинаково неудобны: допустимые мерки слишком растянуты, мало-помалу сложился вполне произвольный свод мерок, тогда как наш рост в метр восемьдесят нисколько не изменился. Значит, нужно пересмотреть мерки, пересмотреть элементы архитектуры. Как я только что сказал, двери и окна — определяющие элементы архитектуры; это не парадокс, и в этом можно убедиться, изучив историю окна.

Во времена римлян в домах Помпеи не было или почти не было окон; были только большие проемы, выходившие в сад или во внутренний двор. В этот большой проем проникал свет, а рядом была еще дверь, в которую проходил человек.

Жилая единица. Марсель, Франция. 1952 год

В нашей местности из-за климата и иного понимания домашней жизни требовалось что-то другое; но проделать отверстие в стене было очень сложно: нужно как-то застроить это отверстие сверху, перекрыть пролет; арка не могла быть очень большой, а потому окна были маленькие.

Позже, когда открыли стрельчатую арку и системы распоров и аркбутанов, было создано готическое окно, позволяющее выиграть в ширине; его мы видим в соборах; но в доме нельзя было делать арку больше определенной ширины, она тогда получилась бы слишком высокой; высота этажа стала бы непомерной. Поэтому окна оставались маленькими, зато их стало больше. Потом, в эпоху Возрождения, появились окна с каменными средниками, которые доживут в неизменном виде вплоть до наших дней; заметим, однако, что импосты исчезли: со времен Людовика XIV они в постройках больше не встречаются; такие окна с каждым днем все лучше подстраивались под человеческий масштаб; при Людовике XVI строят типовые, серийные дома вполне в человеческом масштабе; а потом наконец Осман, перестраивая Париж, закрепляет форму и размеры окна, которое получило право гражданства повсюду и выглядит настолько совершенным, что кажется, будто оно не изменится никогда. Про легковесное, ничем серьезным не оправданное окно, возникшее после 1900 года, я промолчу: оно — следствие архитектуры из гипса и папье-маше, пришедшей из павильонов Всемирной выставки.

Таким образом, вся архитектурная эстетика вытекает из простого практического факта — высоты этажа, и скоро в ней произойдет переворот благодаря новому техническому феномену: железобетону.

До сих пор полезную ширину окна нельзя было увеличить, потому что пришлось бы сооружать либо очень длинные плоские перекрытия, что сложно, либо арки, из-за которых потолки поднимались бы на слишком большую высоту. Но теперь дом можно построить из известных вам железобетонных опор сечением сантиметров 15–20, которые отстоят друг от друга в среднем на 5 метров, а между ними — пустота; так что если раньше дом строился со сплошными стенами, то теперь он возводится только из этих опор. Отныне форма фасада у нового многоэтажного дома будет представлять собой громадную решетку, образованную этими опорами и поперечными железобетонными балками, с абсолютно пустыми проемами между ними.

Здесь неизбежно возникала проблема, которую я упорно пытаюсь решить; я не претендую на окончательные выводы, я внимательно изучаю ее, чтобы постепенно разработать логичную и обоснованную систему.

Дизайн доступного жилья в городе Пессак в Бордо. Ле Корбюзье, 1927 год

Я сказал себе: зачем заполнять это пространство, раз оно дано мне пустым? Для чего служит окно? для освещения стен. И это не банальность, это глубокая архитектурная истина. Обычное окно освещает стену напротив; боковые стены оно освещает слабее, а ту, в которой оно пробито, не освещает совсем: половина комнаты тонет в двух теневых зонах. Зато если я оставляю пустым все доступное пространство, я достигаю важнейшего архитектурного ощущения, ощущения главного, физиологического — ощущения света: на свету нам хорошо. Так я пришел к предположению, что горизонтальное окно, равное по площади большому вертикальному окну, гораздо лучше последнего, потому что позволяет осветить боковые стены. (К слову сказать, оно имеет и другие практические следствия — для расположения комнат.)

Из этого можно сделать самые разные выводы, но мне особенно хочется подчеркнуть одно — силу антропоцентризма как феномена. Для меня на первом месте всегда стоит человек в его среде, я спрашиваю себя, что ему нужно для приятных ощущений. И прихожу к мысли, что такое окно лучше с физиологической точки зрения. Тем самым рамки архитектуры для меня радикально меняются.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с strelka.com

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • strelka.com
          • домен strelka.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции